Развитие педагогических музеев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы – история музейного дела России.

Объект курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.

Задачи курсовой работы:
Определить исторические условия возникновения и развития педагогических музеев
Рассмотреть основные направления деятельности педагогических музеев
Изучить историю формирования сети педагогических музеев Российской империи
Представить в курсовой работе ведущие педагогические музеи дореволюционной России

Содержание работы

Введение 3

1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5

1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5

1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10

1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13

2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18

2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18

2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24

2.3. Педагогический музей в Киеве 27

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

кр- пед музеи.docx

— 73.53 Кб (Скачать файл)

      Заключенные Шлиссельбургской крепости  изготавливали для музея наглядные пособия. Множество пожертвований поступало от частных лиц. Так, графиней С.В. Паниной музею было безвозмездно передано двухэтажное здание флигеля при Лиговском народном доме, куда он переезжает в 1902 г. (поэтому часто музей называли “Панинским”). Бесплатно участвовали в его работе крупные деятели внешкольного образования, например, знаменитый библиограф и писатель Н.А.Рубакин, который основал при музее Отдел помощи самообразованию (он был также одним из основателей аналогичного отдела Педагогического музея военно-учебных заведений). Все перечисленное дает основание признать правомерность сказанное о музее одной из его основательниц М.Н.Страховой: “Это, безусловно, дитя общественной инициативы, вклад и работа многих”22.

    С этим музеем связано имя музейного педагога М.В. Новорусского которое уже незаслужено забыто.

    В лице М.В. Новорусского Подвижной музей  наглядных пособий в Санкт-Петербурге обрел истинного лидера и получил новый импульс для развития. В свою очередь, этот музей стал идеальным местом для воплощением идей Новорусского, считавшего, что путь обновления образования, а значит и всего общества, лежит только через музей, через осуществление наглядного метода. Он ратовал за то, чтобы музей был не затхлым хранилищем ценностей, а средством воспитания истинно образованных людей, осознающих великую культурную ценность Музея. 
 
 
 
 
 

 

    1. Педагогический  музей в Киеве
 

    В Киевском городском Доме учителя  на улице Владимирской в старинном  здании располагается Педагогический музей. Одно из старейших музейных заведений  Украины занимает в наши дни здесь  всего несколько залов, а ведь более столетия назад весь этот оригинальный особняк возводился специально для  размещения экспозиций музея. Впрочем, подобных странных обстоятельств за годы существования Педагогического  музея было немало…

    История музея началась в 1902 году, тогда инициатором  создания этого учреждения выступил Киевский учебный округ. Очевидно, что  стимулом к действию послужил факт открытия в 1898 году при Военной академии в Санкт-Петербурге подобного музея. Просуществовав несколько лет, киевский Педагогический музей существенно  увеличил в размерах музейные фонды, проводя при этом чрезвычайно  интересные и познавательные выставки достижений в области педагогики, а также исторические экспонаты, относящиеся к педагогической науке. Широкая общественность вскоре стала  требовать создания более развернутой, постоянной и достойно оформленной экспозиции23.

    В 1910 году на постройку здания было выделено 500 тысяч рублей, эта значительная сумма была пожертвована на благое дело председателем биржевого комитета Киева Семеном Могилевцевым. Именно на эти деньги и был возведен дом, в котором в наши дни Педагогическому музею выделили несколько залов. К работе над проектом здания музея приступил архитектор Павел Алешин. Позже, уже в 1934 году, к первоначальному облику здания добавят еще два крыла с обеих сторон фасада24.

    На  закладке первого камня в фундамент  здания в 1911 году побывали именитые гости: премьер-министр России Петр Столыпин с членами царской фамилии. Императором Николаем II было не только благословлено строительство музея, но и даровано имя своего наследника – Алексея Романова. Поэтому до революции музей именовался официально следующим образом – Педагогический музей имени цесаревича Алексея. Достаточно почетное звание, так как немногие из музеев имели такую честь – носить фамильное имя царской семьи.

    Посещение Столыпиным строительной площадки музея  стало последним его публичным  действием, после торжественной  церемонии великий реформатор всея Руси направился в киевский Оперный  театр, где и был смертельно ранен.

    У киевского Педагогического музея  судьба также складывалась не слишком  благополучно. Всю его историю  можно представить несколькими  этапами взлетов и последующих  падений. Во многом эти обстоятельства, конечно, были вызваны сложным периодом, на который пришлось время становления  и развития музея: предреволюционные  волнения, Первая мировая война, Революция, постоянная смена киевского правительства, Гражданская война. Но немаловажным фактом печальной участи музея был  и факт его местоположения в очень  привлекательном и удобном здании, да еще в самом центре столицы.

    Безраздельно  своим зданием музей владел всего  несколько лет, а после был  вынужден делить площадь с другими  учреждениями. Именно в этом здании расположилась в 1917 году Центральная  Рада, возглавляемая Михаилом Грушевским, здесь произошло провозглашение Украинской народной Республики (УНР), и принят IV Универсал, которым провозглашалась  независимость Украины. В этом здании проводились первые съезды украинских учителей. С установлением советской  власти в Украине, музейное здание частично занял Пролетарский музей. Так начался  самый сложный из периодов деятельности музея – период упадка, который  создавался искусственным путем.

Заключение

 

    Педагогические  музеи в большей степени были характерны для России, где организовывались по инициативе органов народного  образования, губернских и уездных  земств и разного рода просветительских обществ, которых до 1917 г. насчитывалось  около тысячи.

    Организация педагогических музеев, начало которым  в 1860-е гг. положил К.Д. Ушинский и  Н.Ф. Бунаков, получила особое распространение на рубеже XIX – XX веков в связи с интенсивным ростом сети начальных и специальных учебных заведений. Педагогические музеи (стационарные и подвижные) были созданы в большинстве учебных округов. Их цель – ознакомление с передовым опытом учебно-воспитательного дела в семье и школе, как в России, так и за границей.

      Причина создания этих музеев, разумеется, была образовательно-воспитательная. Они возникают и получают развитие главным образом в период кризиса традиционной системы образования как альтернативные центры, пропагандирующие идеи визуализации образования, средового воспитания и активных форм обучения.

    Одно  из важнейших требований, предъявляемых  к школе во второй половине XIX в. самой  жизнью, заключалось в развитии принципа наглядности обучения. Благодаря  наглядности учащиеся получали конкретные представления об окружающей действительности, законах природы и общества, изучаемых  предметах. Использование данного  принципа содействовало живому восприятию и укреплению знаний, повышало интерес  к занятиям.

      В соответствии с общеевропейской  тенденцией в учебных заведениях  Российской империи к началу ХХ в. возникло большое количество учебных кабинетов и коллекций. Прежде всего, это касается средних учебных заведений, количество которых значительно увеличилось. Разные по качественному и количественному составу кабинеты физики, природоведения, механики и рисования имели мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные и учительские семинарии.

      Положительным в деятельности  музеев этой группы нужно считать  целенаправленное комплектование  специфических по составу коллекций,  хороший учет и хранение, реализацию  образовательно-воспитательной функции.  В результате была заложена  основа самостоятельной области  музейного дела, которой является  работа с детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
 
    1. Грицкевич В.П.   История музейного дела конца XVIII века – начала XIX вв. / В.П.Грицкевич.-2-е изд.,испр. и доп.-СПб.: СПбГУКИ,2007.-336с.
    2. Кумарин В.В. Педагогические музеи в России /В.В.Кумарин, Н.А.Волков // Советская педагогика.- 1985.- №12.
    3. Мелик-Нурабов С.О. Педагогические музеи страны /С.О. Мелик-Нурабов // Советская педагогика.- 1980.- №8.
    4. Музейная пропаганда 1920-1930 годов в зеркале прессы, 1991, с.29-30
    5. Музейное дело России/под ред. М.Е.Каулен.- 2-е изд. - М.: Изд-во ВК, 2006. - 614с.
    6. Рашитова Р.С. Детский музей (к истории вопроса) // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика.- М.: 1991
    7. Российская музейная энциклопедия. В 2 т.: Т.2 .-М.: Риполл-классик,2001.-416с.
    8. Сотникова , С.И. Музеелогия: пособие для вузов /С.И.Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 192с.
    9. Старикова , Ю.А. Музееведение: Конспект лекций /Ю.А.Старикова.- М.: Приор:издат, 2006.- 128с.
    10. Столяров , Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие/Б.А. Столяров.- М.: Высшая школа,2004.-216с.
    11. Тельчаров , А.Д. Основы музейного дела: Введение в специальность: курс лекций /А.Д.Тельчаров.- М.: Омега_Л, 2005.- 184с.
    12. Шляхтина , Л.М. Основы музейного дела: Теория и практика: учеб.пособие /Л.М.Шляхтина.- М.: Высш.шк., 2005.- 183с.
    13. Шулепова, Л. М.  Основы музееведения / Л. М. Шулепова. – М., Едиториал УРСС, 2005. – С. 56 – 69.
    14. Юренева, М. Ю. Музееведение:  учеб. пособие  / М. Ю. Юренева. – М., 2003. – 560 с.
    15. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогик /М.Ю. Юхневич.- М., 2001.- 154с.
    16. Юхневич М.Ю. Былое исполняется в настоящем /М.Ю.Юхневич// Мир музея.- 1985.- №5.
    17. http://www.alyoshin.kiev.ua/obchestvennye/zdanie

Информация о работе Развитие педагогических музеев в России