Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа
Предмет курсовой работы – история музейного дела России.
Объект курсовой работы – педагогические музеи Российской Империи второй половины XIX века.
Задачи курсовой работы:
Определить исторические условия возникновения и развития педагогических музеев
Рассмотреть основные направления деятельности педагогических музеев
Изучить историю формирования сети педагогических музеев Российской империи
Представить в курсовой работе ведущие педагогические музеи дореволюционной России
Введение 3
1. Развитие педагогических музеев во второй половине XIX века 5
1.1. Исторические условия возникновения и развития педагогических музеев 5
1.2. Направления деятельности педагогических музеев 10
1.3. Формирование сети педагогических музеев Российской империи 13
2. Ведущие педагогические музеи дореволюционной России 18
2.1. Педагогический музей военно-учебных заведений – центр российский педагогической науки 18
2.2. Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий 24
2.3. Педагогический музей в Киеве 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Практически
каждый провинциальный педагогический
музей уровня учебного округа или
земского уровня развивался в двух
основных направлениях: организация
постоянной экспозиции образцовых учебных
пособий из области разных учебных
предметов школьной программы и
комплектование подвижной базы учебных
пособий во временное пользование
для отдаленных сельских школ. При
каждом окружном педагогическом музее
создавались специальная
Смена моделей музея, определяющих представления о назначении музея в обществе и содержании его работы с аудиторией, является основой для определения направлений деятельности музеев. Рассмотрим это на примере педагогических музеев.
Просветительное направление
В этот период собственно и складывается деятельность по обслуживанию посетителей, которая одновременно становится предметом теоретического осмысления. Именно тогда весьма значительным было влияние немецкой музееведческой школы, которая провозгласила взгляд на музей как новый институт образования, могущий оказать, наряду с академиями и университетами, большое влияние на общество. Впрочем, формирующееся отношение к музею как образовательной ценности имело вполне самобытный характер.
Отечественный философ Н.Ф. Федоров в работе "Музей, его смысл и назначение", впервые опубликованной в 1913 г., а затем переизданной назвал музей "высшим учреждением единства" и говорил о его "душеобразовательном" назначении. Для него музей - это прежде всего институт социальной памяти, способ воплощения прошедшего в настоящем и, в этом смысле, "оправдание" нового века, которому свойственно отрешение от прошлого. Храня "память об отцах", их вещах и деяниях, возвращая к жизни "останки отжившего", музей и выполняют функцию образования души.7
Философ предупреждал, однако, что "он не должен служить для пониженного, так называемого "популярного" образования”, считая, что “вход в него ведет только через учебные учреждения..."8. Посредством учебных заведений музей "собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимое учеными".
Как "важное образовательное учреждение" определял музей и музейный деятель рубежа веков ученый- педагог и философ М.В. Новорусский. Он впрямую связывал судьбу музеев с изменениями в системе образования, которые явились прямым следствием переустройства общественно-экономической жизни в пореформенной России.9
Тогда со всей очевидностью проявилась тенденция, которую мы сможем наблюдать и в будущем: самые значительные изменения в образовательной концепции музея, его работе с посетителями идут рука об руку с реформами школьного образования. В 1870-1890 гг. и в последующие десятилетия на музей смотрели как на едва ли не самое актуальное средство преодоления кризиса образования. Он стал методом борьбы с традициями схоластической, чисто книжной системы обучения, поскольку позволял, как отмечал М.В.Новорусский, "изучать, не книжки, а натуру, реальные предметы и отношения между ними", т.е. проводить принцип наглядности.10
За осуществление этого принципа, который стал основой педагогической концепции великого реформатора российской школы К.Д.Ушинского, ратовали прогрессивные педагоги этого времени.
Обращение к наглядности расценивалось как средство развития личности учащегося, его способности к самостоятельным решениям, творческой деятельности.
Сотрудничество «музей – школа» Музей сотрудничает не только со школой, но и становится звеном в единой системе внешкольного образования, которое и тогда рассматривалось очень широко.
Именно поэтому подбор экспонатов проводился в двух направлениях: постоянная педагогическая выставка и подвижный фонд, материалы которого могли выдаваться во временное пользование учебным заведениям и отдельным лицам на абонементных условиях. При крупных педагогических музеях имелись библиотека, производств, мастерская, склад книг и уч. пособий, литературно-издательский отдел, справочное бюро и др.
Тенденцию к расширению своей деятельности и укреплению связи с самыми различными образовательными институтами отмечает современный исследователь: "Широкое просветительство было отличительной чертой деятельности дореволюционных музеев, стремившихся широко развернуть свою культурно-просветительную работу. В этом им помогали всевозможные внешкольные учреждения, имевшие связь с музеем”11.
Итак, на рубеже Х1Х - ХХ вв. в русском обществе все больший приоритет получает представление о музее не только как научном, но образовательном институте, призванном внести свою лепту в решение задачи просвещения: наблюдается довольно резкий переход от концепции научного к концепции научно-просветительного (публичного) музея.
Так постепенно формируется модель музея, которую можно назвать просветительной. Она основана на отношении к музею как демократическому по своему характеру и просветительной направленности институту, призванному быть средством реформирования школы и одновременно частью единой системы внешкольного образования. Эта позиция породила термины культурно-просветительная работа, внешкольное образование, которые использовались для формирующегося направления - работы с аудиторией. Под влиянием этой новой концепции во многих музеях происходит разделение собраний на фонды, доступные только специалистам, и "показательные" коллекции для широкой публики.
1917
год не стал концом
Педагогический
музей военно-учебных
В Санкт-Петербурге, помимо двух названных, находились Постоянная выставка по церковному школьному делу и кабинет учебных пособий при Училищном совете Святейшего Синода (1903), Музей учебных пособий Общества народных университетов (1913), Кабинет учебных пособий при Санкт-Петербургской дирекции народных училищ, Музей наглядных учебных пособий Санкт-Петербургского уездного земства.
Первые
педагогические музеи учебных округов
стали создаваться в последней
четверти XIX в. прежде всего с целью
помочь отечественному народному учителю.
Развитие в пореформенный период
земской школы привело к
В
основе своей методика организации
и деятельности провинциальных педагогических
музеев основывалась на опыте Педагогического
музея военно-учебных
Педагогические музеи имелись почти во всех городах Московской губернии, в том числе в Можайске, Волоколамске, Рузе, Серпухове, Подольске, а также во многих других городах российской провинции К числу наиболее известных относились Педагогический музей при дирекции народных училищ Нижегородской губернии (Нижний Новгород, 1872), Одесский педагогический музей (Одесса, 1912), Музей цесаревича Алексея при Управлении Киевского учебного округа (Киев, 1905), Педагогический музей Кавказского учебного округа (Тифлис, 1886). Подобные музеи были также в Новгороде, Орле, Рязани, Твери, Туле, Курске, Вятке, Перми, Самаре, Саратове, Полтаве и многих других городах России.
Обратимся теперь к примеру одного из типичных педагогических музеев провинции, чтобы уяснить, как была организована их деятельность, какова была аудитория и формы работы с ней.
Педагогический музей при Ярославской дирекции народных училищ был открыт в 1893 г. Он взял на себя “заботы о расширении познаний учащихся начальных училищ путем ознакомления их с книгами научного и педагогического содержания, с наглядными пособиями и способами их применения в школе”12. Музей знакомил учителя с современными методами образования, с новейшими типами учебников, с лучшими образцами учебных пособий, приборов.
В своей деятельности он подчинялся “Инструкции комитета по заведованию педагогическим музеем при дирекции народных училищ” (1903). В комитет, наряду с заведующим музея, входили: инспектор народных училищ, инспектор одного из городских училищ, учитель и учительница начальных училищ.
Таким образом, музей становился центром объединения педагогических сил города. На комитет возлагались функции руководства музеем, в том числе: попечение о развитии его деятельности, наблюдение за сохранностью материалов, принятие мер для ознакомления учителей с наглядными пособиями и методическими руководствами. При этом члены комитета работали на общественных началах, безвозмездно. Фиксированную зарплату получали лишь постоянные штатные сотрудники: заведующий, его помощник и библиотекарь. (Это, однако, было характерно только для музеев, создаваемых, подобно Ярославскому, при ведомствах Министерства народного просвещения. В отличии от них работники большинства трудились бесплатно).
Как и другие педагогические музеи, Ярославский был обращен прежде всего к учащим. Так, в 1915 г. Ярославский музей посетили 373 человека, среди которых были преподаватели городских начальных училищ, студенты учительского института, слушатели постоянных педагогических курсов, а также гимназисты.13 Для посетителей проводились своеобразные экскурсии: делались обзоры наглядных пособий и указывались методы их использования. Однако различные культурные акции изменяли лицо аудитории педагогического музея.
Так, когда Ярославским музеем “с целью поучиться друг у друга в осуществлении принципов трудовой школы” была организована выставка самодельных наглядных пособий, которые выполнялись учащимися городских училищ на внеклассных занятиях, то ее посетил “весь город” – взрослое население и учащиеся.
Продолжим характеристику сети педагогических музеев. Подавляющее их большинство (примерно 2/3) были созданы по инициативе и при участии земств. С деятельностью земств связано и географическое распределение сети музеев. Наибольшее их число приходилось на центральные губернии, входящие в Московский и Санкт-Петербургский учебные округа, где общественная жизнь, а следовательно, земская деятельность достигали наивысшей активности. По мере удаления от центральных районов плотность распространения музеев заметно снижается.
Большая часть земских музеев имели подвижной характер, что как нельзя более соответствовало потребностям школ, в особенности тем из них, которые находились в относительном удалении от города. Возможность получить в определенный срок и использовать при обучении необходимые пособия - карты, приборы, таблицы - привлекала учительство и определила этот тип музея как наиболее рациональный. Кроме земств музеи учреждали различные общества (например, учительские, распространения грамотности и ремесел, попечительства о народной трезвости), кружки (к примеру, семейно-педагогические), а также учебные округа и дирекции народных училищ, которые “близко видели драму учителя, вынужденного описывать то, что нужно показывать”14. В отличие от земских, педагогические музеи обществ, кружков, учебных округов и дирекций имели, как правило, стационарный характер.
Жизнедеятельность и передвижных, и стационарных педагогических музеев обеспечивалась, главным образом, поддержкой просвещенной прослойки населения (при достаточно слабой роли Министерства народного просвещения.)
После
революции с упразднением многих
государственных структур и просветительных
обществ, с распадом земств большинство
педагогических музеев прекратили свое
существование. Лишь некоторые продолжали
жить, хотя и под другими “вывесками”.
Постепенно начала складывать новая система
педагогических музеев, основанная уже
на иных принципах.