Одной из характерных черт народного
хореографического искусства является
его глубокая связь с народными традициями,
ведь это именно то, что глубоко свойственно
народу, в чем он существеннее всего воплощает
образ своей жизни, свои чувства, и это
именно то, что связывает народный танец
с современным хореографическим искусством.
Он волнует своей красотой, заставляет
гордиться дарованием его безымянных
творцов, создавших великое, пронизанное
оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный,
тесно связанный с народным творчеством
в целом, свободный от жестких норм и канонов,
он являет собой замечательное достижение
культуры, предмет пристального изучения
современных исследователей.
Главным «поставщиком» образцов народных
танцев всегда была деревня. Весь уклад
жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью
труда и быта, установившимся круговоротом
дней, месяцев, времен года определял относительную
устойчивость психологии, художественного
вкуса, характер произведений народного
творчества. При всей кажущейся простоте
народного танца в нем не только имеет
место опыт прошлого. Последующие поколения
народа вносят смысл, понимание, художественные
вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе,
выражая тем самым общественные и художественные
потребности своего времени. Это делает
каждое произведение народного творчества
образцом, в котором выкристаллизовываются
лучшие черты народной жизни.
Яркой чертой народного танца является
выразительность. Человек танцует всегда
с душой, окрашивая каждый жест, движение
своим настроением, внутренним состоянием
и отношением. Танцующий всегда наполнен,
образно, эмоционально, живо он раскрывает
особенности собственной натуры и ту идею,
которую хочет донести. Другой существенной
чертой народного танца является его реализм,
отражающий единство формы и содержания.
Народ всегда находит соответствующую
форму выражения той идеи, которую он решил
воплотить в танце.
Танцевальные
формы народной хореографии оттачивались
временем и приобретали законченность
и художественную ценность. Бесспорно,
что в создание и развитие народных танцев
вложило свою фантазию и талант не одно
поколение русского народа. Имея свою
образную систему, народный танец в соответствии
с ее закономерностями в условной, хореографической
форме отражает реальные жизненные явления.
Так, в нем проявляются принятые обществом
этика, мораль, нормы взаимоотношения
и поведения людей. Изменения, происходящие
в экономическом, социальном, политическом
укладах жизни, уровень общей культуры
общества находят свое отражение в художественном
творчестве народа, а, следовательно, и
в народной хореографии.
Таким образом,
народный танец как один из видов хореографического
искусства выступает специфической формой
отражения действительности. Главной
проблемой народного танца в современной
хореографической культуре является то,
что со временем он начинает терять свое
былое значение, утрачивает дух народных
традиций и постепенно исчезает как отдельный
танец в целом.
- Народная хореография как фактор сохранения традиций
С развитием педагогики профессиональной
хореографии, в научной литературе поднимаются
вопросы, связанные с обучением и воспитанием
профессионального танцовщика, который
способен всячески сохранять и развивать
лучшие традиций национальной хореографической
культуры народов России.
В современной искусствоведческой
литературе выделяют две формы существования
хореографических фольклорных традиций:
в их собственной естественной среде и
в сценическом искусстве.
Фолькло́р - народное творчество,
чаще всего именно устное; художественная
коллективная творческая деятельность
народа, отражающая его жизнь, воззрения,
идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос),народная музыка (песни, наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство7.
В настоящее время существует
несколько групп творческих коллективов,
которые в своем творчестве претворяют
народное танцевальное искусство, возрождая,
таким образом, традиции, культуру и быт.
К первой группе можно отнести
коллективы, условно называемые этнографическими,
участники которых исполняют аутентичный
фольклор той географической местности,
где проживают сами.
Вторая группа коллективов реконструирует
фольклор какого- либо региона путем воссоздания
живых традиций или, если они уже не функционируют,
на основе изучения имеющихся материалов.
К третьей и четвертой группе
коллективов относятся самодеятельные
коллективы, работающие в области народно-сценической
хореографии, строят свою творческую деятельность
на принципах художественной обработки,
разработки и стилизации фольклора.
Чтобы сохранить главные аспекты
народного фольклора, переданного нам
в виде танца художественными коллективами,
используются две главных ступени: художественная
разработка и обработка. Художественная разработка
является более высокой ступенью трансформации
народного творчества по сравнению с обработкой.
Из фольклорного образца как бы вычленяется
основное образное ядро, самый яркий пластический
мотив, ведущая идея (в лексике, рисунке,
исполнительстве, образности - в любом
из компонентов танца), которые разрабатываются,
развиваются иногда вплоть до перехода
их в новое качество. По сути дела, здесь
происходит разработка фольклорного произведения
на отдельные элементы, их переосмысление,
трансформация и новая сборка уже сценического
произведения в соответствии с замыслом
автора. Преобразованию подвергаются
все структурные элементы фольклорного
танца: его музыкально ритмическая формула,
сюжетостроение, образность. Здесь еще
четче, чем при обработке, проявляется
опосредованность фольклора традициями
профессионального сценического искусства.
Зачастую танец не имеет обязательный
сюжетный характер. К примеру, кружевницы
и их прекрасные изделия, и рисунки подсказали
хореографам не один яркий обобщенный
образ, воплотившийся в поэтичных хороводах.
Немало традиционных танцев также сформировалось
на основе особенностей трудовой жизни.
Это нашло отражение даже в ряде названий
танцев, их отдельных фигур, элементов.
К подобным относятся, например, танцы
«Ленок», «Шевчик» (сапожник), такие разновидности
французских бранлей, как танец булочников,
прачек, ткачей и т.п., шен или известная
фигура «челнок» в русском танце, повторяющая
ритмику и рисунок движения челнока в
ткацком производстве. Местный колорит
зависит также от характера отражения
в танце особенностей природы того или
иного района, например, широкий шаг жителей
равнинной местности, легкий, горной осторожный
и т.п.
Постановка на местном материале
предрасполагает к самобытности, но вместе
с тем имеет значительные трудности. Первая
из этих трудностей связана не только
с необходимостью изучения жизни района,
но и умением отобрать в ней то существенное,
что составляет ее подлинную особенность.
И, кроме того, найти черты, которые близки
природе танца и смогут быть образно выражены
музыкально-пластическим языком этого
искусства.
Сбор фольклора предполагает
фиксацию сохранившихся сегодня в памяти
или бытующих танцев. Есть несколько способов
их фиксации: практическое освоение, кинофотосъемка
и запись хореографического текста, также
запись музыки и текста песен. Фиксируются
условия бытования, рассказы-характеристики
танца исполнителями, комментарии самого
разного характера.
Грамотному хореографу следует
хорошо знать «генетический код» передачи
наследственности, т.е. те музыкально-пластические
мотивы, ритмоформулы, композиционные
приемы, которые являются квинтэссенцией
национального в хореографии и могут стать
живым ядром, основой нового сценического
танца. Конечно, для полного успеха этого
дела необходимо совмещение фольклориста
и постановщика в одном лице. Но поскольку
на практике это встречается далеко не
всегда, актуальным становится требование»
к балетмейстеру хорошо знать фольклор,
а к фольклористу - специфику сцены.
Создание фольклорного сценического
танца - это не просто перенос тщательно
выученных движений и рисунков на сцену
- это процесс воссоздания атмосферы жизни
танца, его дыхания и того таинства общения
исполнителей, которое в нем рождается,
обусловливая его ценность и необходимость.
Потому, смотря один танец на сцене, мы
верим в его правду, он для нас живой организм,
а, смотря другой, мы воспринимаем лишь
его схему, более или менее интересные
элементы, более или менее зрительно приятных
исполнителей, а не живое целое - танец.
- Народная хореография
в социально-культурной деятельности
Каждая историческая эпоха,
каждая социальная группа влияли на логику
построения танца, отражались на его стилистических
особенностях, создавали свои определенные
музыкально-хореографические формы. Таким образом, национальная
культура отражалась в народном танце
и сохранялась в народной хореографии.
И сегодня народная хореография является
специфическим средством сохранения народных
традиций, которые могут быть переданы
последующим поколениям средствами хореографической
культуры.
Кроме того, многочисленные
исследования в области педагогики показывают,
что народный танец, как средство
сохранения и распространения культурных
традиций, оказывает большое влияние
и на формирование внутренней культуры
человека8. Занятия народным танцем органически
связаны с усвоением норм народной этики,
немыслимы без выработки высокой культуры
общения между людьми. Выдержка, безупречная
вежливость, чувство меры, простота, скромность,
внимание к окружающим, их настроению,
доброжелательность, приветливость - вот
те черты, которые воспитываются в процессе
занятий становятся неотъемлемыми в повседневной
жизни.
Однако серьезной проблемой
современного российского общества является
падение интереса к народной художественной
культуре в целом и к народному танцу
в частности. Непопулярность народного
танца, в сравнении с другими направлениями
в современной хореографии, уже является
его отличительной чертой. Эта непопулярность
особенно выражена среди молодежи. В современных условиях
глобализации на первое место выступает
вопрос: как не раствориться многим национальным
культурам из-за стирания этнической самобытности,
как сохранить свою самобытную культуру,
часть богатства духовной жизни, накапливавшейся
веками со времен своего появления, и не
растворится в среде других?
Сегодня в России существует
множество организаций и учреждений
культуры, приоритетным направлением
деятельности которых является
- социально-культурная деятельность,
направленная на развитие и возрождение народных
традиций, народной художественной культуры
и народного творчества. Таковыми являются
дома культуры, центры развития творчества
детей и юношества, всевозможные кружки
и секции, специализирующиеся на народном
творчестве.
Использование народной хореографии
в социально-культурной деятельности
будет способствовать выработке интереса к этой области,
в первую очередь среди молодежи, созданию
новых коллективов и поддержанию уровня
народной духовности нашего государства.
Русский народ оставил нам огромное
фольклорное танцевальное наследие, и
мы должны не только бережно сохранять,
но и развивать это богатство, знать и
изучать значения и глубокий сакральный
смысл, заложенный в русском танце. Фольклорные
танцы в наше время стали большой хореографической
ценностью, имеющее не только эстетическое,
но и огромное познавательное значение
для участников художественной самодеятельности
и профессиональных артистов. Кроме того, будучи
одним из стабилизирующих фактов общественной
жизни, устойчивые традиции национальной
культуры способны помочь человеку адаптироваться
к стремительно меняющемуся миру, особенно
детям и подросткам. Отражая жизненный
опыт народа, творчески обобщая и осмысливая
его, фольклор является ярким выражением
художественно-исторической памяти нации,
важным фактором социальной экологии
и в этом качестве может способствовать
культурному «выживанию» человека.
В сегодняшней социальной ситуации
в нашей стране, когда политика государства
направлена на возрождение духовных ценностей,
возрождение народного творчества приобретает
очень важное значение. Отточенное веками,
сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический
танец является одной из высших духовных
ценностей русского народа, а также эффективным
средством не только всестороннего воспитания,
но и сохранения и развития традиций национальной
хореографической культуры народов России.
В связи с этим можно сформулировать
следующие рекомендации по использованию
элементов национальной хореографической
культуры в социально-культурной деятельности
с целью сохранения и распространения
народной художественной культуры:
В первую очередь, для сохранения
народности в хореографической культуре
стоит привить современной молодежи азы
эстетического воспитания. Ими могут являться
практические приучения
к творческим проявлениям красоты в танцевальной
деятельности или в процессе занятий народно-сценическим
танцем, а так же вдохновляющие примеры
воздействия народной культуры на внутренний
мир человека, ведь обращение к культуре
многонационального российского народа,
испытавшего в своей истории не одно потрясение,
необходимо с точки зрения многих наук:
философии, культурологи, искусства. Кроме
того, изучение народно-сценических танцев,
с различными по характеру ритмами и манерой
исполнения народных танцев дает будущим
исполнителям возможность приобрести
нужную технику исполнения, обогатить
творческую фантазию, развить координацию
движений, музыкальность и чувство ритма,
проявить свой актерский темперамент,
органично чувствовать себя на сцене.
Впоследствии необходимо
заняться распространением информации
об уже существующих коллективах народного
танца, с целью привлечения народа. Так
же, помимо этого, обязательным шагом должно
быть открытие новых танцевальных школ или
студий народной хореографии, где наиболее результативным
было бы единство обучения и воспитания
непосредственно в процессе творчества
и пробуждения желания осваивать мастерство,
вызывать потребность в нем и на основе
разбуженного интереса осуществлять целенаправленный
художественно-творческий процесс, в котором
органически сочетались бы педагогические
и творческие задачи. При этом условии
процесс обучения в любительском коллективе
становится и процессом воспитания личности.
Ведь потребность общества в сохранении
и развитии русской танцевальной культуры,
славных традиций русского балета вызывает
стремление познать закономерности системы
классического хореографического искусства
и на их основе строить систему подготовки
кадров в области профессионального хореографического
искусства.