Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа
Предмет курсовой работы – история музейного дела России.
Объект курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.
Задачи курсовой работы:
Определить исторические условия возникновения и развития педагогических музеев
Рассмотреть основные направления деятельности педагогических музеев
Изучить историю формирования сети педагогических музеев Российской империи
Представить в курсовой работе ведущие педагогические музеи дореволюционной России
Введение 3
1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5
1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5
1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10
1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13
2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18
2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18
2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24
2.3. Педагогический музей в Киеве 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Заключенные Шлиссельбургской
С этим музеем связано имя музейного педагога М.В. Новорусского которое уже незаслужено забыто.
В
лице М.В. Новорусского Подвижной музей
наглядных пособий в Санкт-Петербурге
обрел истинного лидера и получил новый
импульс для развития. В свою очередь,
этот музей стал идеальным местом для
воплощением идей Новорусского, считавшего,
что путь обновления образования, а значит
и всего общества, лежит только через музей,
через осуществление наглядного метода.
Он ратовал за то, чтобы музей был не затхлым
хранилищем ценностей, а средством воспитания
истинно образованных людей, осознающих
великую культурную ценность Музея.
В Киевском городском Доме учителя на улице Владимирской в старинном здании располагается Педагогический музей. Одно из старейших музейных заведений Украины занимает в наши дни здесь всего несколько залов, а ведь более столетия назад весь этот оригинальный особняк возводился специально для размещения экспозиций музея. Впрочем, подобных странных обстоятельств за годы существования Педагогического музея было немало…
История музея началась в 1902 году, тогда инициатором создания этого учреждения выступил Киевский учебный округ. Очевидно, что стимулом к действию послужил факт открытия в 1898 году при Военной академии в Санкт-Петербурге подобного музея. Просуществовав несколько лет, киевский Педагогический музей существенно увеличил в размерах музейные фонды, проводя при этом чрезвычайно интересные и познавательные выставки достижений в области педагогики, а также исторические экспонаты, относящиеся к педагогической науке. Широкая общественность вскоре стала требовать создания более развернутой, постоянной и достойно оформленной экспозиции23.
В
1910 году на постройку здания было выделено
500 тысяч рублей, эта значительная
сумма была пожертвована на благое
дело председателем биржевого
На закладке первого камня в фундамент здания в 1911 году побывали именитые гости: премьер-министр России Петр Столыпин с членами царской фамилии. Императором Николаем II было не только благословлено строительство музея, но и даровано имя своего наследника – Алексея Романова. Поэтому до революции музей именовался официально следующим образом – Педагогический музей имени цесаревича Алексея. Достаточно почетное звание, так как немногие из музеев имели такую честь – носить фамильное имя царской семьи.
Посещение Столыпиным строительной площадки музея стало последним его публичным действием, после торжественной церемонии великий реформатор всея Руси направился в киевский Оперный театр, где и был смертельно ранен.
У
киевского Педагогического
Безраздельно своим зданием музей владел всего несколько лет, а после был вынужден делить площадь с другими учреждениями. Именно в этом здании расположилась в 1917 году Центральная Рада, возглавляемая Михаилом Грушевским, здесь произошло провозглашение Украинской народной Республики (УНР), и принят IV Универсал, которым провозглашалась независимость Украины. В этом здании проводились первые съезды украинских учителей. С установлением советской власти в Украине, музейное здание частично занял Пролетарский музей. Так начался самый сложный из периодов деятельности музея – период упадка, который создавался искусственным путем.
Педагогические музеи в большей степени были характерны для России, где организовывались по инициативе органов народного образования, губернских и уездных земств и разного рода просветительских обществ, которых до 1917 г. насчитывалось около тысячи.
Организация педагогических музеев, начало которым в 1860-е гг. положил К.Д. Ушинский и Н.Ф. Бунаков, получила особое распространение на рубеже XIX – XX веков в связи с интенсивным ростом сети начальных и специальных учебных заведений. Педагогические музеи (стационарные и подвижные) были созданы в большинстве учебных округов. Их цель – ознакомление с передовым опытом учебно-воспитательного дела в семье и школе, как в России, так и за границей.
Причина создания этих музеев, разумеется, была образовательно-воспитательная. Они возникают и получают развитие главным образом в период кризиса традиционной системы образования как альтернативные центры, пропагандирующие идеи визуализации образования, средового воспитания и активных форм обучения.
Одно из важнейших требований, предъявляемых к школе во второй половине XIX в. самой жизнью, заключалось в развитии принципа наглядности обучения. Благодаря наглядности учащиеся получали конкретные представления об окружающей действительности, законах природы и общества, изучаемых предметах. Использование данного принципа содействовало живому восприятию и укреплению знаний, повышало интерес к занятиям.
В соответствии с
Положительным в деятельности
музеев этой группы нужно