Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 13:27, курсовая работа
Цель исследования – изучить технологию подготовки и проведения игровых форм досуга для подростков.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы досуга, игры, классификацию игр.
2. Проанализировать организацию игровой деятельности для подростков в практике собственной работы.
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Организация свободного времени подростков, как социально-культурная проблема …………………………………………………………..5
§1.1 Теоретические представления о сущности досуга………………………5
§1.2 Сущность понятия игра. Классификация игр……………………………7
ГЛАВА 2. Технология подготовки и проведения игровых форм досуга для подростков…………………………………………………………..15
§2.1 Методика организации досуга детей…………………………………….17
§2.2 Анализ организации игровой деятельности подростков в практике собственной работы………………………………………..22
Заключение ……………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………
Рассмотрим существующие виды игр.
Ролевые игры. В младшем школьном возрасте большое место занимают ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
Основой ролевой игры является детская самодеятельность. По своему характеру она является деятельностью коллективной, в которой нужна согласованность детских усилий. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.
Сюжетно-ролевые игры. В первом полугодии учебного года классный руководитель (воспитатель) интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
Главным здесь является стимулирование творческой активности детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей. Включение в общий сюжет ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей. При этом учитываются игровые интересы детей [кононов, с. 53].
Театрализованные игры. Такие игры предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонация, жесты, мимика) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период.
Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей младшего школьного возраста является не легкой задачей [абраменкова, с.24].
Дидактические игры. На занятиях учитель организовывает и проводит дидактические игры: упражнения детей в узнаваниях, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению; решать задачи. У них развиваются сосредоточенность, внимание, настойчивость, а также познавательные способности.
Музыкально-дидактические игры. Данный вид игр осваивается детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности [кларин, с.45].
Двигательные игры. Ритм современной жизни, учебная обстановка, пассивные зрелища, тяга к которым у ребят, к сожалению, заметно увеличивается, - все это вызывает повышенную утомляемость. Поэтому используют двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные) - самые разнообразные и многочисленные во всем пространстве детских игр. Они концентрированно обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье детей. В основе двигательных игр лежат физические упражнения. Двигательные игры способствуют воспитанию: воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.
Деловые игры. Под деловыми играми (этически деловыми) понимается форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной (общественной, управленческой) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека. Деловая игра - это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловые игры возникли как один из наиболее эффективных методов активного обучения. Деловая игра применяется как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно организованных ситуациях разного плана. Деловая игра всегда метод коллективного обучения; участники игры выступают в тех или иных ролях для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в деловых играх специальными средствами создается эмоциональный настрой для активизации и интенсификации процесса обучения [шмаков, с.131].
Экстатические игры (от греческого “восхищение”). Отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление. Это человеческие забавы, отражающие высшую степень эмоций, смещение, перемещение в иную плоскость, своеобразное слияние со средой, с той деятельностью, которой люди занимаются. К экстатическим забавам относятся современные танцы-игры, в которых за счет активных импровизационных движений, ритмических повторений, хореографического напряжения самовыражения танцующие дети испытывают эстетическое и физическое наслаждение, восторг. Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, как купание на волнах прибоя, катание на коньках, катание на каруселях, катание на велосипедах и многое другое [ушакова, с.133].
Освобождающие игры. К данному типу игр следует отнести:
- миметрические игры (от греческого “подражанием”) - пантомимы, пародирование, экспромтные драматизации детей (акробатика, кукольные представления и номера оригинального жанра);
- юмористические забавы: речения, розыгрыши, игры-шутки, анекдоты, посиделки, страшилки и другое, которое выступает в роли механизма защиты личности ребенка;
- трюки, парадоксы, фокусы;
- игры случайного выигрыша, непредсказуемой удачи: карты, домино, лотерея, игры в кости и другое [моторин, с.13].
Лечебные игры. Возникшие в 20-е годы психотерапевтические игры - вид психической гимнастики, с помощью которой вырабатываются навыки сотрудничества, диалога, способность к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в семье и группе сверстников. Лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а по сути они способны снять напряжение, помочь детям “выплеснуть” негативные эмоции, разрядиться [ушакова, с.41].
Игры ритмические, хороводные, музыкальные. Игры под музыку имеют большое воспитательное и образовательное значение. Музыкальная игра развивает пластику, ритмику, воспитывает умение произвольно придавать движениям различную временную протяженность. Часто игра построена на прыжках, движениях с предметами, что помогает развивать координацию движений, воспитывать свободу движений, изящество, легкость. Игры под музыку способствуют развитию музыкального вкуса, музыкальной грамотности, прививают любовь к музыке в целом.
Игровые забавы, шутки, аттракционы. Дети очень ценят хорошую шутку, забаву, аттракцион, в основе которых заложен элемент игры. Аттракционы, веселые многоборья, забавы, игры-шутки приносят детям бесценный человеческий дар. Игры-забавы являются играми-упражнениями, играми-соревнованиями. Они своеобразный экзамен и общественный смотр личных достижений ребенка. Игровые забавы таят в себе серьезный интеллектуальный потенциал.
Электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры). Игровые программы сводят досуговую деятельность ребенка к манипуляции на экранах дисплеев, к погружению в нарисованный примитивный мир военных или иных конфликтов. Электронно-игровая “наркомания” формирует ущербный тип личности, вызывает нервно-психологическое истощение. Игровые автоматы - серьезная примета технической эры. Их появление открывает, несмотря ни на что, новые возможности для развития воображения, быстроты реагирования, мгновенного принятия решений. Дети принимают эти игры с энтузиазмом, их влечет испытать себя в противоборстве с электронным партнером, проверить меру своих способностей, своих возможностей. Игровая компьюторика - новый пласт игровой культуры современных детей. Это важная перспектива развития целенаправленного досуга детей [бакина, с.59].
Игра - важнейшее средство воспитания школьников. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игровых форм можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.
ГЛАВА 2. Технология подготовки и проведения игровых форм досуга дляподростков.
§2.2 Методика организации игровых форм досуга подростков.
Основной принцип работы сподростками– рациональная организация их досуга.
Игровая досуговая деятельность – это активный отдых в игровой форме, направленный на расширение кругозора детей и организацию свободного времени. Игровые формы досуга весьма разнообразны: это конкурсы, викторины, игровые программы, утренники, состязания. В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие, так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.[ерошенков, 102]
Методика организации игровых форм досуга детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов, количества участников, условий и места проведения игры, наличия игрового инвентаря. Игры связаны со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему развитию, несут в себе познавательные и воспитательные элементы.
Игровая деятельность может дать нужный эффект при соблюдении следующих условий:
• во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную цель;
• во-вторых, при организации игровой деятельности необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков;
• в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства социального педагога, организатора массовых игр.
В технологию подготовки игровых форм досуга входят:
Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным: название игры, цель игры, роли и место расположения играющих, ход игры, правила.
Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглашения или жребия, но наиболее интересный прием, с педагогической точки зрения, – выдвижение водящего коллективом игроков.
Определение результатов игры имеет большее воспитательное значение, поэтому организатору необходимо продумать характер объявления результатов игры.
Условия эффективности игры:
- доступность игры. Нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем;
- добровольность включения
в игру; распределение ролей с
учетом желаний и
- обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения проведения игры;
- поощрение игровой
- глубокое знание руководителем
игры сферы избранной для
соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса. [воловик, с. 182]
Функции, которые выполняет игра, следующие:
С. П. Афанасьев в своей работе «Детские праздники в школе, оздоровительном лагере, дома» подробно раскрывает сценарные основы технологии игр, игровых программ. В его работе отмечается, что при подготовке различных мероприятий необходимо:
- знать существующие формы;
Информация о работе Проблемы формирования нравственной культуры личности