Психология манипуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы - информационно-психологической безопасности. Выделение информационно-психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

Файлы: 1 файл

Психология манипуляции.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На  тему:

«Психология манипуляции»

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

  Выполнил:

Студент группы ____

Кузин Д.В.

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Словарь терминов

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.

 

Лоббизм (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

 

Дифференциация - расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; обозначает как процесс расчленения, так и его результаты.

 

Феномен— термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие.

 

Субкультура понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

 

Коммуникатор - посредник в передаче информации.

 

Имидж— искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

 

Дискредитация— умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия. Один из приёмов недобросовестной конкуренции.

 

Пропаганда — систематическое распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение.

 

Макиавеллизм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном.

 

Персоналии

А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) (1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности.

 

Шерковин Юрий Александрович (1924—1998) — российский психолог, специалист в области социальной психологии.

 

Герберт Шиллер (05.11.1919 - 29.01.2000) - американский социолог, профессор Университета Сан-Диего вице-президент Международной ассоциации по научным исследованиям средств массовой информации. Занимался исследованиями современных средств массовой информации в развитых странах и роли крупного бизнеса в манипулировании современными коммуникациями.

 

Пауль Феликс Лазарсфельд (13 февраля 1901, Вена, Австрия — 30 августа 1976, Ньюарк, штат Нью-Джерси, США) — известный американский социолог; одним из первых начал изучать массмедиа как отдельное явление и привнёс математические методы в общественные науки. Сторонник деидеологизации науки. Наиболее известен своими методологическими теориями, в частности, полемикой с моделью «укола». Ввел понятия двухступенчатая коммуникация и лидер мнения.

 

Роберт Джей Лифтон (родился в 1926 году в Нью-Йорке) — американский психиатр. Известен работами о людях в условиях войны и теорией реформирования мышления. Один из первых сторонников теории психоистории.

 

Евгений Новомирович Волков (род. 25 сентября 1956, Иваново) — российский учёный, психолог, социолог. Специалист по конфликтологии и новым религиозным движениям, эксперт по социальному воздействию и критическому мышлению, судебный эксперт по уголовным делам, связанным с психологическим насилием, переводчик научной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реформирование общества и переход  к рыночным отношениям резко активизировали информационно-коммуникативные процессы, осуществляемые опосредованно через  средства массовой коммуникации и непосредственно  в межличностном и личностно-групповом  взаимодействии. Это стимулировало  широкую распространенность и интенсивное  применение манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей. Использование в информационно-коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на различные категории граждан достигло таких масштабов, что может представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности и общества в целом.

 

Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию к  использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного характера на психику людей в политической борьбе.

 

Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование общества.

 

Сама логика общественного развития выдвигает эти проблемы в число  первоочередных. Это обусловлено тем, что без их решения невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях.

 

Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает  задачу рассмотрения нового аспекта  этой проблемы - информационно-психологической  безопасности. Выделение информационно-психологической  безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

 

 

ГЛАВА 1. Информационно-коммуникативные процессы манипулятивного воздействия как угроза информационно-психологической безопасности личности и общества в целом

 

1.1 Взаимодействие  человека и информационной среды:  проблема информационно-психологической  безопасности личности

 

Общим источником внешних угроз  информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно  воспринимать окружающее и самого себя.

 

Как уже отмечалось, информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания  человеком окружающего и самого себя, можно условно обозначить как "иллюзорная реальность".

 

Несмотря на свою иллюзорность, и  даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно-психологической  безопасности личности.

 

Можно выделить три относительно самостоятельных  группы источников угроз информационно-психологической  безопасности личности. Так, для личности может представлять информационно - психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений  людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных  организаций, финансово-экономических  и коммерческих структур, лоббистских  и мафиозных групп и т.п. Их деятельность становится опасной, когда  для достижения своих целей они  начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством  этого поведение людей таким  образом, что наносится ущерб  их же интересам. Широко известны примеры  деятельности такого рода некоторых  религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история  с АО «МММ».

 

В качестве еще одного источника  угроз информационно-психологической  безопасности личности при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и  управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда  они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для  оказания информационно-психологического воздействия на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые  не соответствуют интересам государства, общества и населения страны. Опасность  усугубляется также тем, как подчеркивает профессор П.И. Фисенко, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради "благих великих целей" и манипулировать их сознанием.

 

Кроме этого, источником опасности  могут быть индивидуально-психологические  особенности государственных лидеров, влияющие на адекватность принятия ими  важнейших государственных решений, определяющих политику государства  и, соответственно, организацию и практику информационно-психологического воздействия, оказываемого на людей с использованием возможностей государственного аппарата.

 

В качестве основных средств информационно - психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:

 

·          средства массовой коммуникации (в том числе  информационные системы, например, интернет и т.п.);

 

·          литература (в том числе, художественная, научно - техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);

 

·          искусство (в том числе, различные направления  так называемой массовой культуры и  т.п.);

 

·          образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого  альтернативного образования и  т.п.);

 

·          воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);

 

·          личное общение.

 

Внутренние источники угроз  информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной  природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках  индивида.

 

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным  информационным воздействиям, возможностями  анализа и оценки поступающей  информации и т.д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие  характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень  подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству  людей.

 

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных  зрелищных мероприятиях.

 

Было бы неверно полагать, что  манипулирование информацией, психологические  манипуляции с людьми есть открытие современного общества и связано  лишь с функционированием средств  массовой коммуникации. Переход к информационному обществу лишь способствует трансформации психологических манипуляций и переносу их применения из таких относительно ограниченных сфер общественной жизни, как политика, дипломатия, военное искусство, торговля и некоторых ситуаций межличностного взаимодействия (например, "придворно-аппаратные" и любовные интриги, экономические аферы и мошенничество, азартные игры и т.п.), в область массового использования как технологии и идеологии социального взаимодействия и общения людей в современном обществе. То есть, современные условия придали, по сути, информационно-психологическому воздействию и использованию психологических манипуляций в коммуникационных процессах практически характер всеобщности.

Информация о работе Психология манипуляции