Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:27, реферат
Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы - информационно-психологической безопасности. Выделение информационно-психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.
Реферат
На тему:
«Психология манипуляции»
Выполнил:
Студент группы ____
Кузин Д.В.
Москва 2013
Словарь терминов
Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.
Лоббизм (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Дифференциация - расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; обозначает как процесс расчленения, так и его результаты.
Феномен— термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие.
Субкультура понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
Коммуникатор - посредник в передаче информации.
Имидж— искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Дискредитация— умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия. Один из приёмов недобросовестной конкуренции.
Пропаганда — систематическое распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение.
Макиавеллизм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном.
Персоналии
А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) (1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности.
Шерковин Юрий Александрович (1924—1998) — российский психолог, специалист в области социальной психологии.
Герберт Шиллер (05.11.1919 - 29.01.2000) - американский социолог, профессор Университета Сан-Диего вице-президент Международной ассоциации по научным исследованиям средств массовой информации. Занимался исследованиями современных средств массовой информации в развитых странах и роли крупного бизнеса в манипулировании современными коммуникациями.
Пауль Феликс Лазарсфельд (13 февраля 1901, Вена, Австрия — 30 августа 1976, Ньюарк, штат Нью-Джерси, США) — известный американский социолог; одним из первых начал изучать массмедиа как отдельное явление и привнёс математические методы в общественные науки. Сторонник деидеологизации науки. Наиболее известен своими методологическими теориями, в частности, полемикой с моделью «укола». Ввел понятия двухступенчатая коммуникация и лидер мнения.
Роберт Джей Лифтон (родился в 1926 году в Нью-Йорке) — американский психиатр. Известен работами о людях в условиях войны и теорией реформирования мышления. Один из первых сторонников теории психоистории.
Евгений Новомирович Волков (род. 25 сентября 1956, Иваново) — российский учёный, психолог, социолог. Специалист по конфликтологии и новым религиозным движениям, эксперт по социальному воздействию и критическому мышлению, судебный эксперт по уголовным делам, связанным с психологическим насилием, переводчик научной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование общества и переход
к рыночным отношениям резко активизировали
информационно-коммуникативные
Современный этап развития не только
не снизил, а усилил тенденцию к
использованию новейших технологий
информационного воздействия
Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование общества.
Сама логика общественного развития выдвигает эти проблемы в число первоочередных. Это обусловлено тем, что без их решения невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях.
Современное понимание безопасности
в контексте учета оптимального
соотношения интересов
ГЛАВА 1. Информационно-коммуникативные процессы манипулятивного воздействия как угроза информационно-психологической безопасности личности и общества в целом
1.1 Взаимодействие
человека и информационной
Общим источником внешних угроз
информационно-психологической
Как уже отмечалось, информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, можно условно обозначить как "иллюзорная реальность".
Несмотря на свою иллюзорность, и
даже в силу своей иллюзорности,
но в форме кажущейся реальности,
она является основным внешним источником
угроз информационно-
Можно выделить три относительно самостоятельных
группы источников угроз информационно-
В качестве еще одного источника
угроз информационно-
Кроме этого, источником опасности
могут быть индивидуально-психологические
особенности государственных
В качестве основных средств информационно - психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:
· средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
· литература (в том числе, художественная, научно - техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
· искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
· образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
· воспитание
(все разнообразные формы
· личное общение.
Внутренние источники угроз
информационно-психологической
В силу этих особенностей люди отличаются
степенью восприимчивости к различным
информационным воздействиям, возможностями
анализа и оценки поступающей
информации и т.д. Кроме индивидуальных
особенностей есть и определенные общие
характеристики и закономерности функционирования
психики, которые влияют на степень
подверженности информационно-психологическому
воздействию и присущи
Так, например, в кризисных изменениях
общества повышается внушаемость людей,
и, соответственно, возрастает подверженность
информационно-психологическим
Было бы неверно полагать, что манипулирование информацией, психологические манипуляции с людьми есть открытие современного общества и связано лишь с функционированием средств массовой коммуникации. Переход к информационному обществу лишь способствует трансформации психологических манипуляций и переносу их применения из таких относительно ограниченных сфер общественной жизни, как политика, дипломатия, военное искусство, торговля и некоторых ситуаций межличностного взаимодействия (например, "придворно-аппаратные" и любовные интриги, экономические аферы и мошенничество, азартные игры и т.п.), в область массового использования как технологии и идеологии социального взаимодействия и общения людей в современном обществе. То есть, современные условия придали, по сути, информационно-психологическому воздействию и использованию психологических манипуляций в коммуникационных процессах практически характер всеобщности.