Роль дополнительного образования в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Целью моей работы являлось изучить влияние дополнительного образования на развитие личности, какую политику ведет государство в отношении дополнительного образования, с какими проблемами сталкивается дополнительное образование.
Объектом изучения в нашей работе является ребенок, предметом изучения – дополнительное образование.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Понятие «дополнительное образование детей»… …………………..4
Ценности и особенности современного дополнительного
образования детей……………………………………………………...6
Глава II. Государственная политика в области дополнительного образования
детей в России на современном этапе……………………………….8
Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики в России…………………………………………………….8
Новые социальные требования к дополнительному образованию детей……………………………………………………………………9
Цели и основные задачи модернизации дополнительного образования детей……………………………………………………11
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей……...11
Управление развитием системы дополнительного образования детей…………………………………………………………………..12

Глава III. Дополнительное образование детей как механизм формирования
личности……………………………………………………………..14
Особенности учреждений дополнительного образования как
воспитательных организаций……………………………..………..14
Дополнительное образование как механизм формирования
личности…………………………………………………………….18

Глава IV. Преимущества и проблемы дополнительного образования детей
на современном этапе……………………………………………...21
Глава V. Дополнительно образование МАОУ «Гимназия 7», как
образовательная среда, формирующая личность…………………..23
Заключение...........................................................................................................26
Библиографический список…………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Malukhina_Viktoria (1).doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Образовательный процесс в системе  дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, что обусловливает необходимость существенных изменений в дополнительном образовании детей:

  • совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости;
  • развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и качественного образования, необходимого для обеспечения конкурентоспособности молодых людей в условиях рыночной экономики;
  • создание условий сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями образования;
  • развитие нормативной правовой базы, приведение её в соответствие с изменениями в российском законодательстве;
  • разработка образовательных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
  • сохранение и укрепление кадрового состава, повышение их профессионального уровня с учётом современных требований, укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования.

Новые социальные требования к дополнительному образованию  детей

Дополнительное образование детей  опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.

Цели и основные задачи модернизации дополнительного образования  детей

Цель модернизации дополнительного  образования детей состоит в  создании условий и механизма  устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • совершенствование законодательной базы в части дополнительного образования детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством;
  • сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;
  • беспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей;
  • сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
  • сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей;
  • совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
  • пс оротл
  • разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;
  • развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.

Создание условий для  повышения качества дополнительного  образования детей

Дополнительное образование детей  осуществляется круглогодично. В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для развития личности условиях. Для создания необходимых условий достижения современного качества дополнительного образования детей предусматривается:

  • обновление содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;
  • регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
  • экспертиза программно-методического обеспечения, разработка программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
  • активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;
  • создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования детей;
  • разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей соответствующей направленности;
  • развитие методической службы учреждений дополнительного образования детей;
  • разработка программы «Основные направления информатизации системы дополнительного образования детей»;
  • обеспечение государственной поддержки и развития одарённых детей.

Создание условий для  повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного  образования детей.

Профессионализм педагога – это  результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа. В учреждениях дополнительного образования детей сегодня работает около 440 тыс. руководящих и педагогических кадров, в том числе в системе образования – около 300 тыс. педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, методистов. За последние три года значительно возросло число педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории. Меры, направленные на повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования призваны способствовать модернизации системы дополнительного образования детей. Приоритетными из них являются:

  • активизация и актуализация подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации по специальности «Педагогика дополнительного образования», разработки и утверждения дополнительной квалификации «Педагогика дополнительного образования» для высших профессиональных образовательных учреждений;
  • разработка государственного заказа на повышение квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;
  • создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
  • разработка государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования всех уровней;
  • планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей;
  • создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания.

Управление развитием  системы дополнительного образования детей

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы  дополнительного образования детей – совершенствование управления, создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей. В числе первоочередных мер, направленных на развитие управлением системы дополнительного образования детей:

  • изучение и обобщение опыта органов управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации региональных требований к условиям функционирования учреждений дополнительного образования детей;
  • разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений по результатам аттестации и аккредитации, а также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких результатов в своей работе.

Вывод

  • С помощью реализации  концепции модернизации, которая развивает систему дополнительного образования детей можно достигнуть:
  • позитивных изменений, направленных на реализацию прав ребёнка, улучшение положения детей, социально-экономическую защищённость семьи;
  • повышение эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
  • обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей на основе государственных гарантий;
  • увеличение доли одарённых детей в различных областях знаний и творческой деятельности, которым оказана помощь и поддержка со стороны государства, от 1,8 до 4% (от общей численности детей от 7 до 14 лет);

 

Глава III. Дополнительное образование детей как механизм формирования личности

  Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций

 Принятая в 1999 г. Программа  развития воспитания в системе  образования в России декларирует необходимость определения конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; определяются также цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, среди которых – обеспечение необходимых научно-методических и других условий для развития воспитательных систем, активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания, и т.д.

Отмечается необходимость  поддержки и развития творчества детей как одной из приоритетных задач дополнительного образования, а также обобщения педагогического опыта и научного обоснования выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверки их значимости для развития личности каждого ребенка.

Образовательная функция – включают в себя функции обучения, воспитания и развития детей. Обучение - это процесс удовлетворения детьми их различных образовательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразовательной школе, услуг, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, или тех, которые не находят применения в школе или других образовательных учреждениях. В современных учреждениях дополнительного образования детей обучение ведется по самым разным предметам, в соответствии с реализуемыми направленностями.

К обучающим функциям также относится  функция допрофессиональной и начальной  профессиональной подготовки, которая  может организовываться в разных вариантах.

Развитие - процесс качественного  изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции.

Реализация функции социальной поддержки детей предполагает создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и других социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. На практике чаще всего встречаются разные варианты интеграции направлений социальной поддержки детей. Например, в областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко г. Оренбурга разработана программа комплексной социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи детям и подросткам. В ее содержание входят следующие виды деятельности: психологическое консультирование детей и родителей по проблемам снижения мотивации к обучению, трудностей в учебной деятельности, взаимоотношений с родителями, негативного поведения подростков; проведение тренингов для детей подросткового возраста, направленных на формирование ответственного, уверенного поведения, эффективных навыков межличностного общения; обучение педагогического персонала вопросам социальной поддержки подростков.

Информация о работе Роль дополнительного образования в жизни ребенка