Роль дополнительного образования в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Целью моей работы являлось изучить влияние дополнительного образования на развитие личности, какую политику ведет государство в отношении дополнительного образования, с какими проблемами сталкивается дополнительное образование.
Объектом изучения в нашей работе является ребенок, предметом изучения – дополнительное образование.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Понятие «дополнительное образование детей»… …………………..4
Ценности и особенности современного дополнительного
образования детей……………………………………………………...6
Глава II. Государственная политика в области дополнительного образования
детей в России на современном этапе……………………………….8
Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики в России…………………………………………………….8
Новые социальные требования к дополнительному образованию детей……………………………………………………………………9
Цели и основные задачи модернизации дополнительного образования детей……………………………………………………11
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей……...11
Управление развитием системы дополнительного образования детей…………………………………………………………………..12

Глава III. Дополнительное образование детей как механизм формирования
личности……………………………………………………………..14
Особенности учреждений дополнительного образования как
воспитательных организаций……………………………..………..14
Дополнительное образование как механизм формирования
личности…………………………………………………………….18

Глава IV. Преимущества и проблемы дополнительного образования детей
на современном этапе……………………………………………...21
Глава V. Дополнительно образование МАОУ «Гимназия 7», как
образовательная среда, формирующая личность…………………..23
Заключение...........................................................................................................26
Библиографический список…………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Malukhina_Viktoria (1).doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

МАОУ «Гимназия №7» г. Пермь.

 

Секция: образование.

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Тема:  «Роль  дополнительного образования в  жизни ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Жужгова Наталья Валентиновна.

Предмет: обществознание.

Квалификационная категория

 

Автор:

Малухина Виктория Александровна

Ученица 10 А класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

Оглавление

 

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Понятие «дополнительное образование детей»… …………………..4

                Ценности и особенности современного дополнительного

     образования детей……………………………………………………...6

Глава II. Государственная политика в области дополнительного образования

       детей в России  на современном этапе……………………………….8

Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики в России…………………………………………………….8

Новые социальные требования к дополнительному  образованию детей……………………………………………………………………9

Цели и основные задачи модернизации дополнительного образования детей……………………………………………………11

Создание условий для повышения  качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования  детей……...11

Управление развитием системы  дополнительного образования  детей…………………………………………………………………..12

 

Глава III.  Дополнительное образование детей как механизм формирования

         личности……………………………………………………………..14

         Особенности учреждений дополнительного образования как

         воспитательных  организаций……………………………..………..14

Дополнительное образование как механизм формирования

личности…………………………………………………………….18

 

Глава IV. Преимущества и проблемы дополнительного образования детей

   на современном этапе……………………………………………...21

Глава V. Дополнительно образование МАОУ «Гимназия 7», как

                 образовательная среда, формирующая личность…………………..23

Заключение...........................................................................................................26

Библиографический список…………………………………………………..27

 

Введение

 

В последнее время наблюдается тенденция увеличения спроса на слуги дополнительного образования. Это связано с тем, что дополнительное образования играет важную роль в формировании личности ребенка.

Целью моей работы являлось изучить  влияние дополнительного образования на развитие личности, какую политику ведет государство в отношении дополнительного образования, с какими проблемами сталкивается дополнительное образование.

Объектом изучения в нашей работе является ребенок, предметом изучения – дополнительное образование.

Нами проведена работа по изучению влияния дополнительного образования  на развитие личности ребенка, государственной  политики в области дополнительного  образования, проблем связанных  дополнительным образованием.

В начале работы, первой главе, мы ознакомились с понятием дополнительного образования, с его ценностями и особенностями

Во второй главе мы рассматривали  государственную политику в области  дополнительного образования. Изучали  тенденции и новые требования к дополнительному образованию  детей. Рассмотрели вопрос о создании условий улучшения качества и подготовки педагогов дополнительного образования.

В третьей главе речь пойдет о  влиянии дополнительного образования  детей на формирование личности ребенка. Ребенок получает знания в учреждениях  дополнительного образования, особенности которых мы проанализировали. Так же мы коснулись этого вопроса со стороны общества. Проведя социологический опрос и проанализировав его, мы исследовали влияние дополнительного образование на личностное развитие ребенка.

В четвертой главе, мы изучили проблемы и преимущества дополнительного образования на современном этапе развития общества.

В пятой, заключительной, главе мы рассмотрели дополнительное образование  на базе МАОУ «Гимназии №7», как образовательную среду, формирующую  личность.

 

Глава I. Понятие «дополнительное образование детей»

В период представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл  уточнить понятие. Обычно термином «дополнительное  образование детей» характеризуют  связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре сферу нормального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, которое он выбирает сам (или с помощью значительного взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В этой области одновременно происходит обучение, воспитание и личностное развитие.

Дополнительное образование детей  оказывается встроенным в структуру  любой занятости, в которую включен  ученик, создает «мостики» для перехода личности из одного образования в другое. Не требует доказательств, что предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой (например, математикой или физической культурой возможно заниматься в разных планах). Эта область пересечения и представляет собой дополнительное образование.

Дополнительное образование детей  может дополнять три обозначенные сферы по-разному:

  • расширять предметные знания, добавлять свежие компоненты;
  • увеличивать «вооруженность» личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения.
  • усиливать мотивацию образовательной деятельности, настраивая личность полнее проявить себя.

По своему «местоположению» в системе  образования это-вся та сфера образовательной деятельности , которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки , которые не представлены в школьных программах.

Под дополнительным образованием понимается:

  • образование. Дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и отвечающее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая по дополнительным программам, имеющим цели обучения и диагностируемые и оцениваемые результаты;
  • оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных программ обучения в интересах личности и государства.

Эти определения соответствуют  Закону РФ «Об образовании». Международная  стандартная классификация образования (МСКО) не включает в него виды коммуникативной деятельности, разработанные без расчета на обучение и неорганизованные формы обучения.1

Публичные лекции, семинары или конференции  не входят в классификацию, если не носят ярко выраженного обучающего характера. Для того чтобы считаться  образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту взрослению, общей специализации.

В области дополнительного образования  мы даем возможность стать личностью, а не просто - выбор предметов. Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок приходит к нему не из-под палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности БЫТЬ. Ребенок делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь - ищет смысл жизни и ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование - зона ближайшего развития для образования России.

Дополнительное образование детей  нельзя рассматривать как «придаток» к основному образованию, которое  выполняет исключительно функцию расширения образовательных стандартов. В этом случае теряется его основное предназначение - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учащихся. У него особенное содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практико – ориентированно.2

Под дополнительным образованием детей  следует понимать образование, обеспечивающее:

  • удовлетворение образовательных запросов учащихся, обусловленных определенной ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов;
  • создание условий для использования свободного времени  в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся;
  • исполнение заказов детей  и восполнение у них дефицита информации, знаний, ресурсов и.т.д. за счет наполнения их жизни новыми возможностями;
  • разрешение противоречий и расширение представления школьников о себе и окружающем мире;
  • оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;
  • параллельное освоение разных учебных материалов, курсов, образовательных программ.

 

Ценности и особенности  современного дополнительного образования  детей

Ценность дополнительного образования  детей заключается в его направленности на создание условий благоприятных для получения ребенком личностно значимого образования, важного и интересного для него.

Это доступное образование, когда  круглогодично могут заниматься все дети – обычные и одарённые; проблемные и благополучные, больные  и здоровые, - главное, чтобы было желание и интерес.

В дополнительном образовании реализуется право ребенка на обучение в индивидуальном темпе и объеме, а в летний период организуются профильные лагеря и энциклопедии, самостоятельная исследовательская и творческая деятельность.

Одно из главных предназначений дополнительного образования детей  – овладение учащимися социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем  (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных возможностей и способностей, выявление познавательных интересов, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для воспитанников. Поэтому практические задачи определены как «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга».3

Основу дополнительного образования  детей (именно это отличает его от внешкольной работы) составляет образовательная деятельность, представляющая собой уже не кружок по интересам, а серьезную организацию учебного процесса на основе программ, разработанных обычно самими педагогами. Все они предлагаются ученикам по выбор, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Дополнительное образование детей  динамично реагирует на: преподаватель не просто передает определенный объем новой для учащегося информации, а формирует среду, стимулирующую развитие личности.

Своеобразие дополнительного образования  состоит в органическом сочетании  досуга (отдых, развлечения, творчество) с образовательной деятельностью. Весьма значимой продолжает оставаться культурно – досуговая деятельность, которая теперь должна строиться на основе образовательных программ (но на деле это редкость), предполагать приобретение знаний и формирование навыков организации содержательного досуга.

Дополнительное образование, оберегая детей и подростков от бесцельной траты свободного времени, сокращая пространство девиантного поведения, решая не только проблему занятости ребят, но и снижая их напряжённость и агрессивность, представляет собой реальную силу, способную занять социально полезным делом.

Значительная часть образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, что способствует формированию практических навыков здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, являясь одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения, дает растущему человек возможность проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Это особенно важно для детей, неуверенных в себе, страдающих комплексами и испытывающих трудности в общении.

 

Глава II. Государственная политика в области дополнительного образования детей в России на современном этапе

В соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 27 декабря 2000 г. № 1847-р Министерством  совместно с другими заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркнута важнейшая роль хэжбьт и тенденции образовательной политики в России

Информация о работе Роль дополнительного образования в жизни ребенка