Развитие педагогических музеев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы – история музейного дела России.

Объект курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.

Задачи курсовой работы:
Определить исторические условия возникновения и развития педагогических музеев
Рассмотреть основные направления деятельности педагогических музеев
Изучить историю формирования сети педагогических музеев Российской империи
Представить в курсовой работе ведущие педагогические музеи дореволюционной России

Содержание работы

Введение 3

1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5

1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5

1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10

1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13

2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18

2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18

2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24

2.3. Педагогический музей в Киеве 27

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

кр- пед музеи.docx

— 73.53 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

Введение 3

1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5

1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5

1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10

1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13

2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18

2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18

2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24

2.3. Педагогический музей в Киеве 27

Заключение 29

Список  использованной литературы 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Великие реформы» в России второй половины XIX в. проходили под знаком научно-технического прогресса, постепенно внедрявшегося  в различные стороны социально-экономической  жизни страны.

    Начиная с 60-ых гг. ХIХ в., в России осуществляется реформа образования на основе отказа от схоластической, словесной, книжной педагогики.

    Крупные педагогические музеи, которые с наибольшей полнотой отразили суть этого явления и, в известном смысле, стали своеобразным памятником развитию педагогической науки дореволюционной России.

    Учрежденный Педагогический музей военно-учебных заведений стал своеобразной научно-экспериментальной площадкой, где на основе наглядного обучения посредством учебных пособий отрабатывались новые учебно-методические приемы не только для отечественного военного образования, но и для всей российской школы в целом.

    При разработке структуры педагогических музеев регионального значения их провинциальные проектировщики использовали богатейший опыт Педагогического музея военно-учебных  заведений и Подвижного музея  наглядных пособий, организованного  в 1892 г. в Санкт-Петербурге.

    В отдаленных регионах страны педагогические музеи приняли на себя роль общедоступных  просветительских центров. В определенной степени они готовили почву для  ликвидации неграмотности среди  народонаселения России, предлагали человеку любого возраста и любого уровня обучения включаться в образовательный  процесс. Такая концепция созвучна современной доктрине непрерывного образования, провозглашающей право  человека учиться на протяжении всей жизни. Таким образом, изучение история педагогических музеев дореволюционной России представляется в настоящее время актуальным. 

    В литературе учебного характера была выявлена информация обобщающего характера, позволяющая определить место и  значение данных музеев в мировой  музейной сети: Юренева Т.Ю. «Музееведение: Учебник для высшей школы»; Тельчаров А.Д. «Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций»; Шляхтина Л.М. «Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие»; Сотникова С.И. «Музеология: Учебное пособие».

    Проблемам  истории создания  и развития педагогических музеев  посвящено учебное пособие по музейной педагогике М.Ю.Юхневич "Я поведу тебя в музей", где представлены исторические этапы развития педагогических музеев и особенности их деятельности. Внимания заслуживают публикации в периодических изданиях В.В.Кумарина «Педагогические музеи в России», С.О.Мелик-Нурабов «Педагогические музеи страны», а также Интернет-ресурсы.

    Предмет курсовой работы – история музейного  дела России.

    Объект  курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.

    Задачи  курсовой работы:

  • Определить исторические условия возникновения и развития педагогических музеев
  • Рассмотреть основные направления деятельности педагогических музеев
  • Изучить историю формирования сети педагогических музеев Российской империи 
  • Представить в курсовой работе ведущие педагогические музеи дореволюционной России

    Структура курсовой работы – введение, две  главы, заключение и список использованной литературы 

  1. Развитие  педагогических музеев во второй половине XIX века
    1. Исторические  условия возникновения  и развития педагогических музеев
 

    Первые  музеи являли собой собрания раритетов: ценных вещей, натуральных объектов, художественных произведений - и были, как правило, плодом "монаршего собирательства". Коллекции кунсткамер, вундекамер и кабинетов натуралий были первоначально недоступны широкой публике, но эпоха Просвещения прервала эту традицию. Музей, в современном понимании данного феномена, представляет собой детище эпохи, провозгласившей идею равенства. В том числе в доступе человека к ценностям культуры, в возможности получения образования. Становление музея было обусловлено "не только стремлением собирать и изучать памятники материальной и духовной культуры..., но и реальной потребностью развивать специализированные формы публичного общения по поводу различного рода эстетических и историко-культурных ценностей, давая им общественно значимую интерпретацию"1. Так возникает стимул для формирования образовательной функции музея.

    В истории России реализации идеи об образовательном назначении и доступности музея отмечена следующими вехами: в 1719 г. открывается Кунсткамера, созданная Петром I "для назидания взрослым, обучения юношей". Заботясь о ее просветительных задачах, основатель дал распоряжение “впредь всякого желающего оную смотреть, пускать и водить, показывая и разъясняя вещи”.

    В 1782 г. в Иркутске по инициативе губернатора  Ф.Н.Кички создается первый в Сибири общедоступный местный музей - “Музеум”, прообраз нынешних краеведческих.

    Во  второй половине ХVIII в. возникают первые учебные музеи -"Музеум" Горного института в Петербурге, "Кабинет естественной истории" (ставший основой Минералогического и Зоологического музеев) и "Гербарий" (Ботанический музей) Московского университета.

    В Х1Х в. становятся относительно доступными коллекции крупнейших музеев, бывших как раз плодом "монаршего собирательства", ранее скрытые от глаз публики: в 1806 г. была открыта для доступа Оружейная палата, в 1852 - Эрмитаж.

    Первая  половина ХIХ в. отмечена появлением ряда проектов публичных музеев общенационального значения, которые, хотя и не были осуществлены, со всей определенностью отразили новый взгляд на музей. К числу таких проектов относятся идея “Всеобъемлющего российского музеума” писателя, художника и коллекционера П.П. Свиньина, “Предложения об учреждении Русского национального музея” историка, лингвиста и библиографа Ф.П. Аделунга, концепция “Российского отечественного музея” библиографа В.Г. Вихман. Как верно отмечает в своем исследовании, посвященном музееведческой мысли в России ХIХ-первой трети ХХ вв., А.И. Фролов, эти проекты свидетельствовали о “дальнейшем продвижении общества в понимании общественного предназначения музея, об отношении к музею как фактору развития науки, образования, просвещения”2.

    Для второй половины ХIХ в. характерен рост сети общедоступных (публичных) музеев, в создании которых огромная роль принадлежала научным обществам: это прежде всего Музей прикладных знаний в Петербурге, Политехнический, Исторический, Антропологический музеи в Москве, местные (будущие краеведческие) музеи в городах провинциальной России.

    Общественное  признание образовательной роли музеев выразилось также в создании педагогических музеев наглядных пособий, открываемых при учебных округах, дирекциях народных училищ земствами и городскими самоуправлениями исключительно с образовательной целью.

    Исторический  период с 1864 по 1917 гг. в системе развития отечественных учебно-образовательных  структур был отмечен созданием  разветвленной музейной сети из больших  и малых однопрофильных музеев, получивших название «Педагогический музей».

    По  определению, педагогические музеи  ведут сбор, науч. изучение и хранение, в том числе в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и педагогической деятельности3. Другими словами, педагогические музеи документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки.

    К XX в. подобные учреждения уже появились  и продолжали возникать не только во многих достаточно крупных губернских городах России, но и в провинциальных городах, а также в некоторых  деревнях и селах. Мало того, эта  российская инициатива была замечена и подхвачена многими европейскими столицами и даже несколькими  штатами в Америке.4

    Причины появления в России педагогических музеев связаны с кардинальным реформированием  общественно-политической жизни страны в середине XIX в. Первый не только в  отечественной, но и в мировой  практике педагогический музей был  открыт в Санкт-Петербурге в 1864 г. как  Педагогический музей военно-учебных  заведений.

    Возникновение педагогических музеев также стало  прямым следствием реформ школьного образования. Появившись на волне его перестройки, педагогические музеи прошли значительный путь развития, связанный с обретениями и потерями.

    Терминология, которая служила для обозначения  этой деятельности, исторически изменчива и, как правило, она достаточно точно улавливает и отражает закономерности развития музея как особого феномена культуры и тот социальный заказ, который общество (или государство) к нему предъявляет.

    Музеи, нужные обществу, существовали благодаря  широкой общественной инициативе. Картина  возникновения и жизни этих музеев - свидетельство того, насколько  значима была для интеллигенции  идея служения народу и отечеству.

    Жизнедеятельность и передвижных, и стационарных педагогических музеев обеспечивалась, главным образом, поддержкой просвещенной прослойки  населения (при достаточно слабой роли Министерства народного просвещения.)

    Подвижничество, благотворительность, энтузиазм - вот  те ключевые понятия, без которых  нельзя уяснить, что побуждало ученого  или учителя, писателя или просвещенного  купца жертвовать значительные интеллектуальные и физические силы, время и, наконец, значительные материальные средства на музей.

      Конечно, педагогические музеи  были весьма неравноценными. Достаточно  объективную, по всей вероятности,  картину рисует Н.А. Флеров. Он  пишет, что есть музеи, в  которых жизнь незаметна, “да  и, по-видимому, она и не существует: там что-то пишут, иногда собирают, беседуют, выносят постановления;  иногда зайдут как бы случайно 2-3 человека в неделю; посмотрят  - уйдут; кое-кто из знакомых  берут пособия, аккуратно возвращая  их Вот и все... В противоположность таким музеям есть музеи, в которых все говорит о деятельность, творческой инициативе, стремлении создать нечто  единственное, культурный уголок”5. Можно также отметить, что и тогда спутниками музейного дела были слабая материальная база, бедность, теснота, а также известная пассивность самих работников музеев, не всегда использующих данные им в руки возможности. Однако педагогические музеи жили, число их множилось. Все вместе они совершили своеобразный переворот в рутинной системе образования России, пропагандируя методы наглядного обучения среди учительства, а также способствуя приобщению к культуре самых широких слоев населения6.

Информация о работе Развитие педагогических музеев в России