Роль дополнительного образования в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Целью моей работы являлось изучить влияние дополнительного образования на развитие личности, какую политику ведет государство в отношении дополнительного образования, с какими проблемами сталкивается дополнительное образование.
Объектом изучения в нашей работе является ребенок, предметом изучения – дополнительное образование.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Понятие «дополнительное образование детей»… …………………..4
Ценности и особенности современного дополнительного
образования детей……………………………………………………...6
Глава II. Государственная политика в области дополнительного образования
детей в России на современном этапе……………………………….8
Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики в России…………………………………………………….8
Новые социальные требования к дополнительному образованию детей……………………………………………………………………9
Цели и основные задачи модернизации дополнительного образования детей……………………………………………………11
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей……...11
Управление развитием системы дополнительного образования детей…………………………………………………………………..12

Глава III. Дополнительное образование детей как механизм формирования
личности……………………………………………………………..14
Особенности учреждений дополнительного образования как
воспитательных организаций……………………………..………..14
Дополнительное образование как механизм формирования
личности…………………………………………………………….18

Глава IV. Преимущества и проблемы дополнительного образования детей
на современном этапе……………………………………………...21
Глава V. Дополнительно образование МАОУ «Гимназия 7», как
образовательная среда, формирующая личность…………………..23
Заключение...........................................................................................................26
Библиографический список…………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Malukhina_Viktoria (1).doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Оздоровление детей в условиях учреждения дополнительного образования  предполагает формирование у них  здорового образа жизни, улучшение  физического, психологического, физиологического состояния здоровья.

 Реализация функции социальной  адаптации детей в учреждении  дополнительного образования детей  предполагает создание условий  для деятельности ребенка по  освоению относительно стабильных  условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды.

Одной из ведущих функций деятельности учреждения дополнительного образования  детей считается культурно-досуговая. Ее реализация предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей.

В качестве первой особенности учреждения дополнительного образования (УДО) детей и подростков можно выделить – специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение УДО является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.

Вторая особенность УДО детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс фортепиано музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения.

Третья особенность. В задачи учреждений дополнительного образования детей входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания. Предназначенность данных воспитательных организаций для детей старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра, приводит к тому, пео призму принципа дополнительности в социальной педагогики. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации призванной “дополнять воспитание” акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить следующее: возникнув в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 года стал и по настоящее время остается преимущественно государственным. Относительная молодость института внешкольного воспитания – дополнительного образования, существенные изменения, произошедшие в начале 90-х годов вызывают у этой разновидности воспитательных организаций недостаточно определенный статус в отечественной системе социального воспитания.

Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение: Министерство образование, Министерство культуры, Государственный комитет по физкультуре и спорту. Данное обстоятельство нашло отражение в нормативной основе их деятельности.

Седьмой особенностью этих воспитательных организаций можно считать разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре, что ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения.

К однопрофильным учреждениям в  соответствии с современной номенклатурой, относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.), то есть это - клубы, станции и школы. Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей создавались на базе специализированных внешкольных учреждений, имеющих многолетнюю историю, налаженные связи с социальным окружением, сложившуюся репутацию, материально-техническую базу, соответствующую профилю работы учреждения.

Многопрофильные учреждения дополнительного  образования детей также создавались  путем преобразования областных, краевых, городских дворцов и домов  пионеров и школьников. Они к началу реформирования имели сложившуюся структуру, многочисленные детские коллективы, являвшиеся образцовыми в своих регионах, сильный преподавательский и методический состав, обладали хорошей материальной базой. В настоящее время многопрофильные учреждения, объединяющие несколько удаленных друг от друга филиалов в большой степени ориентированы на работу с детьми по месту их жительства.

Восьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие учреждений дополнительного образования состоит в том, что открытие того или иного профиля связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Вообще, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами  в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.4

 

Выводы 

Учреждения дополнительного образования  детей как разновидность воспитательных организаций:

- представляют собой составную  часть государственной системы социального воспитания;

- ведомственно подчинены нескольким  федеральным министерствам;

- по содержанию деятельности  и организационной структуре  отличаются большим разнообразием;

- во взаимоотношениях с общеобразовательной  школой играют зависимую роль – дополнения;

- по принципу вхождения ребенка  в воспитательную организацию  являются добровольными;

- призваны содействовать воспитанникам  в профессиональной ориентации, организуя длительный процесс  профессиональных проб;

- в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;

- педагог дополнительного образования  выступает в специфических социальных  ролях специалиста, лидера, мастера,  художественного руководителя.

    

Дополнительное образование как механизм формирования личности.

Система дополнительного образования  детей Российской Федерации в  её новом качественном состоянии  развивается на протяжении более 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

• создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

• многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

• личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

• личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

• создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

• признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

• применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

В народе говорят: «Все начинается с  детства». Закладываются личностные качества, определение жизненной  судьбы, а в применении к обществу – это тот фундамент, на котором  со временем формируется народ, нация. Уже завтра нынешним школьникам будет принадлежать решающее слово в развитии науки и техники, культуры и политики, само существование цивилизации.

А жизненное пространство ребёнка  не может ограничиваться только образовательным  учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей.

Поговорим о наших учащихся. В  каком социуме они существуют?

В России дети, живущие в поселках, селах, где нет досуговых центров  – они находятся в близлежащих  городах. Родители почти всегда заняты зарабатыванием денег и редко находят время для должного общения с детьми. И для них телевизор и Интернет становятся близкими друзьями.

К сожалению, 28% детей живут в «неблагополучных» семьях.

Самый важный критерий, который лежит  в основе понятия «неблагополучная семья» - низкое качество детско-родительских отношений.

Проблемные семьи – чрезмерная, суетливая, а по сути совершенно пустая опека своих детей, либо вялотекущее, попустительское воспитание – равнодушие.

Кризисные семьи – переживается утрата (развод, потеря жилья, работы, средств  к существованию)

Асоциальная семья – проблемы с  алкоголем, но в таких семьях дети любят своих родителей, переживают за них, скрывают их пьянство.

Аморальные семьи – полностью  утрачивают семейные ценности, в полной мере присутствуют алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми.

Антисоциальные семьи – крайняя  степень деградации, выражается в противоправном, антиобщественном поведении, паразитическом образе жизни. Дети подвергаются изощренным издевательствам, вынуждены заниматься попрошайничеством, воровством и проституцией.

Необходимо создавать обучающую  и воспитывающую среду, естественную стихию учения и воспитания. Это процесс непреднамеренной социализации. Он состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. Всё окружающее служит для него книгой, из которой он, сам того не замечая, непрерывно обогащает свою память и сознание.

Нельзя учить детей ничему такому, в чем они не видят действительного  и непосредственного интереса для  себя – удовольствия и пользы.

Иначе какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес есть двигатель, который ведет и верно, и далеко. Есть жажда знания, которая рождается из естественного любопытства к близкому и дальнему.

Нелепо требовать от детей прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной.

Ребенок знает, что он станет взрослым. Все понятия, которые он может  иметь о состоянии взрослого человека, являются для него предметом познания. Но все это знание обязано быть посильным для его возраста, опыта и способности суждения.

Задача педагогов в том, чтобы организовать интересное и полезное для детей их окружение, зародить желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения любознательности.

Дети с родителями каждый день (невольно) слушают политические новости, новости  экономики, хроники происшествий. Добавьте к ним новости в области  культуры и искусства (фрагмент биографии какого-либо актера, композитора, новости в области кинематографии и т.д.)

Родители часто разгадывают  кроссворды? Составьте кроссворды, используя наряду с хорошо известными словами специфические термины. А если некоторые определения создадут трудности, то умело направьте к источнику знаний: книге.

На индивидуальных занятиях следует создать атмосферу доверия гпкут) аналогичную ситуацию из жизни. Пусть ребенок сам попытается найти решение вашего героя, тем самым помогая себе в своих проблемах. Не осуждайте родителей, если ученик на них жалуется,  его друзей. Создавайте такую ситуацию, чтобы ребенок сам находил правильное решение.

По результатам, проведенного нами, социологического опроса мы определили, что 87% детей предпочитают посещать занятия в области дополнительного образования. По итогам исследовательской работы было выявлено, что те дети, которые посещают кружки (секции, ДШИ и.т.д.), овладевают социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем. Более глубокая работа позволила узнать нам, что детям посещающим занятия в области дополнительного образования присущи такие черты характера как:

Информация о работе Роль дополнительного образования в жизни ребенка