Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:34, курсовая работа
Целью исследования является исследование роли народного танца в системе хореографической культуры.
Задачи, определенные для достижения цели:
Проанализировать исторические аспекты зарождения народного танца, его роль и значение в жизнедеятельности человека.
Рассмотреть феномен народного танца, как составляющую народной художественной культуры.
Выделить особенности народного танца России.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическое исследование феномена народного танца………………………………………………………………………6
История народного танца и его значение………...................................................................................6
Народный танец как составляющая народной художественной культуры……………………………………………………………..9
Русский народный танец…………………………………………..13
Народный танец в системе хореографической культуры………………...17
2.1. Народный танец как вид хореографического искусства…………..17
2.2. Народная хореография как фактор сохранения традиций…………………………………………………………………..19
2.3. Народная хореография в социально-культурной
деятельности……………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы и использованных источников…………………………...28
2.1. Народный танец как вид хореографического искусства…………..17
2.2. Народная хореография как
фактор сохранения традиций…………………………………………………………
Введение
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
С древних времен танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая или знакомясь с танцами народов мира, человек мы путешествует по планете. Благодаря этому виду искусства, он может побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие научные и исследовательские труды посвящены изучению народного танца. Об открытиях в области народного танца, как составляющей народной художественной культуры, средстве сохранения культурных традиций, средстве воспитания и образования, воспитания патриотических чувств у детей и молодежи написано множество книг. И по сей день, эта тема остается актуальной, в особенности еще и потому, что, вследствие влияния западноевропейской массовой культуры, интерес к народному танцу, как и всей народной художественной культуре, особенно со стороны молодежи, резко падает, что приводит к утрате связей между поколениями и выступает препятствием в передаче народного наследия.
Объектом исследования является хореографическая культура России.
Предметом исследования - народный танец как компонент российской хореографической культуры.
Целью исследования является исследование роли народного танца в системе хореографической культуры.
Народный танец - это, красочное творение народа,
являющееся эмоциональным художественным отображением
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. При этом, народный танец, произрастающий из народных традиций и жизни людей вовсе не является чем-то хаотичным, ведь народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям). Восприятие этих образов происходит как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.
Своими корнями народный танец уходит в историю народа, где каждый танец обладал своей особой хореографией, отличительными чертами, преимуществами и особенностями.
На протяжении
развития народный танец развивался и
видоизменялся, как видоизменялась его
роль и социальное значение. В языческие времена он
был необходимой принадлежностью
Но по мере разложения первобытно - общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди - плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.
С веками, подвергшись художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» - описывается chorea (греч. хоровод, пляска). Ранние греки преобразили искусство танца в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем и поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния1.
Исторически танец служил и частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Например, в Древнем Египте танцевальное искусство носило, преимущественно, обрядовый характер. В античности к обрядовым танцам добавились военизированные пляски, призванные поднять дух воинов перед сражением. В Древней Греции, с развитием театрального искусства, появляется и сценический танец. Таким образом, в античный период, народные танцы можно разделить на сценические, военные, священные (религиозные, обрядовые) и общественно-бытовые.
В Средние века происходит разделение на придворный и деревенский танец. Это разделение еще не имеет четких границ, и часто одни и те же движения присутствовали и в дворцовом и в фольклорном танцах. Придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы.
Народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что окружает человека (природа, труд, быт, продукты художественного творчества - посуда, одежда, кружева и т. д.)
Помимо отличительных движений и манер исполнения, в танце присутствует один из главных компонентов – музыка.
Музыка - душа танца. Она является его выразительным средством, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.
Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм, как и музыка, находятся в постоянной зависимости друг от друга.
В многочисленных вариантах народного костюма есть много общего, это придаёт ему национальный характер. Именно поэтому, когда в хореографической культуре конструируется сценический костюм, необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.
Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.
Информация о работе Роль народного танца в системе хореографической культуры