Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:34, курсовая работа
Целью исследования является исследование роли народного танца в системе хореографической культуры.
Задачи, определенные для достижения цели:
Проанализировать исторические аспекты зарождения народного танца, его роль и значение в жизнедеятельности человека.
Рассмотреть феномен народного танца, как составляющую народной художественной культуры.
Выделить особенности народного танца России.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическое исследование феномена народного танца………………………………………………………………………6
История народного танца и его значение………...................................................................................6
Народный танец как составляющая народной художественной культуры……………………………………………………………..9
Русский народный танец…………………………………………..13
Народный танец в системе хореографической культуры………………...17
2.1. Народный танец как вид хореографического искусства…………..17
2.2. Народная хореография как фактор сохранения традиций…………………………………………………………………..19
2.3. Народная хореография в социально-культурной
деятельности……………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы и использованных источников…………………………...28
Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный - сарафанный и южный - поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан - преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.
Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении.
Северно-русский женский костюм Архангельской области состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани - полики, а под мышками, для свободного движения руки, - квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани3.
В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, - длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана - "штофника", поверх которого надевается "коротена" (душегрея без рукавов из парчи). На голове "повязка" - полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.
В Пинежском районе поверх "коротена" обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. "Коротена" у поморок в Мезенском районе шьётся "клёшем" в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного расклешена и называется "полушубкой". В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется "перо". На голове вместо "повязки" сверкает высокий кокошник - "венец", унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее - бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани - "набивник", украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем ажурный "венец", шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.
Характерным примером южного женского костюма является длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается "завеска" - передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты - много рядов разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.
Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.
В каждом районе, городе или селе Курской области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более строгие, однообразные.
Обобщая все вышесказанное, хочется отметить, что, передавая из поколения в поколение традиции бытовых танцев, народ запечатлел в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Изменения в укладе жизни и нормах поведения приводили к изменениям в характере и манере исполнения одних и тех же танцев, к появлению новых их форм. Народный танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид народного творчества.
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
В V - VII веках русские народные танцы исполнялись в виде «игрищ». На их характер налагали отпечаток древние языческие представления. А годом зарождения русского танца принято считать 907 год: на празднике у Вещего Олега, выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. И по сей день танцы с медведями на Руси считаются традиционными.
В русском
народном танце принято
Хоровод - самый распространенный и древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода- круг, его круговая композиция- подобие солнца- и движение по ходу солнца, хождение за солнцем.
Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Основой хоровода являются совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.
Хороводных песен известно очень много. В них ярко и разносторонне отражены трудовая деятельность крестьянина и вся его повседневная и праздничная жизнь. Темой ряда хороводных песен является выбор жениха или невесты; взаимоотношения девушки и юноши: их ссора, примирение, разлука любящих; отношение молодой жены к мужу и его семье.
Некоторые песни носят сатирический характер. В них высмеиваются; лодырь, отлынивающий от работы, франтиха-жена, муж-пьяница, белоручка-барыня. Участники хоровода, исполняя эти песни, передают их содержание движением.
Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы платков; иногда руки их свободно опущены.
Основные исполнители выходят на середину круга, они поют слова "действующих лиц" песни. Остальные участники медленно двигаются по кругу, обычно по ходу часовой стрелки, и поют повествовательную часть песни. Девушка или парень, выходящие на середину круга, часто держат в руках платочек и взмахами его усиливают выразительность жеста.
Песни диалогического характера, состоящие из вопросов и ответов, породили иную, не круговую форму построения хоровода. При их исполнении участники становятся в два ряда, один против другого. Каждый ряд поочередно исполняет куплеты, выходя при этом вперед. Кроме описанных хороводов игрового типа распространены в народе и хороводы, в которых песня не разыгрывается в лицах, а служит только музыкальным сопровождением. Такие хороводы иногда двигаются по кругу, иногда их построение более сложно и замысловато; в них включается ход змейкой, восьмеркой, различного рода переходы и перестроения. Иногда исполнители становятся парами, которые колоннами двигаются одна за другой, затем юноши и девушки расходятся, обходя двигающуюся колонну по сторонам и вновь соединяются за последней парой4.
В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие население всей округи.
Хороводы почти повсеместно сохранились в народе до наших дней, причем в каждой области они имеют свои особенности. В жанре хоровода различают два вида - орнаментальные и игровые хороводы.
Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов - одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска - так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время,- кадриль, лансье, полька.
Распространены также пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений. В зависимости от количества участников пляска может быть одиночная, парная, массовая. Парная пляска с участием девушки и юноши ярко выявляет характерные особенности женской и мужской пляски.
Движения юноши отличаются силой, ловкостью и задором; он пляшет, стараясь показать свое мастерство четкостью и затейливостью дробей, хлопушек и присядок. Девушка то двигается скромно, плавной поступью, иногда грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых "колен".
Наиболее характерный вид русской пляски - это перепляс, который, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор. В старину в переплясе участвовали только парни, которые поочередно выказывали друг перед другом свое искусство. В современных переплясах участвуют не только юноши, но и девушки, соревнуясь между собой или с юношами. Подавшим считается тот, кто не только повторил замысловатое "колено" своего соперника, но и выполнил другие, еще более сложные.
Видом русского народного танца, получившим наибольшее распространение и даже популярность является Русская кадриль, в каждой местности имеет свои отличительные особенности, свой рисунок и характер движения. Существуют кадрили из 4-х, 5-и, 6-и, и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия.
В процессе развития народная кадриль непрерывно изменяла свою форму и содержание. Различие между старинной кадрилью и кадрилью, бытующей теперь, очень велико.
Например, на Урале старинная кадриль плавная, идет в медленном темпе. Девушка на протяжении всех фигур идет свободной плавной походкой, что в сочетании с мужским дробным ходом дает интересный ритмический рисунок. Характерная особенность этой кадрили в общении между партнерами; юноша внимателен и предупредителен к девушке, девушка держится с достоинством и даже несколько чопорно5.
Уральские кадрили более позднего времени сохранили некоторые черты старинной кадрили. Но движения в таких кадрилях, как "Шестера", "Cемеро", "Восьмера", отличаются более живым темпом, в них нет строгости, общение между партнерами свободнее. Композиция танца сложнее и замысловатее.
Народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство.
Несмотря на то, что он утратил свое былое значение, народный танец - не музейное искусство прошлого, а одна из главных составляющих духовной культуры. Все виды его - хороводы, пляски, кадрили не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяется, дополняются и обогащаются новым содержанием. Такие видоизменения происходят благодаря культурному развитию общества, передаче народного искусства из поколения в поколение и обогащением новыми элементами.
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отображение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.
К сожалению, сегодня народный танец практически утратил свое первоначальное значение, сейчас, народные танцы – это, в первую очередь, часть хореографической культуры.
Хореография – это система движений, образованных безграничной импровизацией на фоне музыкального сопровождения в рамках канонов танцевального стиля. Хореография – понятие объемное, условно обобщенное, это система средств и приемов, художественно-выразительный язык, который создает хореографический образ, передающий духовный мир человека6.
В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества, как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Информация о работе Роль народного танца в системе хореографической культуры