Роль и место У. Шекспира в культуре Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:55, лекция

Описание работы

Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare[1]; 23 апреля 1564 года[2], Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23 апреля 1616 года[2], там же) — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор (согласно Шекспировскому канону) по крайней мере 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов. Творчество великого английского писателя Уильяма Шекспира имеет всемирное значение. Шекспировский гений дорог всему человечеству. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен.

Файлы: 1 файл

Referaty_2013.docx

— 111.65 Кб (Скачать файл)

Темы рефератов по курсу «Культура, наука и образование Англии»

 

  1. Романский стиль в архитектуре Англии

Остров пережил очередное вторжение норманнов в 1066 г., которые создают централизованное феодальное государство. Организатор и руководитель нормандского завоевания Англии, Вильгельм Завоеватель, официально поддерживает строительство вроманском стиле (соборы, церкви, замки). Военные отряды норманнов строят палисады с казармами для лучников и деревянные башни донжоны на холмах. Со временем дерево меняют на камень, замки совершенствуются, увеличиваются в размерах и становятся характерным признаком всего британского средневековья и чертой архитектурной культуры Британии вообще. В конце XII в. в стране существовало уже 80 замков. Важнейший среди них — замок Тауэр в Лондоне, который был резиденцией Вильгельма Завоевателя. Остатки романских замков имеют — Рочестер, Ньюкасл, Дувр, Ноттинген, Конисбро, Йоркшир, Ричмонд.

В конце XII в. возник как тип английский усадебный дом — деревянный или фахверковый, c амбарами на первом этаже, жильём на втором; лестница на второй этаж ведёт от холла.

В застройке поселений доминируют соборы. Границы между английским монастырём и собором быстро стёрлись. В XI—XII вв. норманны-завоеватели выстроили 95 соборов, силой сгоняя местное население на строительные площадки. Британские соборы романской эпохи длинные, с трёхнефной базилика с развитым трансептом. В плане — в виде латинского креста. Имеют общие черты с сооружениями французской Нормандии. Духовенство в Британии было более многочисленным, чем во Франции. Чтобы разместить священство, увеличивали размеры хора, алтарной части. Часто отсутствует привычная абсида. Вместо неё — прямоугольная часовня или стена без венца часовен и без помещения обхода. Облачная, пасмурная погода, частые дожди обусловили использование больших окон, ярус верхних окон для освещения соборов стал обязательным. Потолки были плоские, деревянные, опирающиеся на толстые, громоздкие стены. Использовались огромные прямоугольные объёмы. Над перекрёстком нефа и трансепта располагалась прямоугольная башня. Декор состоял из геометрических деталей. Готическая французская «роза» — окно не прижилось, западные фасады часто украшены огромным готическим окном, что было более практично и менее сложно в построении. Крыши плоские, нечасто встречаются крыши-шатры. По периметру верхушек башен — зубцы или башенки-пинакли, что роднит архитектуру замков и соборов.

В конце XII в. Британия погрузилась в междоусобные войны на 20 лет, и это задержало распространение стиля готика.

 

  1.  Философия Роджера Бэкона 

(Roger Bacon) (около 1214 — после 1294) — философ и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения: ‘Большое сочинение’ (‘Opus Majus’), ‘Малое сочинение’ (‘Opus Minus’), ‘Третье сочинение’ (‘Opus Tertium’), ‘Компендий философии’ (‘Compendium Studii Philosophiae’) и др. Р.Б. полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается всякое знание. Уделяя большое внимание ‘опытной науке’ как ‘владычице умозрительных наук’, Р.Б. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р.Б. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Математика как ‘естественная’ логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им ‘школьной’ — схоластической — логике, которую он отождествляет с грамматикой. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его образцом для других наук. Р.Б. различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств; внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р.Б. в духе мистического озарения у Августина; и праопыт, которым Бог наделил ‘святых Отцов’ Церкви. Познание не мыслится Р.Б. без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Основные причины невежества Р.Б. видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. В вопросе об универсалиях Р.Б. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Р.Б. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что ‘священники знания’ — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии; выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Учение Р.Б. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об ‘опытной науке’, достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.

 

  1. «Баллады о Робин Гуде» как источник по истории культуры Англии

Ро́бин Гуд (англ. Robin Hood) — герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. Попреданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам.Особенно широко был распространен цикл баллад о похождениях Робин Гуда, этого «истинного сына английского простонародья», по выражению А. М. Горького. Многие исследователи относят возникновение баллад о Робин Гуде ко второй половине XIII в. Первые записи баллад этого цикла сделаны в конце XIV — XV в., когда еще было живо воспоминание о норманнском вторжении. В них отражена борьба народа с чужеземными завоевателями. Преследуемые новыми правителями люди уходили в леса, продолжая вести борьбу с врагами. Вольную жизнь разбойника вел и Робин Гуд со своими «зелеными стрелками».

Робин Гуд изображен в балладах метким стрелком, бесстрашным охотником, шерифы боятся его как огня. Из самых  тяжелых испытаний он с помощью  своих товарищей всегда выходит  победителем.

Это, конечно, собирательный образ, но некоторые исследователи английской поэзии высказывали предположение, что он имел какой-то историче ский прототип. Наиболее старые баллады говорят, что он был крестьянским сыном. Версия о его знатном происхождении появилась позднее.

Устами своего любимого героя зло  и едко смеялся народ над алчными  и тупыми монахами, жадными и хитрыми  епископами, трусливыми и лицемерными  шерифами.

Все образы основных героев баллад о Робин Гуде чрезвычайно колоритны, ярко очерчены и очень жизненны. Таковы, например, друзья Робин Гуда Маленький Джон — искусный стрелок из арбалета, отличающийся громадным ростом, добродушный весельчак Мук, беглый монах Тук, никогда не расстающийся со своим единственным орудием — дубинкой, которой он владеет очень умело, и многие другие.

Робин Гуд был настолько популярным героем среди английского простонародья  в средние века, что ему даже посвящен особый праздник —день Робин Гуда, во многих местностях Англии приуроченный к 1 мая. В этот день повсюду в деревнях и городах распевают песни о его подвигах, устраивают целые представления из его жизни, причем исполнители одеты в традиционные костюмы Робин Гуда и его «веселых людей», подробно описанные в балладах. Многие камни, горы, источники, деревья в Англии названы именем Робин Гуда.

В исторических балладах отражены как  наиболее важные моменты английской истории, так и события местного значения, почему-либо привлекшие к  себе внимание народа. Короли Генрих II, Иоанн, Яков I, а также Кромвель часто  являются действующими лицами таких  баллад. В исторических балладах полно  отражен феодальный период истории  Англии: в них рассказывается о  феодальных усобицах, о нападении  на замки и т. п. В одной из баллад, например, изображена жестокая битва  между англичанами и шотландцами, закончившаяся победой англичан. Робин Гуд — один из немногих, наряду с королем Артуром, легендарных героев английских баллад, вышедших за рамки фольклора и ставших важной культурной реалией, — на темы баллад о нём пишутся литературные произведения, ставятся спектакли, снимаются многочисленные фильмы и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лолларды. Их место в культуре Англии

Ло́лларды (от ср.-нидерл. lollaert(d) — бормочущий) — средневековая религиозная христианская община социально-уравнительного характера, возникшая из религиозно-благотворительных братств, появившихся в начале XIV в. в Германии иНидерландах. Лолларды отрицательно относились к католической церкви и подвергались преследованиям.

Группа фламандских ткачей, примкнувших к лоллардам, укрылась от преследований в Англии (г. Норич и др.), где они оказали влияние на движение Виклифа. Английские лолларды принимали участие в восстании Уота Тайлера, отстаивали социальное равенство. Их представителем в этом движении был Джон Болл. После подавления восстания лолларды подверглись в Англии преследованиям и вынуждены были бежать в Шотландию и на континент. ЛОЛЛАРДЫ

(англ., ед. ч. lollard, от средненидерландск. lollaert (d), букв. - бормочущий (молитвы)) - участники анти- католич. крест.-плебейского движения 14 в. в нек-рых зап.-европ. странах; особое значение их деятельность приобрела в Англии. Впервые под видом благотворит. общества появились в Антверпене ок. 1300 и были близки беггардам (см. Бегинки). В Англии Л. выступили с нач. 60-х гг. (проповеди Дж. Болла) еще до Уиклифа (хотя впервые в англ. источн. назв. Л. официально употреблено в 1387). Активизации Л. способствовало усиление социальных противо- речий 2-й пол. 14 в. Л. - нар. проповедники, бедные странствующие священники, выступая перед народом на улицах селений и рыночных площадях, вслед за Уиклифом отвергали привилегии католич. церкви и требовали секуляризации ее имущества. Л., однако, придали своим проповедям социальное звучание. Они резко критиковали несправедливость феод. строя, требовали отмены барщины, десятины и налогов, уравнения сословий, мотивируя это требование тем, что бог сотворил всех людей равными. Проповеди Дж. Болла, наиболее видного и известного идеолога Л., собирали огромные толпы народа. В проповедях Л. отразилось недовольство крестьянства и гор. плебса. Хотя Л. не выступали с прямым призывом к восстанию, но их проповеди будили чувство ненависти к феодалам в нар. массах, помогая им сформулировать свои конкретные требования. Л. сыграли большую роль в идеологич. подготовке Уота Тайлера восстания 1381, а Дж. Болл стал одним из его вождей. После подавления восстания усилилось преследование Л.; на основе статута 1401 о сожжении еретиков начались их казни. Мн. Л. вынуждены были переселиться на континент и в Шотландию. В самой Англии приверженцы Л. сохранились вплоть до начала 16 в. О популярности идей Л. в народе свидетельствуют такие произведения, как "Видение Уильяма о Петре Пахаре" У. Ленгленда. Движение Л. сыграло большую роль в подготовке англ. реформации.

 

  1.  Ф.Бэкон и его «Новый органон»

С Фрэнсиса Бэкона начинает отсчет европейская философия Нового времени. В определенной и вполне закономерной мере он даже стал ее символом. Родоначальником — точно. Для философии Бэкон — примерно то же, что Коперник и Галилей для астрономии и естествознания. Любопытное совпадение: как и Томас Мор — его великий соотечественник — Бэкон тоже был лордом-канцлером, но при другом короле — Якове I, также попал в жесточайшую опалу (правда, со стороны парламента). Обвиненный во взяточничестве, он недолго пробыл в заключении и умер своей смертью, не пережив унижения.

Чем же обязана мировая культура Бэкону? Он первым с протестантской решительностью и безоглядностью на церковные авторитеты порвал со схоластическим прошлым и аристотелизмом как главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. «Истина — дочь Времени, а не Авторитета», — провозгласил барон Веруламский (таков был дворянский титул философа). Он был первым, кто четко обозначил магистральный путь науки, по которому она движется по сей день: опора на достоверные факты, на опыт и эксперимент. Главный труд Бэкона, обессмертивший его имя, называется «Новый Органон» (хотя и является составной частью более обширного, грандиозного и незавершенного сочинения с более чем характерным названием — «Великое Восстановление Наук»). Даже название демонстративно и вызывающе пикируется с корпусом методологических и логических работ Аристотеля, вошедших в историю под названием «Органон». Бэконовское название — воистину революционный лозунг на знамени тех, кто, не боясь ничего, отважился решительно порвать с мертвым наследием прошлого и вывести науку на новые рубежи. И повел вперед на штурм обветшавших твердынь — поначалу лишь горстку отважных смельчаков — сам Фрэнсис Бэкон.

«Новый Органон» написан сочным, образным языком, каким писали во времена  Шекспира. Бэкон, кстати, был почитателем  и покровителем великого драматурга; некоторые литературоведы, свихнувшиеся на так называемом «шекспировском вопросе», даже утверждали, что «Шекспир» — это псевдоним самого Бэкона. По существу книга — собрание афоризмов. У нее даже имеется подзаголовок — «Афоризмы об истолковании природы и царства человека». Всего таких афоризмов в книге, которая при жизни философа увидела свет так и незаконченной, — 182 (правда, иные занимают по несколько страниц). Любой фрагмент дает прекрасное представление о стиле философской прозы лорда-канцлера барона Веруламского.

 

  1. Роль и место У.Шекспира в культуре Англии

Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare[1]; 23 апреля 1564 года[2], Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23 апреля 1616 года[2], там же) — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор (согласно Шекспировскому канону) по крайней мере 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов. Творчество великого английского писателя Уильяма Шекспира имеет всемирное значение. Шекспировский гений дорог всему человечеству. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Всемирное значение Шекспира - в реализме и народности его творчества. Среди ранних произведений Шекспира – поэмы о трагической любви «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594), написанные в духе поэзии Возрождения; они принесли автору популярность, однако мировое признание Шекспир обрёл как драматург. Так называемый «шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие Шекспиру пьесы) включает 37 драм. В ранних пьесах преобладает светлое, жизнеутверждающее начало: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы» (обе – 1598), «Двенадцатая ночь» (1600). Гуманистический призыв к взаимной терпимости, надежда на разум и победу над губительными предрассудками звучат в трагедии «Ромео и Джульетта» (1595) о сломанных жизнях юных возлюбленных, ставших жертвами давней родовой вражды своих семей. С годами в творчестве Шекспира, опирающегося на огромный материал истории и культуры разных стран, усиливается осознание сложности и противоречивости бытия. В исторических хрониках «Ричард III» (1593), «Генрих IV» (2 ч., 1597—98), в трагедиях «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), в «римских» трагедиях «Юлий Цезарь» (1599), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607) поэт оценил нравственные, общественные и политические конфликты как вечные законы, по которым высшие человеческие ценности – доброта, самоотверженность, честь, справедливость – неизбежно терпят поражение.  
Самая сложная и «загадочная» пьеса Шекспира – трагедия «Гамлет». Характер главного героя породил множество разных интерпретаций, каждое поколение открывает в нём что-то своё, каждый исследователь пытается объяснить его по-новому. Слабость воли и несоответствие героя той задаче, которая возложена на него, увидел в Гамлете И. В. Гёте. В. Г. Белинский подчеркнул в нём разлад между мечтами и представлениями о жизни и самой жизнью. И. С. Тургенев считал его эгоистом и скептиком. Однако нельзя не восхищаться его жаждой справедливости, готовностью к самопожертвованию во имя правды, мужеству и остроте ума. А. С. Пушкин так писал об особенности шекспировских характеров вообще: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные характеры». В «Гамлете» Шекспир писал, что задача искусства – «держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели её же черты, спеси – её же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Ощущение мирового хаоса, о котором говорится в «Гамлете», не покидает Шекспира, настроение тревоги и беспокойства, вызванные переломом в жизни общества на рубеже 16–17 вв., отразились в его позднем творчестве. Поиски примиряющего исхода драматических ситуаций привели к созданию поздних романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612), в которых драматург стремится преодолеть разлад и вернуть миру утраченную гармонию. В последних пьесах Шекспир простился с театральным зрителем, подобно герою «Бури» – волшебнику Просперо, либо разуверившись в магии искусства, либо просто исчерпав её возможности.  
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.  
Вклад Шекспира в мировую художественную литературу состоял и в его «Сонетах» (1592–1600), 154 лирико-философских стихотворениях, повествующих о любви автора к некоей «смуглой даме», коварной и своевольной, и о его дружбе с неким молодым человеком («белокурым другом»), который стал ему соперником и ради которого он расстаётся со своей возлюбленной. Раскрыть тайну лирической героини «Сонетов» старались многие исследователи творчества Шекспира, но до сих пор никто точно не может сказать, кто она: «Сонеты», содержащие автобиографические мотивы, – не лирический дневник поэта, а прежде всего художественное произведение. Поэтическое мастерство, драматизм, накал страстей, вмещённый в малую стихотворную форму, напряжённый психологизм ставят «Сонеты» в один ряд с драматическими шедеврами Шекспира. Одним из лучших переводчиков сонетов на русский язык был С. Я. Маршак.

Информация о работе Роль и место У. Шекспира в культуре Англии