- Чартизм. Его место в культуре Англии
Чартизм - - социально-политическое движение рабочего класса Англии, имевшее непосредственными
своими причинами промышленный кризис
и сильную безработицу. В 1834 г. парламент,
избранный на основе новой избирательной
реформы, отменил старинный закон времен
Елизаветы о призрении бедняков приходами
и заменил его законом об устройстве рабочих
домов. Это вызвало сильное недовольство
в рабочих массах и привело к возникновению
в 1836 г. общества рабочих, выработавшего
программу (хартию, по-английски "чартер",
откуда и самое название "чартизм"),
которая легла в основу всего чартистского
движения. Чартистам не удалось добиться
своих непосредственных целей — перехода
политической власти в руки пролетариата.
Главные причины неудачи состояли в том,
что пролетариат еще не был к этому подготовлен,
а английский капитализм находился еще
в процессе роста и далеко не исчерпал
всех возможностей своего развития. Чартизм оказал
также большое влияние на культурную жизнь
Англии, на английскую литературу и поэзию.
Под его непосредственным воздействием
создал ряд произведений великий писатель-реалист
Диккенс. Большим вкладом в английскую
и мировую демократическую поэзию явились
стихи и поэмы видного участника чартистского
движения Эрнеста Джонса, проникнутые
пафосом революционной борьбы. В 30-е годы
XIX века английская литература вступает
в период нового подъема, который достигает
наиболее высокого уровня в 40-х и начале
50-х годов. К этому времени относится расцвет
реализма Диккенса, Теккерея и других
мастеров социального романа и революционной
поэзии и публицистики писателей-чартистов.
Это были крупнейшие достижения английской
демократической культуры прошлого столетия,
формировавшейся в атмосфере напряженнейшей
социальной и идеологической борьбы эпохи
чартизма. Чартистское движение сыграло
огромную роль в истории английской литературы.
Оно выдвинуло ряд общественных проблем,
которые, как и сама борьба пролетариата,
нашли отражение в творчестве великих
английских реалистов 30-х-50-х годов XIX века:
Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте, Гаскелл.
- Учение Ч.Дарвина и его влияние на культуру Англии
Энциклопедическая натура Ч. Дарвина
– путешественника, геолога, зоолога-систематика,
ботаника, физиолога растений, одного
из первых антропологов и этологов,
как нельзя лучше подходила для
того синтеза, который претворился
в первую научную теорию эволюции.
Движущими силами эволюции, по Дарвину,
являются наследственная Изменчивость и естественный
отбор.Чарлз Ро́берт Да́рвин (англ. Charles Robert Darwin; 12 февраля 1809 — 19 апреля 1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал
и наглядно продемонстрировал, что все
виды живых организмовэволюционируют во времени
от общих предков. Чарлз Ро́берт Да́рвин (англ. Charles Robert Darwin; 12 февраля 1809 — 19 апреля 1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал
и наглядно продемонстрировал, что все
виды живых организмовэволюционируют во времени
от общих предков. Дарвин был удостоен
множества наград от научных обществ Великобритании
и других европейских стран
- Сокровища Британского музея
главный историко-археологический музей Британской империи и один
из крупнейших музеев мира. Британский
музей был создан в 1753 на основе трёх коллекций —
коллекции известного британского врача
и натуралиста Хэнса Слоуна, коллекции графа Роберта Харли, а также библиотеки
антиквара Роберта Коттона, которая стала
основой Британской библиотеки. Создание
музея было утверждено актом Британского парламента. В
первой половине XX века Британский музей
расширил свои собрания ближневосточного
искусства за счёт проведения британскими
археологами многочисленных раскопок
в Месопотамии. Раздел древневосточного
искусства наиболее ценной частью своего
собрания обязан А. Стейну и П. Дэвиду. Изначально одним
из главных сокровищ музея была его библиотека,
крупнейшая в Великобритании. Читальный зал Британского музеяпомещался
с 1850-х годов в отдельном здании-ротонде, где работали Карл Маркс и В. И. Ленин. В XX веке в библиотеку
поступили древнейшие печатные книги
и буддистские рукописи из Дуньхуана, Синайский кодекс из Ленинграда и исключительная
по полноте коллекция гебраистических текстов. В
1972 г. Британский парламент принял решение
отделить библиотеку от музея, разместив
её в отдельном здании. Так родиласьБританская библиотека. Музей
изначально задумывался как собрание
древностей Древней Греции и Древнего Рима. Вместе с археологическими
находками и предметами искусства, которые
свозили в Лондон со всех уголков колониальные
агенты Британской империи, музей пополнялся
рисунками, гравюрами, медалями, монетами и книгами самых разных эпох.
- Прерафаэлиты, их место в изобразительном искусстве Англии.
Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов
с целью борьбы против условностей викторианской эпохи,академических традиций и слепого
подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было
обозначать духовное родство с флорентийскими
художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми
видными членами прерафаэлитского движения
были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус. Прерафаэлитизм
как художественное направление широко
известен и популярен в Великобритании.[8] Его также называют первым британским
течением, достигшим мировой славы,[7] однако, среди исследователей значение
оценивается по-разному: от революции
в искусстве до чистого новаторства в
технике живописи. Существует мнение,
что движение начиналось с попытки обновления
живописи, а имело в дальнейшем большое
влияние на развитие литературы и всей
английской культуры в целом.[41]Согласно Литературной энциклопедии, в виду
своего утонченного аристократизма, ретроспектизма
и созерцательности их творчество мало
воздействовало на широкие массы.[33]
Несмотря на кажущуюся обращённость
в прошлое, прерафаэлиты содействовали
утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того,
их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других.[1] Например, что выставка «Символизм в Европе», перемещавшаяся с ноября 1975 по июль 1976 года из Роттердама через Брюссель и Баден-Баден в Париж, приняла за исходную дату 1848 год — год основания Братства.[1] Поэзия прерафаэлитов повлияла на творчество
французских символистов Верлена и Малларме, а живопись — на таких художников, как Обри Бердслей, Уотерхаус, и менее известных, как Эдвард Хьюз или Кальдерон. Некоторые даже отмечают влияние прерафаэлитской
живописи на английскиххиппи,[7] а Бёрн-Джонса[42] — на молодого Толкина. Что интересно, в юности Толкин, вместе
с друзьями организовавший полутайное
общество «Чайный клуб», сравнивал их
с прерафаэлитским братством.[43]
В России первая выставка работ прерафаэлитов,
организованная аукционным домом «Кристис», проходила с 14 по 18 мая 2008 года в Третьяковской галерее.[44]
- Английская литература XIX века. Ч. Диккенс, А.Теннисон, Суинберн.
Ча́рльз Ди́ккенс (англ. Charles Dickens; 1812—1870) — английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный
англоязычный писатель при жизни, он и
в наше время имеет репутацию классика
мировой литературы, одного из крупнейших
прозаиков XIX века. Творчество Диккенса
относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное,
и сказочное начало. Самые знаменитые
романы Диккенса (печатались отдельными
выпусками с продолжением): «Посмертные записки Пиквикского
клуба», «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды», «Повесть о двух городах». Альфред Теннисон (англ. Alfred Tennyson; 6 августа 1809 — 6 октября 1892) — английский поэт, наиболее яркий выразитель сентиментально-консервативного
мировоззрения викторианской эпохи, любимый
поэт самой королевы Виктории, которая
дала ему почётное звание поэта-лауреата и титул барона, сделавший его пэром Англии (1-й барон Теннисон, 1st Baron Tennysonили лорд Теннисон, Lord Tennyson). Алджернон Чарльз Суинбёрн (английский поэт. Владение словом, рифмой и метром поставили Суинбёрна в один ряд с самыми
талантливыми английскими поэтами, однако
его подвергали критике за витиеватый
стиль и подбор слов, что подходило больше
только для схем рифм, чем для понимания
смысла. Конечно, для Суинбёрна было неудачей
то, что две его работы, опубликованные,
когда ему было всего лишь 30 лет, вскоре
сделали его первым поэтом Англии и преемником
таких великих поэтов, как лорд Альфред Теннисон и Роберт Браунинг. До самой
смерти Суинбёрн не переставал об этом
помнить, но такой искушенныйкритик, как Альфред Эдуард Хаусмен считал,
хотя неизвестно прав они или нет, что
быть одним из величайших поэтов Англии
Суинбёрну было не под силу.
После первой серии «Поэм и баллад»,
более поздняя поэзия Суинбёрна
посвящена больше философии и политике (особенно объединению Италии, в частности
в сборнике «Песни перед восходом солнца»).
Он не прекращал писать любовную лирику
(включая его эпическую поэму «Тристрам
из Лайонесса»), но содержание было уже
менее шокирующим. Его стихосложение,
в особенности техника рифмовки, оставались
в самой лучшей форме до самых последних
дней.
- Р.Киплинг и идеология английского колониализма
Джо́зеф Ре́дьярд Ки́плинг 1865, Бомбей 1936, Лондон) — английский писатель, поэт и новеллист.
Творчество Редьярда Киплинга относится
к неоромантической «литературе действия»,
которая отличалась от творчества неоромантиков
тем, что была причастна к империалистической
идеологии.
Киплинг был удостоен Нобелевской
премии за «мужественность стиля».
Киплинг родился в Бомбее,
получил образование в Англии;
впоследствии он сотрудничал
в индийской газете. Впечатления
от пребывания в Индии легли
в основу многих его произведений.
Киплинг писал о жизни английских колониальных
чиновников и солдат, об их отношениях
с индийцами. Правдивость изображения
Индии сочеталась у него с прославлением
Британской империи и с идеей превосходства
белого человека. Колонизаторскую политику
Англии Киплинг считал благом для отсталых
народов. Он с восхищением пишет о колониальных
чиновниках и солдатах, которые, по его
мнению, мужественно выполняют свой долг,
с терпением и покорностью несут «бремя
белого человека», заключающееся в том,
чтобы отстаивать интересы Британской
империи на Востоке.
Пропаганда этих идей осуществляется
Киплингом в демократической форме.
Писатель приближает официальную идеологию
к простым людям, внушая им чувство долга
перед империей.
В ряде произведений - «Саис мисс Йол»,
«Дело о разводе супругов Бронкхорст»
и др. - Кипдинг с большим сочувствием нарисовал
фигуру полицейского агента Стрикленда,
который использует знание Индии, ее обычаев,
языков, чтобы проникать повсюду и добывать
английским колониальным властям нужные
сведения.
Творчество
Б.Шоу
Джо́рдж Бе́рнард Шо́у (англ. George Bernard Shaw; 26 июля 1856 — 2 ноября 1950) — британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург,
лауреат Нобелевской премии в области
литературы, вегетарианец. Общественный деятель (социалист-«фабианист», сторонник
реформы английской письменности). Второй
(после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.
Единственный человек, удостоенный
одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом
и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая
часто сочетается с исключительной поэтической
красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).
Шоу отказался от денежной части
Нобелевской премии по литературе (однако
принял медаль лауреата).Первая пьеса
Шоу "Дома вдовца" (1892) вызвала скандал
и успеха не имела, как и последовавшая
за ней пьеса "Сердцеед" (1893). "Профессия
г-жи Уоррен" (1894),Названные пьесы составили
сб. "Пьесы неприятные" (1898); тогда
же был издан второй цикл - "Пьесы приятные":
"Оружие и человек" (1894), "Кандида"
(1894), "Избранник судьбы" (1895), "Поживём
- увидим!" (1895). Следующий цикл - "Три
пьесы для пуритан" (1901): "Ученик дьявола"
(1896- 1897), "Цезарь и Клеопатра" (1898),
- Роль и место «битников» и «хиппи»в культуре Англии
Би́тники (англ. Beatniks или The Beats) — стереотип масс-медиа, использовавшийся в 1950-х — 1960-х годах для обозначения представителей битничества. Употреблялся как производное от названия
бит-поколения, охарактеризованного в
статьях конца 40-хгодов Джеком Керуаком[1].
Термин «битники» был предложен
в 1958 году журналистом «Сан-Франциско кроникл» Гербом Каэном (англ.)русск. и базировался на сложившихся в американском обществе представлениях о типичном
для середины XX века социальном пласте молодежи, характеризовавшимся асоциальным поведением и неприятием традиционных культурных ценностей нации[2][3]. Стереотипизированный и широко разрекламированный
образ битников, включая их специфическую
манеру одеваться и говорить, имел определённое
влияние на кинематограф 60-х годов и отразился во многих фильмах и мультфильмах этого времени.
Хи́ппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, — «понимающий, знающий»; hipster — старое название субкультурыпоклонников бибопа) — философия и субкультура, изначально
возникшая в 1960 годах в США.
Расцвет движения пришелся на конец 1960-начало 1970 годов.
Первоначально хиппи выступали против пуританской
моралинекоторых протестантских
церквей, а также пропагандировали стремление
вернуться к природной чистоте через любовь ипацифизм. Один из
самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Занимайтесь любовью, а не
войной!».
Хиппи верит:
что человек должен быть свободным;
что достичь свободы можно, лишь
изменив внутренний строй души;
что поступки внутренне раскованного
человека определяются стремлением
оберегать свою свободу как величайшую
драгоценность;
что красота и свобода тождественны
друг другу и что реализация того и другого
— чисто духовная проблема;
что все, кто разделяют сказанное
выше, образуют духовную общину;
что духовная община — идеальная
форма общежития;
что все, думающие иначе, заблуждаются.[1]