Роль народного танца в системе хореографической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование роли народного танца в системе хореографической культуры.
Задачи, определенные для достижения цели:
Проанализировать исторические аспекты зарождения народного танца, его роль и значение в жизнедеятельности человека.
Рассмотреть феномен народного танца, как составляющую народной художественной культуры.
Выделить особенности народного танца России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Теоретическое исследование феномена народного танца………………………………………………………………………6
История народного танца и его значение………...................................................................................6
Народный танец как составляющая народной художественной культуры……………………………………………………………..9
Русский народный танец…………………………………………..13

Народный танец в системе хореографической культуры………………...17
2.1. Народный танец как вид хореографического искусства…………..17
2.2. Народная хореография как фактор сохранения традиций…………………………………………………………………..19
2.3. Народная хореография в социально-культурной
деятельности……………………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы и использованных источников…………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая Федотова 3 (2).docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

 

Одной из характерных черт народного хореографического искусства является его глубокая связь с народными традициями, ведь это именно то, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, и это именно то, что связывает народный танец с современным хореографическим искусством. Он волнует своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.

Главным «поставщиком» образцов народных танцев всегда была деревня. Весь уклад жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни.

Яркой чертой народного танца является выразительность. Человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда наполнен, образно, эмоционально, живо он раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести. Другой существенной чертой народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.

  Танцевальные формы народной хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Бесспорно, что в создание и развитие народных танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в народной хореографии.

Таким образом, народный танец как один из видов хореографического искусства выступает специфической формой отражения действительности. Главной проблемой народного танца в современной хореографической культуре является то, что со временем он начинает терять свое былое значение, утрачивает дух народных традиций и постепенно исчезает как отдельный танец в целом.

 

    1. Народная хореография как фактор сохранения традиций

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов России.

В современной искусствоведческой литературе выделяют две формы существования хореографических фольклорных традиций: в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве.

Фолькло́р - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос),народная музыка (песни, наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство7.

В настоящее время существует несколько групп творческих коллективов, которые в своем творчестве претворяют народное танцевальное искусство, возрождая, таким образом, традиции, культуру и быт.

К первой группе можно отнести коллективы, условно называемые этнографическими, участники которых исполняют аутентичный фольклор той географической местности, где проживают сами.

Вторая группа коллективов реконструирует фольклор какого- либо региона путем воссоздания живых традиций или, если они уже не функционируют, на основе изучения имеющихся материалов.

К третьей и четвертой группе коллективов относятся самодеятельные коллективы, работающие в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора.

Чтобы сохранить главные аспекты народного фольклора, переданного нам в виде танца художественными коллективами, используются две главных ступени: художественная разработка и обработка. Художественная разработка является более высокой ступенью трансформации народного творчества по сравнению с обработкой. Из фольклорного образца как бы вычленяется основное образное ядро, самый яркий пластический мотив, ведущая идея (в лексике, рисунке, исполнительстве, образности - в любом из компонентов танца), которые разрабатываются, развиваются иногда вплоть до перехода их в новое качество. По сути дела, здесь происходит разработка фольклорного произведения на отдельные элементы, их переосмысление, трансформация и новая сборка уже сценического произведения в соответствии с замыслом автора. Преобразованию подвергаются все структурные элементы фольклорного танца: его музыкально ритмическая формула, сюжетостроение, образность. Здесь еще четче, чем при обработке, проявляется опосредованность фольклора традициями профессионального сценического искусства.

Зачастую танец не имеет обязательный сюжетный характер. К примеру, кружевницы и их прекрасные изделия, и рисунки подсказали хореографам не один яркий обобщенный образ, воплотившийся в поэтичных хороводах. Немало традиционных танцев также сформировалось на основе особенностей трудовой жизни. Это нашло отражение даже в ряде названий танцев, их отдельных фигур, элементов. К подобным относятся, например, танцы «Ленок», «Шевчик» (сапожник), такие разновидности французских бранлей, как танец булочников, прачек, ткачей и т.п., шен или известная фигура «челнок» в русском танце, повторяющая ритмику и рисунок движения челнока в ткацком производстве. Местный колорит зависит также от характера отражения в танце особенностей природы того или иного района, например, широкий шаг жителей равнинной местности, легкий, горной осторожный и т.п.

Постановка на местном материале предрасполагает к самобытности, но вместе с тем имеет значительные трудности. Первая из этих трудностей связана не только с необходимостью изучения жизни района, но и умением отобрать в ней то существенное, что составляет ее подлинную особенность. И, кроме того, найти черты, которые близки природе танца и смогут быть образно выражены музыкально-пластическим языком этого искусства.

Сбор фольклора предполагает фиксацию сохранившихся сегодня в памяти или бытующих танцев. Есть несколько способов их фиксации: практическое освоение, кинофотосъемка и запись хореографического текста, также запись музыки и текста песен. Фиксируются условия бытования, рассказы-характеристики танца исполнителями, комментарии самого разного характера.

Грамотному хореографу следует хорошо знать «генетический код» передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, ритмоформулы, композиционные приемы, которые являются квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Конечно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование» к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к фольклористу - специфику сцены.

Создание фольклорного сценического танца - это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену - это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость. Потому, смотря один танец на сцене, мы верим в его правду, он для нас живой организм, а, смотря другой, мы воспринимаем лишь его схему, более или менее интересные элементы, более или менее зрительно приятных исполнителей, а не живое целое - танец.

 

    1. Народная хореография в социально-культурной деятельности

Каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы. Таким образом, национальная культура отражалась в народном танце и сохранялась в народной хореографии. И сегодня народная хореография является специфическим средством сохранения народных традиций, которые могут быть переданы последующим поколениям средствами хореографической культуры.

Кроме того, многочисленные исследования в области педагогики показывают, что народный танец, как средство сохранения и распространения культурных традиций,  оказывает большое влияние и на формирование внутренней культуры человека8. Занятия народным танцем органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.

Однако серьезной проблемой современного российского общества является падение интереса к народной художественной культуре в целом и к  народному танцу в частности. Непопулярность народного танца, в сравнении с другими направлениями в современной хореографии, уже является его отличительной чертой. Эта непопулярность особенно выражена среди молодежи. В современных условиях глобализации на первое место выступает вопрос: как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, как сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других?

Сегодня в России существует множество организаций и  учреждений культуры, приоритетным направлением деятельности  которых является  - социально-культурная деятельность, направленная на развитие и возрождение народных традиций, народной художественной культуры и народного творчества. Таковыми являются дома культуры, центры развития творчества детей и юношества, всевозможные кружки и секции, специализирующиеся на народном творчестве.

Использование народной хореографии в социально-культурной деятельности будет способствовать выработке интереса к этой области, в первую очередь среди молодежи, созданию новых коллективов и поддержанию уровня народной духовности нашего государства.

Русский народ оставил нам огромное фольклорное танцевальное наследие, и мы должны не только бережно сохранять, но и развивать это богатство, знать и изучать значения и глубокий сакральный смысл, заложенный в русском танце. Фольклорные танцы в наше время стали большой хореографической ценностью, имеющее не только эстетическое, но и огромное познавательное значение для участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов. Кроме того, будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает очень важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.

В связи с этим можно сформулировать следующие рекомендации по использованию элементов национальной хореографической культуры в социально-культурной деятельности с целью сохранения и распространения народной художественной культуры:

В первую очередь, для сохранения народности в хореографической культуре стоит привить современной молодежи азы эстетического воспитания. Ими могут являться практические приучения к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности или в процессе занятий народно-сценическим танцем, а так же вдохновляющие примеры воздействия народной культуры на внутренний мир человека, ведь обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. Кроме того, изучение народно-сценических танцев, с различными по характеру ритмами и манерой исполнения народных танцев дает будущим исполнителям возможность приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент, органично чувствовать себя на сцене.

Впоследствии необходимо заняться распространением информации об уже существующих коллективах народного танца, с целью привлечения народа. Так же, помимо этого, обязательным шагом должно быть открытие новых танцевальных школ или студий народной хореографии, где  наиболее результативным было бы единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждения желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в любительском коллективе становится и процессом воспитания личности. Ведь потребность общества в сохранении и развитии русской танцевальной культуры, славных традиций русского балета вызывает стремление познать закономерности системы классического хореографического искусства и на их основе строить систему подготовки кадров в области профессионального хореографического искусства.

Информация о работе Роль народного танца в системе хореографической культуры