Психология манипуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы - информационно-психологической безопасности. Выделение информационно-психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

Файлы: 1 файл

Психология манипуляции.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

Мультипликативность (дробление) подачи информации, избыточность, высокий темп. Особенно часто эти приемы применяется в телевизионных передачах. Причем зачастую они применяются в комплексе, что позволяет их сочетание рассматривать как своеобразную специфическую манипулятивную технику. Г. Шиллер, критикуя подобную практику пишет: "При передаче новостей по радио и телевидению многочисленные не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди... Полное безразличие, с которым реклама относится к любым политическим или социальным событиям, врываясь в передачи независимо от того, о чем идет речь, низводит любые социальные явления до уровня ничего не значащих происшествий".

 

Восприятие таких материалов носит  кумулятивный характер, т.е. впечатление  от серии разрозненных документов и  тезисов дает не меньший результат, чем тщательное аргументирование и  обсуждение конкретного вопроса. При  этом, в случае аудиовизуального воздействия, значительный расчет делается на нефиксированность теле-радиосообщений и скользящее их восприятие. Слушатель, следя за быстрой речью, из-за несовершенства памяти упускает ссылки на некоторые важные положения, на источник информации и сам в своем воображении уже связывает и согласует несогласованные части воспринимаемых программ.

 

В отечественной практике мы имели  пример, когда подобное информирование усугублялось подбором фактов устрашающего характера. Так было в программе "600 секунд", когда аудитории  не просто быстро "выстреливались" события, а еще был подбор событий  гнетущих. Все это вместе создавало  гипнотизирующий эффект "ужастика", который соответствовал действительности, но в силу своей конфигурации показывал  окружающую жизнь похожей на фильмы Хичкока. Сообщения о прогнозе погоды и гибели машиниста электровоза "выбалтывались" без пауз с ужасающей скоростью, подгоняемые бегущей строкой. Все путалось и нивелировалось. Принцип "делайте выводы сами" растворялся в потоке фактов, которые хотя и имели некую тенденцию, но из-за скорости подачи не поддавались полноценному осмысливанию аудиторией.

 

"Осмеяние". При использовании  этой техники, осмеянию могут  подвергаться как конкретные  лица, так и взгляды, идеи, программы,  организации и их деятельность, различные объединения людей,  против которых идет борьба. Выбор  объекта осмеяния осуществляется  в зависимости от целей и  конкретной информационно-коммуникативной  ситуации. Примером телевизионных  передач отечественного телевидения,  активно использующих данный  метод, являются программы "Куклы"  и "Итого". Эффект действия  данного приема основывается  на том, что при осмеянии  отдельных высказываний и элементов  поведения человека к нему  инициируется шутливое и несерьезное  отношение, что автоматически  может распространяться и на  другие его высказывания и  взгляды. При умелом неоднократном  использовании данного приема  возможно формирование за конкретным личностью имиджа "несерьезного и некомпетентного человека", чьи предложения и высказывания не заслуживают внимания. Таким образом, данный метод выступает как механизм формирования "программируемых" стереотипов восприятия.

 

Следует отметить высокую действенность  метода "осмеяния", который может  выступать и как техника и  как частная манипулятивная технология. Его высокая эффективность, в частности, связана с влиянием на сферу малоосознаваемых, неосознаваемых и подсознательных психических явлений, "косвенностью" воздействия, на которое снижена психологическая защита личности. Там где прямая критика и негативное воздействие блокируется психологическими барьерами, на воздействие в юмористической форме защитные реакции личности резко снижаются.

 

"Метод отрицательных групп  отнесения". Техника пользования  этим методом независимо от  содержания взглядов и идей, одинакова.  В каждом случае утверждается, что данная совокупность взглядов  является единственно правильной. Все те, кто разделяют эти взгляды,  обладают какими-то ценными качествами  и в определенном плане лучше  тех, кто разделяет другие (часто  противоположные или принципиально  отличные от пропагандируемых). Например, религиозные люди более честны, отзывчивы и т.д. Так создается положительное отношение к вполне определенной группе людей, якобы обладающими ценными качествами и отрицательное к противопоставляемой группе, например, не принадлежащих к религиозным конфессиям или принадлежащих к какой-либо иной религиозной конфессии и т.п.

 

"Повторение лозунгов" или  "повторение шаблонных фраз". Условием эффективности использования  этой техники является прежде всего "соответствующий лозунг", то есть относительно краткое высказывание, сформулированное таким образом, чтобы привлекать внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя. При его конструировании используются психолингвистические процедуры и, в частности, символическая нагрузка фонем в используемых словах. Лозунг должен быть приспособлен к особенностям психики той группы людей, на которых собираются воздействовать. Пользование приемом "повторения лозунгов" предполагает, что слушатель или читатель не будет задумываться ни над значением отдельных слов, используемых в лозунге, ни над правильностью всей формулировки в целом.

 

"Эмоциональная подстройка" или  "эмоциональный подстрой". Эту технику можно определить как способ создания настроения с одновременной передачей определенной информации. Настроение вызывается среди группы людей с помощью различных средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни, и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много. В психологии существует специальный термин - фасцинация, которым обозначают условия повышения эффективности воспринимаемого материала благодаря использованию сопутствующих фоновых воздействий.

 

Наиболее часто эта техника  используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, религиозных (культовых) мероприятиях и т.п.

 

"Продвижение через медиаторов". Данная техника, как показывают исследования, основывается на том, что процесс восприятия значимой информации и, в частности, определенных ценностей, взглядов, идей, оценок имеет зачастую двухступенчатый характер. Это означает, что эффективное информационное воздействие на человека часто осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него, авторитетных людей.

 

Данное явление нашло отражение  в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х  годов в США Полем Лазарсфельдом. В предложенной им модели выделенная двухступенчатость масс- коммуникационного процесса учитывается, во-первых, как взаимодействие между коммуникатором и авторитетами микросоциального уровня, которые обозначаются как "лидеры мнения" или "медиаторы", во-вторых, как взаимодействие лидеров мнений или медиаторов с членами микросоциальных групп. В качестве медиаторов в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д.

 

Выбор "кинозвезд" и других популярных лиц для передач рекламно-пропагандистского  характера, участия в избирательных  кампаниях обусловлен прежде всего тем, что они имеют достаточно широкую аудиторию почитателей, многие из которых не склонны утруждаться оценкой компетентности своих кумиров не только в политических, но и других вопросах, по которым они дают свои оценки или осуществляют рекламное продвижение (например, товаров, которыми сами лично могут и не пользоваться и т.п.). Манипулятивный эффект усиливается за счет вкрапления в развлекательные программы, интервью и т.п. прямых или косвенных оценок политических лидеров, происходящих событий, что способствует оказанию желаемого влияния на подсознательном уровне психики человека.

 

"Мнимый выбор". Суть данной  техники заключается в том,  что слушателям или читателям  сообщается несколько разных  точек зрения по определенному  вопросу, но так, чтобы незаметно  представить в наиболее выгодном  свете ту, которую хотят, чтобы  она была принята аудиторией. Для этого обычно используется  еще несколько дополнительных  приемов.

 

Во-первых, включение в пропагандистские материалы так называемых "двусторонних сообщений", которые содержат аргументы  за и против определенной позиции. "Двустороннее сообщение" как бы упреждают аргументы  оппонента и при умелой их критике  способствуют созданию определенного  иммунитета против них.

 

Во-вторых, дозируются положительные  и отрицательные элементы. Для  того, чтобы положительная оценка выглядела более правдоподобной, к характеристике описываемой точки зрения нужно добавить немного критики, а эффективность осуждающей позиции увеличивается в случае присутствия элементов похвалы.

 

В-третьих, осуществляется подбор фактов усиления или ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений. Их должны сделать те, для кого предназначена информация.

 

В-четвертых, происходит оперирование сравнительными материалами для  усиления важности, демонстрации тенденций  и масштабности событий, явлений.

 

Все используемые критические замечания, фактические данные, сравнительные  материалы при этом подбираются  таким образом, чтобы необходимое  заключение было достаточно очевидным.

 

"Инициирование информационной  волны". Одной из эффективных  техник информационного воздействия  на большие группы людей является  инициирование вторичной информационной  волны. Суть его заключается  в проведение пропагандистской  акции такого характера, что  она заставляет осветить ее  в ряде средств массовой коммуникации. Возможен вариант когда не содержание самой акции, а ее освещение в некоторых средствах массовой коммуникации делается таким образом, что это заставляют значительно большое количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения, тем самым многократно усиливая мощность информационно-психологического воздействия. Происходит распространения информационного сообщения в других СМИ, то есть создается так называемая "первичная" информационная волна. Основная я же цель использования этого приема заключается в создании вторичной информационной волны на уровне межличностного общения посредством инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов. Все это позволяет достичь и усилить эффект информационно-психологического воздействия на целевые аудитории.

 

В современной практике мы являемся свидетелями многочисленных форм искусственного привлечения внимания к конкретным персонам или событиям, в том числе  с помощью скандалов как способа  создания информационных волн. Для  представителей искусства - это громогласные заявления об уходе со сцены, о  том, кто с кем разошелся или  сходится, это тайное участие в  подготовке каких-либо материалов о  себе, а затем жалобы на автора. Определенная часть лиц, желающих "засветиться" в политике, пытаются спровоцировать любой заметный конфликт с властью путем действия, высказывания, экзотического ритуала или другого способа, который станет более или менее заметным событием.

 

Использование метода "инициирования  вторичной информационной волны" непосредственно связано с такой  технологией манипулятивного воздействия как распространение слухов.

 

Вывод: Самым главным обстоятельством  и характеристикой манипулятивного информирования является то, что предлагая слушателям или читателям вынести свое собственное суждение, СМИ создают лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора из различных точек зрения и опоры на мнение аудитории. Мнение аудитории, у которой возникает негативная ответная реакция на определенную информацию, не распространяется на всю аудиторию воздействия. Массовая аудитория территориально разобщена и люди, потребляя информацию, находятся если не в одиночестве, то по крайней мере в малых группах и имеют возможность возразить разве что друг перед другом. Публичное выражение своего протеста в отношении текущей информации нереально, а именно она становится постоянно действующим инструментом манипулятивного влияния на людей, которые при современной системе информирования, обречены на пассивность и существование лишь в качестве объекта воздействия.

 

Использование манипулятивных приемов, включая комплексное и массированное их применение, имеет значительно меньший эффект в аудитории информированной, с устойчивой системой обоснованных взглядов, а также знающей технику манипулятивного воздействия и обладающей некоторым опытом целенаправленной социально-психологической защиты.

 

 

Заключение

 

Специфических общенаучных понятий, отражающих обобщенную схему, модель или  механизм такого явления, как скрытое  психологическое принуждение личности и имеющих достаточную научную  проработку, немного. К их числу в  первую очередь можно отнести  манипулятивное воздействие (манипуляции, манипулирование).

 

Данное понятие имеет два  основных значения — прямое и переносное или метафорическое. Как ни парадоксально, но в последнее время именно переносное значение манипуляции становится основным и ведущим содержанием этого  понятия, привлекающим все большее  внимание исследователей. В своем  переносном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию, т.е. можно  говорить о системе понятий, для  которых в качестве родового выступает манипуляция. В систему этих понятий входят: манипулирование (в том числе, манипулирование в политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием и т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции личностью и т.д.

 

Таким образом, резюмируя нашу работу, можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что термин манипулятивное влияние - это обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция, манипулятивный подход, манипулирование заменяет термин "макиавеллизм" как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения. Конечная цель таких акций — это контроль над населением, его управляемость.

Информация о работе Психология манипуляции