Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа
Предмет курсовой работы – история музейного дела России.
Объект курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.
Задачи курсовой работы:
Определить исторические условия возникновения и развития педагогических музеев
Рассмотреть основные направления деятельности педагогических музеев
Изучить историю формирования сети педагогических музеев Российской империи
Представить в курсовой работе ведущие педагогические музеи дореволюционной России
Введение 3
1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5
1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5
1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10
1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13
2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18
2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18
2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24
2.3. Педагогический музей в Киеве 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Содержание:
Введение 3
1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5
1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5
1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10
1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13
2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18
2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18
2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24
2.3. Педагогический музей в Киеве 27
Заключение 29
Список
использованной литературы 31
Великие
реформы» в России второй половины
XIX в. проходили под знаком научно-технического
прогресса, постепенно внедрявшегося
в различные стороны социально-
Начиная с 60-ых гг. ХIХ в., в России осуществляется реформа образования на основе отказа от схоластической, словесной, книжной педагогики.
Крупные педагогические музеи, которые с наибольшей полнотой отразили суть этого явления и, в известном смысле, стали своеобразным памятником развитию педагогической науки дореволюционной России.
Учрежденный Педагогический музей военно-учебных заведений стал своеобразной научно-экспериментальной площадкой, где на основе наглядного обучения посредством учебных пособий отрабатывались новые учебно-методические приемы не только для отечественного военного образования, но и для всей российской школы в целом.
При
разработке структуры педагогических
музеев регионального значения их провинциальные
проектировщики использовали богатейший
опыт Педагогического музея военно-
В
отдаленных регионах страны педагогические
музеи приняли на себя роль общедоступных
просветительских центров. В определенной
степени они готовили почву для
ликвидации неграмотности среди
народонаселения России, предлагали
человеку любого возраста и любого
уровня обучения включаться в образовательный
процесс. Такая концепция созвучна
современной доктрине непрерывного
образования, провозглашающей право
человека учиться на протяжении всей
жизни. Таким образом, изучение история
педагогических музеев дореволюционной
России представляется в настоящее время
актуальным.
В литературе учебного характера была выявлена информация обобщающего характера, позволяющая определить место и значение данных музеев в мировой музейной сети: Юренева Т.Ю. «Музееведение: Учебник для высшей школы»; Тельчаров А.Д. «Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций»; Шляхтина Л.М. «Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие»; Сотникова С.И. «Музеология: Учебное пособие».
Проблемам истории создания и развития педагогических музеев посвящено учебное пособие по музейной педагогике М.Ю.Юхневич "Я поведу тебя в музей", где представлены исторические этапы развития педагогических музеев и особенности их деятельности. Внимания заслуживают публикации в периодических изданиях В.В.Кумарина «Педагогические музеи в России», С.О.Мелик-Нурабов «Педагогические музеи страны», а также Интернет-ресурсы.
Предмет курсовой работы – история музейного дела России.
Объект курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.
Задачи курсовой работы:
Структура
курсовой работы – введение, две
главы, заключение и список использованной
литературы
Первые музеи являли собой собрания раритетов: ценных вещей, натуральных объектов, художественных произведений - и были, как правило, плодом "монаршего собирательства". Коллекции кунсткамер, вундекамер и кабинетов натуралий были первоначально недоступны широкой публике, но эпоха Просвещения прервала эту традицию. Музей, в современном понимании данного феномена, представляет собой детище эпохи, провозгласившей идею равенства. В том числе в доступе человека к ценностям культуры, в возможности получения образования. Становление музея было обусловлено "не только стремлением собирать и изучать памятники материальной и духовной культуры..., но и реальной потребностью развивать специализированные формы публичного общения по поводу различного рода эстетических и историко-культурных ценностей, давая им общественно значимую интерпретацию"1. Так возникает стимул для формирования образовательной функции музея.
В истории России реализации идеи об образовательном назначении и доступности музея отмечена следующими вехами: в 1719 г. открывается Кунсткамера, созданная Петром I "для назидания взрослым, обучения юношей". Заботясь о ее просветительных задачах, основатель дал распоряжение “впредь всякого желающего оную смотреть, пускать и водить, показывая и разъясняя вещи”.
В 1782 г. в Иркутске по инициативе губернатора Ф.Н.Кички создается первый в Сибири общедоступный местный музей - “Музеум”, прообраз нынешних краеведческих.
Во второй половине ХVIII в. возникают первые учебные музеи -"Музеум" Горного института в Петербурге, "Кабинет естественной истории" (ставший основой Минералогического и Зоологического музеев) и "Гербарий" (Ботанический музей) Московского университета.
В Х1Х в. становятся относительно доступными коллекции крупнейших музеев, бывших как раз плодом "монаршего собирательства", ранее скрытые от глаз публики: в 1806 г. была открыта для доступа Оружейная палата, в 1852 - Эрмитаж.
Первая половина ХIХ в. отмечена появлением ряда проектов публичных музеев общенационального значения, которые, хотя и не были осуществлены, со всей определенностью отразили новый взгляд на музей. К числу таких проектов относятся идея “Всеобъемлющего российского музеума” писателя, художника и коллекционера П.П. Свиньина, “Предложения об учреждении Русского национального музея” историка, лингвиста и библиографа Ф.П. Аделунга, концепция “Российского отечественного музея” библиографа В.Г. Вихман. Как верно отмечает в своем исследовании, посвященном музееведческой мысли в России ХIХ-первой трети ХХ вв., А.И. Фролов, эти проекты свидетельствовали о “дальнейшем продвижении общества в понимании общественного предназначения музея, об отношении к музею как фактору развития науки, образования, просвещения”2.
Для второй половины ХIХ в. характерен рост сети общедоступных (публичных) музеев, в создании которых огромная роль принадлежала научным обществам: это прежде всего Музей прикладных знаний в Петербурге, Политехнический, Исторический, Антропологический музеи в Москве, местные (будущие краеведческие) музеи в городах провинциальной России.
Общественное признание образовательной роли музеев выразилось также в создании педагогических музеев наглядных пособий, открываемых при учебных округах, дирекциях народных училищ земствами и городскими самоуправлениями исключительно с образовательной целью.
Исторический
период с 1864 по 1917 гг. в системе развития
отечественных учебно-
По определению, педагогические музеи ведут сбор, науч. изучение и хранение, в том числе в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и педагогической деятельности3. Другими словами, педагогические музеи документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки.
К XX в. подобные учреждения уже появились и продолжали возникать не только во многих достаточно крупных губернских городах России, но и в провинциальных городах, а также в некоторых деревнях и селах. Мало того, эта российская инициатива была замечена и подхвачена многими европейскими столицами и даже несколькими штатами в Америке.4
Причины появления в России педагогических музеев связаны с кардинальным реформированием общественно-политической жизни страны в середине XIX в. Первый не только в отечественной, но и в мировой практике педагогический музей был открыт в Санкт-Петербурге в 1864 г. как Педагогический музей военно-учебных заведений.
Возникновение педагогических музеев также стало прямым следствием реформ школьного образования. Появившись на волне его перестройки, педагогические музеи прошли значительный путь развития, связанный с обретениями и потерями.
Терминология,
которая служила для
Музеи, нужные обществу, существовали благодаря широкой общественной инициативе. Картина возникновения и жизни этих музеев - свидетельство того, насколько значима была для интеллигенции идея служения народу и отечеству.
Жизнедеятельность и передвижных, и стационарных педагогических музеев обеспечивалась, главным образом, поддержкой просвещенной прослойки населения (при достаточно слабой роли Министерства народного просвещения.)
Подвижничество, благотворительность, энтузиазм - вот те ключевые понятия, без которых нельзя уяснить, что побуждало ученого или учителя, писателя или просвещенного купца жертвовать значительные интеллектуальные и физические силы, время и, наконец, значительные материальные средства на музей.
Конечно, педагогические музеи
были весьма неравноценными. Достаточно
объективную, по всей