Развитие педагогических музеев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы – история музейного дела России.

Объект курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.

Задачи курсовой работы:
Определить исторические условия возникновения и развития педагогических музеев
Рассмотреть основные направления деятельности педагогических музеев
Изучить историю формирования сети педагогических музеев Российской империи
Представить в курсовой работе ведущие педагогические музеи дореволюционной России

Содержание работы

Введение 3

1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5

1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5

1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10

1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13

2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18

2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18

2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24

2.3. Педагогический музей в Киеве 27

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

кр- пед музеи.docx

— 73.53 Кб (Скачать файл)

 

  1. Ведущие педагогические музеи  дореволюционной  России
    1. Педагогический  музей военно-учебных  заведений – центр российский педагогической науки
 

    Педагогический  музей военно-учебных заведений - старейший и самый крупный в России, был основан в 1864 г. в Санкт-Петербурге. Появление первого педагогического музея в военном ведомстве (инициатором его создания был генерал-адъюнкт Н.В.Исаков, сочетавший руководство Главным управлением военного ведомства с обязанностями попечителя Московского учебного округа) было отнюдь не случайно. Для военного министра Д.А.Милютина, который занимал значительно более прогрессивную позицию, чем тогдашний министр народного просвещения граф Д.А. Толстой, и для его соратников “было ясно, что обновление вооруженной силы, как и обновление всей русской жизни, может быть достигнуто лишь при широком развитии народного просвещения”15. Предпосылкой создания музея была, таким образом, реформа образования в военно-учебных заведениях, структура которых, как мы уже знаем, предполагала наличие образовательных музеев (см. предыдущий раздел). Появление особого типа музея - педагогического – было логическим продолжением процесса перестройки образования в военном ведомстве на основе принципа предметности. Но на сей раз непосредственным адресатом и “пользователем” музея становится педагог16.

    Программа первого в России педагогического  музея предусматривала распространение прогрессивных методов обучения через ознакомление преподавателей военно-учебных заведений с новейшими пособиями и коллекциями. Но одновременно с самого начала он задумывался как просветительное учреждение отнюдь не ведомственного значения. Это был музей с широкой просветительной направленностью, что придавало ему характер общественного центра, разрабатывающего актуальные проблемы педагогической науки. Такова общая черта в той или иной степени свойственная наиболее крупным педагогическим музеям, и прежде всего Музею военно-учебных заведений. Это отмечал, в частности, его третий директор З.А.Макшеев, при котором музей отметил свое пятидесятилетие: “Педагогические музеи вообще не должны иметь характер кунсткамер - перед ними в области коллекционирования лежит другая дорога. Следить за теоретическим и практическим движением в сфере обучения и воспитания, сосредотачивать у себя, по возможности, все заслуживающее внимание в деле наглядного обучения и, систематизируя этот материал, дать возможность современному педагогу без большой потери времени и труда ознакомиться с техническими средствами его профессии (приборами, картами, моделями, картинами и пр.) - вот задача педагогических музеев”17. Это определило особенности коллекций рассматриваемого музея, основу которого составили наглядные пособия и литература по народному образованию. К 1914 г. она включала три большие группы:

    1.Школьные пособия (разделялись по кабинетам);

    2.Пособия  по изучению человека как предмета воспитания. (На основе этой коллекции работала первая в России Психологическая лаборатория).

     3.Пособия по внешкольному воспитанию.

    Заслуга музея заключалась в том, что  он первым в стране начал собирать наглядные пособия по дошкольному воспитанию. Сначала все коллекции были одной выставкой наглядных пособий, но по мере накопления фондов они уже не могли выставляться полностью. Демонстрировались лишь образцы коллекций в каждом их кабинетов (математики. русского языка, истории, иностранного языка, физики, географии и естествознания, экспериментальной психологии).

    Экспозиции  создавались при участии ученых-специалистов. Кроме того, в кабинетах устраивались временные выставки.

    Одновременно  он выполнял функцию просвещения  народа. О многообразии и масштабе, а отчасти и эволюции его деятельности свидетельствуют используемые формы.

    - Участие в российских и международных выставках. Первая в России выставка учебных пособий, к участию в которой музею удалось привлечь учебные заведения различных ведомств, была организована им уже спустя два года после основания в 1866 г. В 1875 г. музей принимает участие во Всемирной выставке в Париже, приуроченной к Географическому конгрессу, где выставлялись систематические коллекции по начальному обучению, курсу средних учебных заведений, по воспитанию в семье, обучению взрослых. Он получает 8 наград из 40, назначенных за учебные пособия. Конгресс выразил убеждение в желательности организации подобных музеев во всех государствах, в результате чего в 1875 г. решение об учреждении педагогического музея по образцу петербургского принимает правительство Франции, а в 1876 г. - Бельгии. Таково было значение Педагогического музея военно-учебных заведений для становления нового типа музея. К концу ХХ века в Германии было 30 педагогических музеев, в Австро-Венгрии - 10, в Швецарии - 6. в Англии - 15, в Южной Америке - 3, в Бельгии: Дании, Франции. Греции, Италии, Норвегии, Сербии, Испании, Японии - по одному музею..В дальнейшем музей становится постоянным участником международных выставок. Особо отметим, что на родине он выступает в качестве инициатора создания Первой Всероссийской выставки детских игрушек, игр и занятий (1890), которая в немалой степени стимулировала производство игрушек в России.

    - Издательская деятельность. Музей издал первые в России каталоги наглядных пособий, которые представляли собой “своеобразную педагогическую энциклопедию, знакомившую учителей с разнообразием наглядных средств обучения, методикой их использования, с новейшими достижениями педагогической науки”18. С 1876 г. он начинает издавать ежемесячное обозрение периодической литературы, учебных пособий и книг по педагогике и “училищеведению” под названием “Педагогический музей”. В 1898 г. под руководством профессора П.Ф. Каптерова впервые было предпринято издание “Энциклопедии семейного воспитания и обучения”, которая явилась плодом деятельности существовавшего при музее “Родительского кружка”, разрабатывавшего проблемы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Издаваемые музеем каталоги пособий и коллекций по существу играли роль методических руководств для педагогов.

    - Народные чтения и публичные лекции, которые начались с 1871. Их программы были дифференцированными. Так, наряду с чтением для солдат в казармах организовывались лекции “для интеллигентных слушателей” с заметным преобладанием тем по литературе, естествознанию, педагогике. С 1872 г. комиссии по организации народных чтений, созданные в Москве, Воронеже, Харькове, Кишеневе, Одессе и других городах, получали из музея программы, методические указания, а подчас и тексты чтений. В 1895 г. при музее был организован Отдел содействия самообразованию, главной задачей которого стала разработка программ для самообразования, в составлении которых принимали участие крупнейшие ученые - И.П. Павлов, Д.А. Анучин, И.П. Бородин.

    - Производство школьных наглядных пособий стало одним из важнейших направлений деятельности музея. К изготовлению дешевых пособий были привлечены даже заключенные Морской исправительной тюрьмы, которые быстро осваивали новое дело. Стоимость производимых ими пособий была в 2-3 , а то и в 10 раз ниже, чем цена аналогичных образцов в торговле. К 1872 г. начальные школы и отдельные семьи могли приобрести необходимые образцы. Наряду с этим выполнялась методическая задача: в музее были созданы комиссии, которые разрабатывали принципы отбора пособий для различных стадий обучения.

    - Временные учительские курсы (с 1872) для преподавателей. Чаще всего они проходили в виде открытых заседаний Учебно-воспитательного комитета музея, где делались доклады по вопросам обучения и воспитания, а также в  форме так называемых образцовых публичных уроков, которые сопровождались обменом мнений.

     - Одногодичные курсы для офицеров-воспитателей (с 1900) и двухгодичные для преподавателей в кадетских корпусах (с 1904), благодаря которым музей стал оплотом учебно-воспитательного дела в заведениях военно-учебного ведомства.

    - Участие в организации педагогических съездов. В 1903 г. музей провел I Всероссийский съезд преподавателей русского языка, а в 1906 г. по его же инициативе был созван I Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике. За этим последовал целый ряд съездов учителей-предметников, организаторами которых были члены соответствующих отделов (математики, русского и иностранных языков, физики и др.) Учебно-воспитательного комитета.

    - Организация народного хора и общедоступных музыкальных классов (с 1872), целью которых была подготовка исполнителей для народных чтений и концертов. Впоследствии именно музыкальные классы явились для музея одним из главных источников его материального существования (хотя плата за обучение была низкой, а число бесплатных учеников довольно значительно). В руководстве и работе классов, где ежегодно обучались от 100 до 250 человек, участвовали Н.А. Римский-Корсаков и М.А. Балакирев.

    Как видно даже из беглого перечня  форм деятельности музея, он становится инициатором многих начинаний в области народного образования.

    При этом высокий уровень и престиж  его работы обеспечивался участием в ней крупных деятелей науки и просвещения. Кроме уже упомянутых с ним теснейшим образом сотрудничали Н.А. Корф, И.М. Сеченов, П.Е. Лесгафт, Л.Н.Модзалевский, А.Н. Острогорский, И.И. Паульсон, П.Г. Редкин, К.К. Сент-Иллер, А.Я. Герд. Все эти ученые, равно как и 400 других добровольных сотрудников, работали здесь на общественных началах, проявляя свойственное российской интеллигенции бескорыстие в заботе о просвещении народа.

    На  протяжении 53 лет, с 1864 по 1917 гг., Педагогический музей военно-учебных заведений  служил образцовым научно-методическим центром, отражающим лучшие достижения отечественной педагогики. Вокруг музея  концентрировались ученые, просветители и общественные деятели страны. В  музее разрабатывались и осуществлялись общеобразовательные и просветительские программы практически для всех слоев населения Санкт-Петербурга. Накопленный опыт тщательно описывался, анализировался и повсеместно распространялся, тем более что желающих ознакомиться с ним и воспользоваться им всегда было в избытке19.

    Несмотря  на то, что наглядное обучение не стало в конце XIX — начале XX вв. всеобщим достоянием массовой российской школы, его идеи нашли достаточно широкое распространение практически  во всех учебных округах страны и особенно в системе начального народного образования.

 

    1. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий
 

    Рост  общественного интереса к предметному методу, к музеям образования, в том числе и педагогическим, характерен в большей степени для 1890-ых гг. и начала века. Тому способствовала новая общественно-политическая ситуация и, в частности, заметная активизация просветительной деятельности земств, которые в этот период начинают открывать новые школы. (Так, в 1894 г. земствами было организовано более 13 тыс. начальных и средних школ, в 1898 .г - 16 тыс., в 1903 г. - 18 тыс., а в 1911г. - свыше 35 тыс. См. Звягинцев Е.А., 1915, с.520).

    Практическое  воплощение в школах идей наглядного образования требовало соответствующих пособий. Однако многочисленные земские школы, равно как гимназии и училища, не имели средств для полноценного обеспечения учебного процесса. Поэтому создание педагогических музеев становится настоятельной практической необходимостью.

    Отнюдь  не случайно, что именно к этому  времени относится возникновение так называемых подвижных (передвижных) музеев, материалы которых выдавались во временное пользование и практически постоянно находились за пределами их помещений. Эти музеи были призваны насытить школы всех ступеней учебными пособиями, дать в руки преподавателю инструмент для осуществления “зрительного” образования.

    Самым крупным музеем такого рода был  Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий. Весьма примечательна история его создания. Он был организован в 1892 г. группой частных лиц - учителей и учительниц, ученых и литераторов, - которые, “зная по личному опыту, как сильно страдает преподавание многих предметов вследствие отсутствия наглядных пособий, задумали помочь этому делу... Все участники и участницы ... собрали в одно место коллекции и соответствующие цели предметы, какие нашлись у каждого из них, чтобы пользоваться ими на началах взаимного обмена... На взносы членов кружка и на собранные ими деньги была нанята ... комната в одно окно в помещении одной частной библиотеки. Идея Подвижного музея стала распространяться очень быстро...”20. Уже в 1893 г. он открывается для всеобщего пользования. Музей обслуживал школы всех ступеней, был связан с внешкольным образованием, например, выдавал пособия  различным краткосрочным курсам (в том числе пожарных, певчих, массажистов), народным аудиториям, рабочим клубам. Клиентами музея становились и частные лица (среди них генерал Данилович, воспитатель Николая II). На один день выдачи приходилось здесь свыше 1500 предметов.

      Столь интенсивная деятельность обеспечивалась тем, что при музее существовали мастерская и склад учебных пособий, которые были связаны с провинцией и обслуживали преимущественно ее, а также издательский отдел, систематически печатавший указатели наглядных пособий.

    Плата за пользование пособиями была очень  незначительна: разовая составляла от 2 копеек до 1 рубля, а абонементная от 3 до 15 рублей в год. Эта выручка не покрывала расходов музея, однако установка на некоммерческий характер была принципиальной как для основателей музея, так и для продолжателей их дела. Музей существовал на средства от казны, сборы от лекций, концертов, вечеров, а также на благотворительные пожертвования21.

    Наиболее  ценный вклад внесла Постоянная комиссия по техническому образованию Императорского Русского технического общества, которое стало официальным патроном музея с 1894 г. В разные годы на помощь ему приходили Академия наук и Санкт-Петербургский университет, Казанский университет, Академия художеств, Военно-медицинская академия.

Информация о работе Развитие педагогических музеев в России