Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 20:07, контрольная работа
К началу XIII в. древнерусская литература предстает перед нами вполне зрелой. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, которые сами могли служить образцами, достойными подражания, и определять дальнейшее развитие этого жанра на русской почве. В активе русской литературы были такие шедевры, стоящие вне жанровых систем, как «Поучение» Владимира -Мономаха или «Слово о полку Игореве».
Произведения русской литературы XIII века…………………………………...3
Прославление русской победы в Куликовской битве в литературе ХV века. Составление летописных сводов в городах…………………………….……….7
Расцвет русской живописи. Художники А. Рублев и Ф. Грек………………..11
Развитие зодчества. Строительство Кремля в Москве………………………..16
Литература……………………………………………………………………….
ФГОУ
ВПО «РОССИЙСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ: энергетики и охраны водных ресурсов
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Информационные системы и технологии
КУРС 1
ИСТОРИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Студент: Лапин Алексей Сергеевич
Адрес: Чувашская Республика Алатырский район п. Восход ул. Южная 39
Дата регистрации
Деканатом
Кафедрой
План.
Произведения русской литературы XIII века…………………………………...3
Прославление русской победы в Куликовской битве в литературе ХV века. Составление летописных сводов в городах…………………………….……….7
Расцвет русской живописи. Художники А. Рублев и Ф. Грек………………..11
Развитие зодчества. Строительство Кремля в Москве………………………..16
Литература……………………………………………………
1.Произведения русской литературы XIII века
К началу XIII в. древнерусская литература предстает перед нами вполне зрелой. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, которые сами могли служить образцами, достойными подражания, и определять дальнейшее развитие этого жанра на русской почве. В активе русской литературы были такие шедевры, стоящие вне жанровых систем, как «Поучение» Владимира -Мономаха или «Слово о полку Игореве». Сложились литературные стили, и древнерусские книжники не уступали в искусстве слова византийским или болгарским авторам; пример тому - высокое литературное мастерство Кирилла Туровского, автора «Слова о полку Игореве», авторов легенд о киево-печерских иноках. Завоевание Батыем русских земель, проходившее в кровопролитных сражениях, сопровождалось разгромом и уничтожением городов и селений. Исключительно велики были людские потери. Жестокость и беспощадность кочевников по отношению к русским воинам, к мирному населению отмечается во всех рассказах о Батыевом нашествии на Русь. Эти сообщения русских источников подтверждаются сведениями историков и писателей других стран.
Роль, которую
сыграла Русь в общеевропейской
истории, приняв на себя первый удар монголо-татарских
орд, прекрасно выразил А. С. Пушкин:
«России определено было высокое
предназначение… Ее необозримые
равнины поглотили силу монголов
и остановили их нашествие на самом
краю Европы; варвары не осмелились
оставить у себя в тылу порабощенную
Русь и возвратились на степи своего
востока. Образующееся просвещение
было спасено растерзанной и издыхающей
Россией…». Поражение в борьбе с
завоевателями и проводимая ордынцами
политика разделения Руси ускоряли процесс
феодального дробления, обособления
отдельных княжеств. Но одновременно
с этим все более зрела идея
необходимости объединения
Борьба с
захватчиками вызвала подъем патриотизма.
И патриотическая тема становится основной
в литературе XIII в. Воинский героизм
и мужество, верность долгу, любовь
к своей земле, прославление былого
величия и могущества русских
князей и княжеств, скорбь по погибшим,
боль и сочувствие ко всем, кто подвергается
унижениям со стороны поработителей,
- все это нашло отражение и
в летописании, , и в памятниках
торжественного красноречия. Остро
звучит в произведениях XIII в. тема необходимости
сильной княжеской власти, резкому
осуждению подвергаются княжеские
распри и несогласованность действий
против врагов. Идеалом сильного правителя
выступает князь - воин и мудрый государственный
деятель. В воспоминаниях о прошлом
таким князем рисуется Владимир Мономах,
а среди князей: современников - Александр
Невский. Древнерусские летописцы
оставили несколько замечательных
описаний отдельных эпизодов монголо-татарского
нашествия. Самым первым откликом на
монголо-татарское нашествие
«Повесть
о битве на Калке» была написана
в традициях русских воинских
летописных повестей XII в., по-видимому,
участником битвы. Ее автор далек
от воспевания подвигов и официального
прославления князей-феодалов. Его
главная мысль состоит в
Другим замечательным
памятником литературы является «Повесть
о разорении Рязани Батыем» посвященная
событиям 1237 года. Это произведение
состоит из двух идейно и художественно
связанных между собой частей.
Вначале в ней рассказывается
о событиях, случившихся в крымском
городе Корсуне за двенадцать лет
до гибели Рязани. Корсунь, вместе с
Сурожем, Керчью и Тьмутараканью, издавна
играл большую роль в торговле
древнерусского государства. Через
эти портовые города шла вся русская
торговля с Византией, Балканскими
странами и Кавказом. Несмотря на то
что еще в XII веке эти города были
захвачены половцами, они все
еще сохраняли свое торговое значение
и в значительной степени были
населены русскими людьми. Поэтому, когда
в 1222 году монголо-татары вторглись
в Крым и разграбили Сурож, некто
корсунянин по имени Евстафий, священник
той самой церкви, в которой, по
преданию, крестился князь Владимир
Святославич, решил уехать из родного
города в Русскую землю. Забрав свою
семью, а также особо чтимую икону
святителя Николая, он отправился на
Русь кружным путем, ибо через
причерноморские степи
Вторая часть начинается со слов: В лето 6745 (1237), во второе на десять лето по принесении чудотворного Николина образа из Корсуня, прииде безбожный царь Батый на Русскую землю со многими вои татарскыми и ста на реце на Воронеже близ Рязанскиа земли… Узнав о вторжении татар, рязанский князь Юрий Игоревич, обратился за помощью к суздальскому князю Юрию Всеволодовичу, но тот не захотел помочь ему. Не помогли рязанцам также князья черниговские и северские под тем предлогом, что рязанцы де не участвовали в битве с татарами на реке Калке. Лишь ближайшие родичи Юрия Игоревича, местные рязанские князья да пронский князь Всеволод Михайлович с одним из муромских князей откликнулись на его призыв. В этой неравной и безнадежной борьбе с могущественным противником рязанцы проявили такой героизм, такое величие духа, что трагическая судьба маленького русского княжества стала в веках символом русской доблести и беззаветной любви к отечеству.
«Повесть» принадлежит
к лучшим образцам древнерусской
воинской прозы. Она написана весьма
выразительно, исполнена взволнованного
лиризма, пронизана страстным
Особое место
в «Повести» занимает описание подвига
Евпатия Коловрата, стилистически
близкое и к устно-поэтическому
былинному сказу и к
Повесть, несмотря
на то что рассказывает о гибели
Рязани и рязанцев, удивительным образом
оптимистична, ее автор как бы совершенно
уверен в конечной победе русичей
над ненавистными захватчиками. Русские
воины, князья и дружина в повести
беззаветно мужественны и доблестны,
их связывают рыцарские отношения.
Князья гордятся своей дружиной, заботятся
о ней и оплакивают павших в
бою воинов. А удальцы и резвецы
рязанские, верные своим вождям, сражаются
с врагами земли Русской крепко
и нещадно, яко и земле постонати,
они готовы пити смертную чашу с
своими государями равно. Очень сильно
звучит в повести героико-
2.Прославление русской победы в Куликовской битве в литературе ХV века. Составление летописных сводов в городах
Сведения о Куликовской битве содержатся в четырех основных древнерусских письменных источниках. Это «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Последние два содержат значительное число литературных подробностей сомнительной достоверности. Сведения о Куликовской битве содержатся также в других летописных сводах, охватывающий этот период, а также в западноевропейских хрониках, добавляющих дополнительные интересные сведения о ходе битвы, не известные по русским источникам.
Кроме того,
краткий рассказ о Куликовской
битве вторичного происхождения
содержит «Слово о житии и преставлении
великого князя Дмитрия Ивановича»,
а в «Житии Сергия Радонежского»
содержится рассказ о встрече
перед битвой Дмитрия Донского с
Сергием Радонежским и о
Краткие упоминания
о Куликовской битве
Иоганн Пошильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал свою хронику также на латыни с 60--70-х годов XIV века до 1406 года. Затем его продолжатель до 1419 года, Иоганн Линденблат, перевёл её на верхненемецкий:
«В том же году была большая война во многих странах: особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар».
Дитмар Любекский, монах-францисканец Торуньского монастыря, довёл свою хронику на латинском языке до 1395 года. Затем его продолжатель до 1400 года перевёл её на нижненемецкий:
«В то же время была там великая битва у Синей Воды между русскими и татарами, и тогда было побито народу с обеих сторон четыре сотни тысяч; тогда русские выиграли битву. Когда они хотели отправиться домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были позваны на помощь татарами, и взяли у русских их добычу, и убили их много на поле».
Сведения их о Куликовской битве восходят, очевидно, к сообщению, привезённому из Руси ганзейскими купцами на съезд в Любеке в 1381 году. Оно в сильно искажённом виде сохранилось в сочинении немецкого историка конца XV века декана духовного капитула города Гамбурга Альберта Кранца «Вандалия»:
«В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение, в местности, называемом Флавассер. Согласно обычаю обоих народов, они сражались, не стоя друг против друга большим войском, а выбегая, чтобы метать друг в друга копья и убивать, а затем снова возвращаясь в свои ряды. Рассказывают, что в этом сражении погибло двести тысяч человек. Победители русские захватили немалую добычу в виде стад скота, посколько почти ничем другим татары не владеют. Но недолго русские радовались этой победе, потому что татары, призвав в союзники литовцев, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли и многих из русских, повергнув, убили. Это было в 1381 году от Рождества Христова. В это время в Любеке был съезд всех городов союза, называемого Ганзой».
Хорошо сохранились
сведения о Куликовской битве
и в двух булгарских источниках:
своде волжско-булгарских летописей
Бахши Имана «Джагфар Тарихы» («История
Джагфара», 1681--1683 гг.) и своде карачаево-балкарских
летописей Даиша Карачая аль-