Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 13:27, курсовая работа
Цель исследования – изучить технологию подготовки и проведения игровых форм досуга для подростков.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы досуга, игры, классификацию игр.
2. Проанализировать организацию игровой деятельности для подростков в практике собственной работы.
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Организация свободного времени подростков, как социально-культурная проблема …………………………………………………………..5
§1.1 Теоретические представления о сущности досуга………………………5
§1.2 Сущность понятия игра. Классификация игр……………………………7
ГЛАВА 2. Технология подготовки и проведения игровых форм досуга для подростков…………………………………………………………..15
§2.1 Методика организации досуга детей…………………………………….17
§2.2 Анализ организации игровой деятельности подростков в практике собственной работы………………………………………..22
Заключение ……………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснодарского края
«Краснодарский краевой колледж культуры»
ПЦК Общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по профессиональному модулю
Педагогическая деятельность
Проблемы формирования нравственной культуры личности
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Организация свободного времени подростков, как социально-культурная проблема …………………………………………………………..5
§1.1 Теоретические представления о сущности досуга………………………5
§1.2 Сущность понятия игра. Классификация игр……………………………7
ГЛАВА 2. Технология подготовки и проведения
игровых форм досуга для подростков……………………………………………………
§2.1 Методика организации досуга детей…………………………………….17
§2.2 Анализ организации игровой деятельности подростков в практике собственной работы………………………………………..22
Заключение ……………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………………………………….30
Приложения …………………………………………………………………….32
Введение.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Современные технические средства очень разнообразили досуг людей, в том числе и детский. Но в современный век компьютерных технологий
Актуальность данной курсовой работы связана с тем, что в настоящее время современные технические устройства (портативные приставки PSP, iPhone, iPad и т.п.) с одной стороны разнообразили досуг ребенка, погружая его в мир красочных интересных виртуальных игр. Но с другой – ребенок становится «заложником» этого нереального мира. Его трудно увлечь какой-то «некомпьютеризованной» игрой. Поэтому задача педагога или организатора досуга - подобрать такие формы игровой деятельности, при помощи которых можно «оторвать» ребенка от «виртуального мира», сделать его досуг интересным, активным, рациональным. А для педагога – это прекрасная возможность решать поставленные задачи, способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Объект исследования – игровые формы досуга подростков.
Предмет исследования – особенности технологии организации игрового досуга.
Цель исследования – изучить технологию подготовки и проведения игровых форм досуга для подростков.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы досуга, игры, классификацию игр.
2. Проанализировать организацию игровой деятельности для подростков в практике собственной работы.
ГЛАВА 1. Организация свободного времени детей, как социально-культурная проблема
§1.1 Теоретические представления о сущности досуга.
Сфера свободного времени и досуга, в частности, всегда являлась объектом исследований в таких науках, как философия, социология, экономика, психология, педагогика. В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Свободное время представляет собой «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат», в частности на сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы. [стрельцов, 6].
Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рекреационной, восстановительной деятельности.
Досуг - это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д. [красильников, 92]
Досуг детей - свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей [викторов, с 83].
На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность, способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия, формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию
природных талантов и
- досуг детерминирован внутренне и внешне, выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
- досуг способствует
- досуг обеспечивает удовлетворе
Досуг создает возможности для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей, для формирования характера ребенка, воспитания таких качеств, как: инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. При известных обстоятельствах досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Именно в досуговой деятельности дети знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями.
§1.2 Сущность понятия «игра». Классификация игр.
Игра – сложное социокультурное явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически и морально. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге [опарина, с. 18].
У разных народов игра трактовалась по-своему: древние греки называли игрой забавы детей, у римлян она обозначала радость, веселье, у евреев – шутку, смех, у древних германцев - плавное движение, доставляющее удовольствие, англичане трактуют игру двояко: «play» - игровое действие, «game» - игра по четким правилам [воловик, с. 168].
Любая игра лишена долженствования, внешнего навязывания. Такие сущностные особенности игры роднят её с досуговой деятельностью, но не тождественны ей.
«Игра – вид креативной деятельности, состоящей в имитации или моделировании различных форм деятельности человека в свободной манере» [григорьева,с. 128].
У любой игры есть свое содержание. Игровые занятия всегда связаны с достижением определенной цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определенными способами практического действия. Результаты игровой деятельности также своеобразны. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определенные психические знания [стрельцов, с. 183].
К основным характеристикам игровой деятельности относят: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.
Игра – одна из форм досуговой деятельности. Как самостоятельный вид деятельности, он предстаёт в игре ребенка. В его индивидуальном развитии игра является ведущим видом деятельности, деятельностью игровой, предшествующей учебной, трудовой и досуговой. Игровая деятельность испокон веков подготавливала ребенка к жизни, давала возможность освоить её в доступных для своего возраста формах, обогащала знаниями, умениями, навыками общения, развивала фантазию и практически все механизмы творческого сознания [опарина. с18].
Для ребенка игра – это средство психологической подготовки к будущим реалиям жизни. Когда ребенок покидает мир беззаботного детства, когда у него появляются социально обусловленные обязанности, игровая деятельность постепенно исчезает и ей на смену приходит деятельность досуговая. Происходит это тогда, когда он идет в школу. Учебная деятельность становится непреложным занятием, делящим время на учебное и свободное от него – досуг.
Теперь обратимся к классификации игр. Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются между собой, размывая границы.
В учебном пособии под ред. Григорьевой находим разделение игр по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр:
- по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические);
- по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
- по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, спортивные, народные, туристические, экономические, педагогические и др.);
- по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно-временные) [григорьева, с. 130].
В учебном пособии «Зрелищно-игровой досуг» автор различает игры по форме: игры-песни, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.
В самостоятельные типовые группы выделяются:
- собственно детские игры всех видов;
- игры - празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действа;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые
- соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
- свадебные обряды, игровые обычаи;
- мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады, игровые аукционы и другое [великанова, с.21-22].
Детские игры делятся на:
- физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);
- интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения;
- социальные игры: творческие
сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские,
игры-драматизации, игры-грезы); деловые
игры (организационно-
- комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность) [великанова, с.24].
Информация о работе Проблемы формирования нравственной культуры личности