Психология манипуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы - информационно-психологической безопасности. Выделение информационно-психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

Файлы: 1 файл

Психология манипуляции.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Определение понятия  "манипуляция" как научного  отображения сущности тайного  принуждения личности

 

В настоящее время наиболее универсальным  из понятий, отражающих механизм скрытого психологического принуждения, выступает  манипуляция. Данное понятие имеет  два основных значения - прямое и  переносное или метафорическое. Как  ни парадоксально, но в последнее  время именно переносное значение манипуляции  становится основным и ведущим содержанием  этого понятия, привлекающим все  большее внимание исследователей. В  своем переносном значении оно имеет  достаточно высокую дифференциацию, т.е. можно говорить о системе  понятий, для которых в качестве родового выступает манипуляция. В систему этих понятий входят: манипулятивное воздействие, психологические манипуляции, манипулирование (в том числе, манипулирование в политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием и т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции личностью и т.д.

 

Сначала кратко познакомимся с феноменом  психологической манипуляции и  породившим ее культурным контекстом, служащим исследователям семантической  опорой в понимании ее сущности.

 

Manipulus - латинский прародитель термина "манипуляция" - имеет два значения:

 

а) пригоршня, горсть (manus - рука + ple - наполнять),

 

б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pl - слабая форма корня).

 

В переносном значении Оксфордский  словарь определяет манипуляцию  как "акт влияния на людей или  управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка". Именно в таком наполнении слово "манипуляция" заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин "макиавеллианизм". Имя итальянского политика Никколо Макиавелли стало нарицательным для обозначения нравственной позиции "цель оправдывает любые средства".

 

Можно назвать по меньшей мере две причины такой замены. Во-первых, произошло смещение ведущего акцента с оценочного взгляда на технологический при подходе к данному феномену. А во-вторых, расширился круг явлений, к которым стал относиться термин "манипуляция" - речь шла уже не столько о качествах отдельных политических лидеров, сколько о деятельности целых институтов и государственных образований. Он используется применительно к средствам массовой информации и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т.п. Конечная цель таких усилий - контроль над населением, его управляемость и послушность.

 

В политологической литературе, начиная  с 60-х годов, подробно обсуждались  две большие проблемы. Первая посвящалась  развенчанию манипулятивной сущности средств массовой информации (в социалистической литературе при этом добавлялось  определение "буржуазных" или "империалистических"). Вторая касалась практики "промывания мозгов" в застенках спецслужб  Китая и СССР, с которой столкнулись  оказавшиеся в плену участники  войн на Корейском полуострове и  во Вьетнаме.

 

Постепенно слово "манипуляция" начало использоваться и в контексте  межличностных отношений, а именно, как по объекту (межсубъектное взаимодействие), так и по предмету (механизмы влияния) феномен манипуляции оказался в кругу проблем, волнующих непосредственно психологию.

 

В психологии нет точного определения  термина «манипуляция». Приведём несколько  определений:

 

Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений  или установок, не совпадающих с  теми, которые имеются у адресата в данный момент.

 

Манипуляция - это психологическое  воздействие, нацеленное на изменение  направления активности другого  человека, выполненное настолько  искусно, что остается незамеченным им.

 

В практических целях иногда удобнее  пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция - это действия, направленные на "прибирание к рукам" другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

 

Каждый волен сам выбрать  импонирующее ему определение или  сконструировать собственное на основе отобранных для этого критериев.

 

Исходя из вышесказанного, мы можем  вывести определение термина  манипулирование — это способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления активности других людей, осуществляемый настолько  искусно, что остается незамеченным ими. Манипулирование в то же время — это такой способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение других, не объясняя им, чего он от них ожидает.

 

Манипуляция в политике рассматривается  в следующих двух основных значениях: 1) махинация; 2) система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений. Здесь выделяется ряд понятий, отражающих устойчивые организационные формы комплексного использования способов скрытого принуждения людей. К ним, в частности, можно отнести следующие понятия: "политические игры", "оперативные игры", "лоббирование", "психологические операции", "тайные операции", "специальные операции".

 

Какие способы психологического воздействия  могут быть?

 

Манипуляция сознанием — это  своеобразное господство над духовным состоянием людей, управление путем  навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

 

Выделяют 3 уровня манипулирования:

 

·          первый уровень — усиление существующих в сознании людей нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

 

·          второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также  оказывает воздействие на эмоциональное  и практическое отношение к конкретному  явлению;

 

·          третий уровень — коренное, кардинальное изменение жизненных установок  путем сообщения объекту.

 

Вторая половина XX века чрезвычайно  богата примерами психологических  операций по манипулированию сознанием  людей. В нашей работе мы рассмотрим манипулятивное влияние СМИ на сознание общества.

 

 

ГЛАВА 2. Технологии тайного принуждения личности в массовых информационных процессах

 

 

 

2.1 Манипулятивные техники в средствах массовой информации

 

Прежде всего, необходимо отметить, что специфика каналов распространения  информации для массовой аудитории, целей, которые при этом преследуют СМИ и особенностей их воздействия, требуют несколько иного подхода  к рассмотрению манипулирования  в средствах массовой коммуникации по сравнению с анализом манипуляций  в межличностном взаимодействии, имеющих свои характерные особенности.

 

Каким бы опытом выявления психологических  манипуляций человек не обладал, он не в состоянии организовывать и осуществлять в полном объеме встречное  контрманипулятивное воздействие манипулированию в средствах массовой коммуникации. Это происходит, прежде всего, потому, что каналы средств массовой коммуникации являются односторонним инструментом информационно-психологического воздействия их владельцев на потребителей информации. Причем зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находится.

 

Для того, чтобы у аудитории не возникало ощущения одностороннего воздействия и, комплекса "безучастности адресата", современными СМИ широко практикуются психологические "привязки" к информационному каналу, то есть способы, так называемой, "обратной связи" в различных формах: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос и др.

 

Однако, как мы попытаемся показать ниже, подобный внешний "макияж" зачастую является лишь способом формирования общественного мнения, а не его  реальным отражением, разновидностью все той же манипуляции, построенной  на возникновении у адресата воздействия иллюзии участия в информационном процессе.

 

Техника целенаправленного ведения  массовых пропагандистских мероприятий  и методов информационно-психологического воздействия на широкую аудиторию  развивалась на протяжении всей истории  человечества. Мощный толчок технологии влияния на массы получили благодаря  распространению различных религий. Другим источником приемов и методов  влияния на массовое сознание послужили  усилия товаропроизводителей в условиях рыночной экономики. Современный арсенал  политической рекламы манипулятивного характера во многом заимствован из предпринимательской деятельности, благодаря которой расширялись средства, способы и приемы психологического воздействия на массы. Огромную роль в развитии этих приемов и методов сыграло техническое развитие современных средств массовой информации, новые возможности аудио - визуальных эффектов, породившие своеобразную субкультуру образов и мифов, которые активно используются, в том числе, и для эксплуатации массового сознания людей.

 

Как уже отмечалось, в качестве наиболее универсальной манипулятивной технологии, которая широко и активно  используется в массовых информационных процессах, в первую очередь, целесообразно  выделить формирование и распространение  образов. Суть ее в том, что в зависимости  от целей и конкретных задач формируется  и распространяется заранее "сконструированные" образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров  и т.п., которые как правило не адекватно отражают реальные существенные их характеристики и таким образом, дезориентируют людей на которых направлено информационно-психологическое воздействие.

 

Появление многочисленных печатных и  электронных СМИ определило тактику  первоначального этапа их функционирования, которая строилась на активном использовании  техники формирования доверия и  привязанности к коммуникатору. Одним из приемов, который применяется  для создания подобного доверия, является формирование имиджа "особой осведомленности". Установлено, что  предпочтение к источнику информации, вызывающему доверие у аудитории, прямо связано с его достоверностью и осведомленностью. Интерес и, как  следствие этого доброжелательность к Коммуникатору, чаще возникает  в той группе слушателей или читателей, которая добровольно обращается к определенному источнику информации, особенно когда благодаря ему  можно почерпнуть, что-либо новое, неизвестное, или, что еще значимее - закрытое для широкой огласки. Преодоление  цензуры и запрета на какую-либо информацию играет роль своеобразного  катализатора интереса к ней массовой аудитории. Так, удовлетворение естественного  желания людей восполнить пробел в определенных знаниях, например, в  вопросах истории своего народа и  государства, является хорошей возможностью привлечь внимание аудитории.

 

Дальнейшему развитию и поддержанию  привязанности к коммуникатору  способствует имидж особой осведомленности, который хорошо сочетается с использованием таких приемов, как "псевдообъективность" и, так называемый, "альтернативный голос".

 

Необходимый эффект в данном случае создается, в частности, передачей  сообщений о текущих событиях, замалчиваемых в силу различных  причин официальными представителями  государственных инстанций или  представляющих информацию о каких-либо фактах и событиях в усеченном  виде. Атрибутами такой информации, как правило, служат ссылки на "информированные  источники", "собственные источники  в правительстве", "источники, пожелавшие остаться неизвестными" и т.п. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для  большей убедительности. К весьма распространенным приемам манипулятивного воздействия построенного на эксплуатации интереса к конфиденциальной информации относится организация "утечек информации" из правительственных или иных кругов.

 

Доверие аудитории к коммуникатору, заключается в укреплении его  авторитета, популярности и может  создаваться передачей достоверных  сведений, точность которых заранее  известна слушателям или читателям  и может быть легко ими проверена. К категории такой "убеждающей информации" относятся, в частности, фактические данные. Например, имена, названия улиц, номера домов, огромное количество деталей, являющихся достоверными и, в которые как бы "упаковываются" информационные сообщения. Так, радиостанции, занимающиеся "серой" (распространение недостоверной информации) и "черной" (распространение дезинформации) пропагандой используют телефонные книги для того, чтобы упомянуть в передачах реальные фамилии, граждан упоминающихся в радиопередачах.

 

Так называемой "серой пропагандой" активно используется прием, который  заключается в смешивании достоверной  информации с фабрикуемой, и известный  под названием «полуправды».

 

Использование достоверных данных, в объеме который может меняться по мере выполнения поставленных задач, снимают у слушателей предвзятость к данному источнику информации. Настороженность постепенно разрушается достоверными сведениями, сообщением фактических данных, явно правдивых и в то же время нейтральных. Происходит снятие психологического барьера недоверия, который является одним из естественных способов психологической защиты личности от манипулятивного воздействия со стороны незнакомых (неизвестных ранее) источников информации.

Информация о работе Психология манипуляции