Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 20:07, контрольная работа
К началу XIII в. древнерусская литература предстает перед нами вполне зрелой. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, которые сами могли служить образцами, достойными подражания, и определять дальнейшее развитие этого жанра на русской почве. В активе русской литературы были такие шедевры, стоящие вне жанровых систем, как «Поучение» Владимира -Мономаха или «Слово о полку Игореве».
Произведения русской литературы XIII века…………………………………...3
Прославление русской победы в Куликовской битве в литературе ХV века. Составление летописных сводов в городах…………………………….……….7
Расцвет русской живописи. Художники А. Рублев и Ф. Грек………………..11
Развитие зодчества. Строительство Кремля в Москве………………………..16
Литература……………………………………………………………………….
По мнению историка Ф. Г.-Х. Нурутдинова, русские летописцы ошибочно определяют Куликово поле как место битвы у современной реки Непрядвы. Между тем, согласно сведениям «Нариман тарихи», основная часть Куликова поля располагалась между реками Саснак («Кулик») -- современная река Сосна, и Кызыл Мича («Красивый Дубняк, или Дуб») -- современные речки Красивая Меча или Нижний Дубяк. И только окраина «Саснак кыры» (то есть Куликова поля) немного заходила за эти реки. Так, в «Нариман тарихи» говорится:
«Саснак кыры (Куликово поле) начинается на правом берегу Саснак (Сосна), а заканчивается на левом берегу реки Кызыл Мича».
Наиболее подробный рассказ о битве, совпадающий с текстами русских источников, находится в летописи Мохамедьяра Бу-Юргана «Бу-Юрган китабы» («Книга Бу-Юргана», 1551 год), вошедшей в летописный свод Бахши Имана «Джагфар тарихы» (1680-1683 годы)
Лемтопись (или летопимсец) -- это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название -- летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
Летописи
сохранились в большом
Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи -- это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) ещё более подтверждают это мнение.
Русские летописи сохранились во многих списках; самые древние -- монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке ? 1377 г.), и Ипатьевская XIV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.
Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские -- живо рисуют обществ. жизнь, южнорусские -- литературны, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правления Ивана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц.
Существовали
и литовские (белорусские) летописи,
летописи Молдавского княжества. Казацкие
летописи касаются, главным образом,
эпохи Богдана Хмельницкого. Летописание
велось также в Сибири (Бурятские
летописи, Сибирские летописи), Башкирии
(Шажере). Летописание было любимым
занятием наших древних книжников.
Начав послушным подражанием
внешним приемам византийской хронографии,
они скоро усвоили ее дух и
понятия, с течением времени выработали
некоторые особенности
Археографическая комиссия, особое ученое учреждение, возникшее в 1834 г. с целью издания письменных памятников древней русской истории, с 1841 г.начала издавать Полное собрание русских летописей и издала 12 томов этогосборника.
В таком же составном, сводном изложении дошло до нас и древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII в. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени. сохранившийся в старинных летописных сводах, прежде было принято называть Летописью Нестора, а теперь чаще называют Начальной летописью.
3.Расцвет русской живописи. Художники А. Рублев и Ф. Грек
Культурные связи с родиной православного искусства - Византией сохранились на Руси даже спустя четыре столетия после принятия христианства и первого знакомства с византийскими мастерами. В 70-е годы XIV в. в Новгород приезжает выдающийся византийский живописец Феофан по прозвищу Грек.
Византия в это время переживала культурный подъем. Талантливые мастера строили храмы, создавали мозаики и фрески, писали иконы. Кипели религиозно-философские споры, странные по нынешним временам (например, о сущности Фаворского света).
Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство. Но древние художественные традиции Новгорода повлияли на его творчество.
Феофану предложили украсить фресками новгородскую церковь Спаса на Ильине улице. Вскоре в куполе храма появилось изображение Христа Пантократора. Необычен был его лик. Глядя на него, прихожане храма, наверное, не раз ощущали про бегающий по спинам холодок: истовый взгляд больших круглых глаз с темными зрачками и белыми бликами вокруг, мясистый нос, огромная благословляющая длань. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости Страшного суда.
Не меньшее
мастерство проявил Феофан, украшая
фресками Троицкий придел церкви. Главная
композиция - "Троица", хорошо известная
в Византии и на Руси, преобразилась.
Феофан непривычно увеличил фигуру среднего
ангела. Двух других он как бы обнимает
расправленными крылья ми. На соседней
стене Феофан пишет столпников. Эти
аскеты-отшельники, селившиеся вдали
от людей, чтобы придаваться религиозному
самосозерца- нию, были близки по духу
философу и мыслителю Феофану. Со
стен отрешенно смотрят ветхие старцы.
Их молящиеся полу-,0фигуры на столбах
подобны горящим свечам. Образы столпников
необыкновенно выразительны. Чего стоит,
например, Макарий Египетский, знаменитый
теолог, автор многочисленных богословских
"Бесед". Его облик предельно
упрощен и подобен некоему
символу. Белые косматые волосы и
борода почти полностью скрывают
похожее на маску лицо. На их фоне
видны только вскинутые в выразительном
жесте кисти рук. Феофан пользуется
простейшими художественными
"Успение"
означает усыпание, смерть. Именно
сцену смерти Богоматери
На Руси всегда особо почитали Богородицу. Ее образ украшал иконы, стены храмов, вышивки на тканях. Наиболее распространенной иконографией считалось изображение Богоматери с младенцем - Владимирская, Смоленская, Казанская, Иверская - около трехсот вариантов, различающихся незначительными деталями, а то и просто названием.
"Донская Богоматерь" близка "Владимирской", но Феофан поменял акценты - с печали и скорби на нежность и любовь. Именно этими чувствами проникнут взгляд Богоматери, устремленный на младенца.
По бытующей легенде, в XIV в., накануне Куликовской битвы, икону "Донская Богоматерь" подарили князю Дмитрию Ивановичу донские казаки. С тех пор икона эта стала почитаться как спасительница Руси. Иван Грозный брал ее с собой на Ливонскую войну. В 1591 г., по преданию, она спасла Москву от татарского набега. В честь этого события был заложен Донской монастырь.
Феофан слыл не только выдающимся живописцем своего времени, но и глубоким религиозным мыслителем. Один из образованнейших людей начала XV в. - писатель Епифаний Премудрый, лично знавший Феофана, писал о нем: "Преславный мудрец, философ зело хитрый... среди иконописцев отменный живописец".
В Москве судьба свела Феофана с художником, отличающимся манерой письма, но равным ему по таланту, - Андреем Рублевым. Имя это знакомо каждому, даже мало интересующемуся искусством. Огромную известность он приобрел еще при жизни. После смерти она лишь возросла. Творчество Андрея Рублева стало образцом для подражания, а в наше время Церковь причислила его к лику святых - честь, которой иконописцы, пожалуй, никогда не удостаивались.
К сожалению, биографические сведения о замечательном мастере крайне скудны. Нам не известны ни дата его рождения, ни точная дата смерти. Мы даже не знаем его точного имени, так как имя Андрей он получил в зрелые годы при пострижении в монахи.
Лишь дважды упоминали о нем при жизни со временники-летописцы, поэтому, пытаясь воссоздать биографию художника, исследователи рассказывают не столько о Рублеве, сколько о времени, в котором он жил. А время это было очень непростое.
Русь все еще оставалась раздробленной, ее раздирали междоусобицы, разоряли набеги татар. Но процесс объединения земель под началом Москвы уже начался. Были разбиты мамаевы полчища на Куликовом поле, возрождался русский народ и его культура. Именно такой показал Русь эпохи Андрея Рублева кинорежиссер Андрей Тарковский в своем знаменитом фильме.
Впервые летопись упоминает об Андрее Рублеве в 1405 г., когда "Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев" взялись расписывать церковь Благовещения на дворе великого князя в Кремле. Кроме украшения храма фресками, они должны были написать иконы для иконостаса.
Сегодня трудно представить себе русскую церковь без иконостаса - стены, уставленной иконами и отделяющей алтарь от остальной части храма. А до XV в. в церквах на Руси иконостасов не было. Алтарь отделялся невысокой преградой с выставленными иконами. Так же был устроен и византийский храм. После окончания работ в Благовещенском соборе Кремля посетители с удивлением обнаружили, что алтарь почти полностью скрыт от глаз тремя рядами икон, вставленных в тябла - горизонтальные брусья с пазами.
Нижний ряд (чин) иконостаса называется местным, так как обычно составляется из икон, почитаемых в данной местности. В середине чина устраивают Царские врата, ведущие в алтарь. Обе створки украшают в верхней части сценой Благовещения, а в нижней - изображениями четырех евангелистов. Справа от Царских врат обычно помещают икону "Спас на троне", а рядом - храмовую икону. В местном чине имеются еще двое врат: южные ведут в диаконник, а северные - в жертвенник.
Над местным
рядом в Благовещенском соборе -
главный чин иконостаса - деисусный.
Посредине - икона "Спас в силах".
Среди всех иконографии Христа это
- самая торжественная, отражающая величие
Бога и его господство над миром.
Христос восседает на троне. Его
фигуру обрамляют три сферы, вписанные
одна в другую: огненный ромб - символ
славы; голубовато-зеленый овал - олицетворение
неба; красный четырехугольник с
вогнутыми сторонами - образ Земли.
На фоне овала проступают изображения
ангелов, обитателей неба, а по концам
четырехугольника - символы евангелистов,
вещавшие славу Христу "во все
концы земли". "Спас в силах"
- главная икона всего
Над деисусным рядом находится праздничный чин, состоящий из икон, рассказывающих о жизни Богоматери и Христа: "Благовещение", "Рождество", "Крещение", "Преображение", "Распятие" и др.