Проблемы формирования нравственной культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить технологию подготовки и проведения игровых форм досуга для подростков.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы досуга, игры, классификацию игр.
2. Проанализировать организацию игровой деятельности для подростков в практике собственной работы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Организация свободного времени подростков, как социально-культурная проблема …………………………………………………………..5
§1.1 Теоретические представления о сущности досуга………………………5
§1.2 Сущность понятия игра. Классификация игр……………………………7
ГЛАВА 2. Технология подготовки и проведения игровых форм досуга для подростков…………………………………………………………..15
§2.1 Методика организации досуга детей…………………………………….17
§2.2 Анализ организации игровой деятельности подростков в практике собственной работы………………………………………..22
Заключение ……………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа .doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

- уметь наполнить эти  формы каждый раз новым содержанием;

- уметь придумать полученному  результату  название.

Автор пишет, что «… не существует необходимости владеть методикой сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологий «придумывания» - это всё, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий. Количество форм воспитательного мероприятия невелико, поэтому множество мероприятий (имеющие общие признаки) относятся к одной форме воспитательной работы. Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, относятся к творческим, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду. Так, творческие конкурсы принято называть понятием «Игровые конкурсные программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию – новое содержание» [григорьева, 145-146].

При проведении игр очень важным является элемент соревновательности. Именно он возбуждает у детей моральные стимулы, желание быть первым, коллективизм, чувство долга и ответственности перед товарищами. Поэтому, проводя игры, в которых проявляются личные качества и индивидуальные способности, особый акцент необходимо делать на коллективных играх, воспитывающих ребят в духе коллективизма.

Успех игровой программы зависит от подготовки игровой бутафории, реквизита, отработки текста — объяснения игры, музыкального сопровождения. Дети охотно вступают в игру. Однако их активность во многом зависит от руководителя, от его умения пробудить интерес к игре.

В процессе проведения игр организатор досуга как дирижер направляет энергию ребят в нужное русло, вовремя прекращает игру, если она наскучила ребятам или они выходят за рамки дозволенного.

Дети любят праздники и карнавалы и охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых рекреационно-развлекательный элемент является преобладающим.

К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, проводов зимы, праздник русской березки, праздники лета, цветов и т.д. Активное участие детей в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества [ерошенков, с.103].

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.3 Анализ организации игровой деятельности для подростков в практике собственной работы.

 

Я являюсь культ организатором и руководителем кружка по прикладному творчеству в сельском доме культуры х.Екатериновского Абинского района. В течении года и летний период в частности сотрудничаем со школой№20 из которой приходят дети.

Формы работы разнообразны: викторины, Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов)

Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы)

Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции.

Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах  - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья».) Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы и т.д. Так же работают Кружки (декоративно прикладного творчества, театральный кружок, вокальный.)  Но наиболее интересными для детей являются игровые формы, с помощью которых мне, как организатору детского досуга, удаётся решать актуальные проблемы. Ребята с удовольствием участвуют в предлагаемых мною играх. Часто сами проявляют инициативу и просят меня провести какую-то конкретную полюбившуюся игру.

Одной из наиболее простых по организации игровых форм, используемых в практике собственной работы, являются игры-викторины. Такие игры требуют от участников лишь ответы на поставленные вопросы. И в зависимости от поставленной цели, могут меняться условия и правила игры: либо это командная игра, когда нужно развивать у детей коммуникативные навыки, способствовать сплочению коллектива, либо это игра одиночная, когда нужно позволить ребенку показать свою индивидуальность, своё «Я», продемонстрировать личные интеллектуальные способности.  

Викторины проводятся на различные темы: природа, космос, сказки, мультфильмы и т.п. Чтобы вызвать интерес у детей и не дать им заскучать, вопросы подбираются достаточно простые и понятные. Принцип викторины – назвать, вспомнить, угадать, продолжить.  Если игра проводится между командами, то каждая команда отвечает на вопрос по очереди. Если одна из команд не находит ответа, то вопрос переходит к другой и при ответе очко засчитывается ей. Каждому, давшему правильный ответ, выдается жетон. Победителем становится команда, набравшая больше жетонов.

Разновидность викторины – это игры-аукционы. Победитель аукциона тот игрок (или команда), кто назовёт последним ответ из всех возможных ответов на поставленный вопрос. Одна из подобных игр, проводимых с детьми, называлась «Кто больше». В задания входили такие, как: «Кто больше: вспомнит пословиц о дружбе; знает сказочных персонажей – животных; назовёт песен с названиями цифр» и т.д.

Более сложной по организации являются игры-соревнования. Соревнование проводилось для ребят на открытом воздухе. Задачи, которые я ставилю перед собой: воспитание воли, настойчивости в преодолении трудностей, развитие лидерских и коммуникативных навыков, навыков  взаимопомощи.

В игре были такие задания, как: «Слушай мою команду», «Змейка»,  «Кочки», «Неразрывная цепь», «Скакалки», «Набивание теннисного мячика» (Приложение 1).

Итог проведенной игры-соревнования был следующим. Одна из команд была сплоченной, ребята помогали друг другу,  были нацелены на результат.

Одной из интересных игр, проводимых для детей, была игра «В поисках сокровищ» (Приложение 2).

Итог проведенной игры: Игра ребятам очень понравилась. Они с большим азартом бегали по территории школьного двора в поисках «клада».

Вначале игры я провела беседу-минутку о том, как правильно разбираться в карте, какие условные обозначения имеются. В процессе «поиска сокровищ»  выявился лидер – мальчик Андрей.  Он быстро реагировал на поставленные цели, давал распоряжения остальным участникам команды и вел за собой ребят. Также ребята спорили между собой за право взять найденную карту. Например, один ребенок увидел, что карта привязана к ветке дерева, а другой – достал её. Начиналась ссора, кто же в действительности её нашел. В такие моменты мне, как педагогу, приходилось останавливать игру и объяснять ребятам, что они – одна команда, и нет смысла ссориться из-за карт, т.к. в конечном итоге «клад» достанется всем.

 Считаю, что в целом игра прошла удачно. Дети были очень довольны найденному сундучку с конфетами и просили меня провести такую игру ещё раз.

Развитие творческих способностей и воображения детей я осуществляю в ролевых играх, играх-импровизациях, пантомимах, пародиях. Суть таких игр в том, чтобы мимикой, жестами, интонацией (кроме пантомим) показать загаданное слово  или действие. Задания могут быть совершенно разными:  показать животное, известную личность, изобразить вид спорта, время года  и т.д. либо экспромтом разыграть сценку.

Одной из интересных игр на импровизацию была постановка сценки «Во дворе». Игра направлена на работу в коллективе, помогает разрешить трудности, связанные с застенчивостью. Развивает творческие способности, воображение и фантазию участников. Удовлетворяет потребности детей в отдыхе и в самовыражении.

 Детям предлагалось выбрать роль и без репетиции по ходу чтения текста выполнять действия.

Постановка сценки оказалось очень веселым и увлекательным занятием. Главным здесь являлось слуховое восприятие, воображение и творческие способности ребят. Вначале дети немного растерялись, т.к. было сложно, не зная текста, отыгрывать его в сценке. Но затем они вжились в свои роли и отлично справились с заданием. Чтобы не возникло суеты, некоторые моменты из сказки я повторяла. Ребята подключали свои актерские способности, помогали друг другу, если у кого-то возникали затруднения с «вхождением в образ».

Дети подошли к исполнению ролей с юмором и азартом. Например, ребенок, играющий роль бумажки, катался по полу, то группируясь, то распрямляясь, издавал шуршащие звуки, что вызвало всеобщий смех и веселье.   Роли двух сорок достались как раз девочкам. Но, вжившись в роль, они весело прохаживались «под ручку», «стрекотали» как того требовал сценарий и пересмеивались. Мне было приятно наблюдать такое сотрудничество. После такой проведенной игры я увидела, что ребята сами стали сочинять подобный сценарий со своими персонажами, чтобы потом воплотить его в сценке.

Для развития  логического и интеллектуального мышления, расширения кругозора, словарного запаса я использую  дидактические игры. Для наглядности и красочности заданий очень удобно использовать мультимедийные презентации и интерактивную доску.

Задания в презентациях разнообразные: ребусы, математические головоломки, кроссворды, картинки «Найди отличия», логические загадки. Условием проведения игры может быть как командное отгадывание ответов, так и индивидуальное. Как правило, мультимедийные презентации я показываю детям на случай плохой погоды.

Одна из таких игр назвалась «Зарядка для ума» (Приложение 4).  Я не стала делить ребят на команды. Каждый отвечал индивидуально. Ребята с усердием думали над заданием, тем, кому было сложно, я разрешила отгадывать вдвоём - втроём. Было интересным то, что в этой игре себя проявили те дети, которые не являются лидерами и заводилами в классе. Зато интеллектуальными способностями они смогли похвастаться именно в такой игре.

 Полюбившаяся для детей игра-забава называется «Забавная история» (Приложение 5). В этой игре мне интересно отследить, как проявляют свою фантазию дети, каких персонажей и места действия они выбирают. И, безусловно, весёлый смех и хорошее настроение после прочтения обеспечены.

Мною перечислены одни из наиболее интересных и часто проводимых игровых форм досуга для ребят. Для меня наиболее важным является диагностика поведения ребят в той или иной игре. Я отмечаю для себя, какие из игровых форм уместно применить с учётом психологического климата , а какие игры проводить не стоит.

Главный вывод, который я сделала для себя в процессе подготовки игр: нужно уметь правильно преподнести игру детям, чтобы их заинтересовать, увлечь, доставить им радость, удовольствие и восторг от игровой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Результатом курсовой работы является изучение технологии организации игровых форм досуга для подростков.

На основании собственных наблюдений и опыта организации игр можно делать вывод о применимости описанных игровых форм досуга для подростков. Так же представлены методические рекомендации по организации игр.

Технология подготовки и проведения игры включает в себя:

- постановку целей и  задачей педагогом;

- подбор игр, соответствующих поставленным задачам;

- проектирование хода развития игры;

- побуждение к участию в игре;

- обучение приемам игры;

- стимулирование активности играющих; включении в игру новых ролей;

- диагностика поведения, интересов и способностей игроков;

- подведение итогов игры.

Для эффективного развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1.Содержание игры должно  служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно: а) эмоциональные (чтобы привлекали  ребенка, доставляли ему удовольствие, радость); б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить); в) игры должны быть социально ориентированные.

2.Основная цель- последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

3.Необходим учет индивидуальных  и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000. - №7. – М. – С.16 – 19.
  2. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 1989. - 256 с.
  3. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.
  4. Великанова Е.В. Зрелищно-игровой досуг: учеб.-методич. пособие  по рекреативным технологиям. – изд. 2-е, перераб. и допол. / Е.В. Великанова, Н.В. Апажихова, А.В. Павленко; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес- Наука - Общество». 20011 – 254с.
  5. Викторов А. Досуг - дело серьёзное // Воспитание школьников. № 5. 2000 - 110с.
  6. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240с.
  7. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 2 т. – М.: Наука, 1982.
  8. В свободный час. Практическое руководство по организации и проведению игр, танцев, вечеров отдыха и карнавалов. – Челябинск. – Южно-Уральское книжное издание, 1970. – 258 с.
  9. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24.
  10. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221с.
  11. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. – М. - С.124 – 126.
  12. Игра и игрушка в учебно-воспитательном процессе: вчера, сегодня, завтра: Теория и практические рекомендации // Под общ. ред. И.С.Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2011 – 152 с.
  13. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004.- 539 с.
  14. Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2004. - №5. - М. - С.45 – 59.
  15. Кононов А. Духовный смысл игрушки // Духовно – нравственное воспитание. – 2002. - №3. – М. – С.53 – 68.
  16. Курганский С.М. Организация досуга младших школьников. - М., 2008.
  17. Моторин В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 2001. - №5. – М. – С. 6 – 15.
  18. Мухина В. М. Детская психология – М., 2000.
  19. Опарина Н.А. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга / Н.А. Опарина. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. -424с.
  20. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. – М. – Знание, 1998.–   298 с.
  21. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / под науч. ред. Проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
  22. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003.
  23. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
  24. Ушакова О., Графова Е. Скрытые возможности игровой терапии // Защити меня. – 2005. - №1. – М. – С. 39 – 43.
  25. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. - М., Новая школа, 1994. – 204с.
  26. Эльконин Д.Б. Психология игры. – Минск. – Свет, 1998. – 349 с.

Информация о работе Проблемы формирования нравственной культуры личности