Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 20:07, контрольная работа
К началу XIII в. древнерусская литература предстает перед нами вполне зрелой. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, которые сами могли служить образцами, достойными подражания, и определять дальнейшее развитие этого жанра на русской почве. В активе русской литературы были такие шедевры, стоящие вне жанровых систем, как «Поучение» Владимира -Мономаха или «Слово о полку Игореве».
Произведения русской литературы XIII века…………………………………...3
Прославление русской победы в Куликовской битве в литературе ХV века. Составление летописных сводов в городах…………………………….……….7
Расцвет русской живописи. Художники А. Рублев и Ф. Грек………………..11
Развитие зодчества. Строительство Кремля в Москве………………………..16
Литература……………………………………………………………………….
Будто бы даже с романского Запада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев.
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился величественный пятиглавый собор.
При строительстве Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в.
Нарядный
декор храма стал характерным
для всего владимиро-
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь".
Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями. На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, Владимирский храм считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей владимирских князей. По сей день здесь покоится прах его строителей - Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
В конце XII в.
недалеко от Успенского собора был
построен еще один - одноглавый, названный
в честь святого Дмитрия
Многие рельефы удалось
Скульптура
не получила распространения в
Князь Андрей прославил себя не только строительством Успенского собора и Золотых ворот. В 1158 г. в девяти километрах от Владимира он заложил загородный замок-резиденцию. По преданию, место для него выбрала икона "Владимирской Богоматери" - отсюда название - Боголюбове, "место Богом любимое". Легенду эту мы расскажем чуть позже.
Вскоре в Боголюбове вырос удивительный архитектурный ансамбль: двухэтажный каменный дворец, храм, крытые на высоких арках переходы и две лестничные башни. Белокаменный, украшенный скульптурой замок был необычайно красив. Площадь перед церковью вымостили каменными плитами, а в середине, под нарядным шатром на восьми колоннах поставили каменную чашу для святой воды.
К сожалению, из всего комплекса сохранилась лишь часть одной из лестничных башен. Именно на ее ступенях в июньскую ночь 1174 г. разыгралась страшная трагедия. Кучка бояр, недовольных политикой Андрея Боголюбского, проникла во дворец, чтобы расправиться с ним. Весь израненный, истекающий кровью князь сполз по ступеням лестницы, пытаясь укрыться, но убийцы нашли его и добили.
В трех километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с необычным для того времени названием - Покрова. В Византии не было праздника Покрова Богоматери. Он появился на Руси в XII в. в память о чудесном явлении Богородицы в одном из храмов Константинополя во время осады города арабами. Предание гласит, что находившимся тогда на службе русским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиделась Богоматерь. Она распростерла над собравшимися свое покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси.
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.
Церковь Покрова
на Нерли восхищает своей
В XVIII в. над памятником нависла угроза уничтожения. Настоятель одного из близлежащих монастырей просил разрешения разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. Спасти церковь помог случай: не сошлись монахи с подрядчиками в цене.
Археологические исследования середины XX в. показали, что первоначально храм окружала открытая галерея с аркадой. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова на Нерли осталась прекрасным памятником средневекового владимирского зодчества.
Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее повивальной бабкой, но едва выбравшись из пеленок ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем. Его основным принципом стало единство в многообразии.
Московский Кремль имеет древнюю историю. Первые деревянные укрепления появились в 1156 г. Крепость возникла на высоком холме при слиянии рек Москвы и Неглинной. В 1237 г. татары сожгли город и его крепость. Однако Москва быстро отстроилась заново. Есть свидетельства, что уже в конце ХШ в. на территории Кремля стояли первые каменные храмы. Если это и может вызывать сомнения, то доподлинно известно, что при Иване Калите, в первой половине XIV в. были построены четыре белокаменных собора: Успенский, Архангельский, Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Тогда же соорудили и новый дубовый Кремль.
Внук Калиты,
князь Дмитрий Донской, готовясь
к решительной схватке с
В 1472 г. великий князь московский Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Хотя Византия
как государство перестала существовать, пав под ударами турок, этот династический брак в глазах Европы утверждал Русь в качестве наследницы исчезнувшей православной империи.
После знаменитого "стояния на Угре" в 1480 г. Русь полностью освободилась от ордынского ига. Московское княжество стало сильным, независимым государством, собрав большую часть некогда разрозненных русских земель. Иван III с полным правом мог называть себя "Государем всея Руси". Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.
Софья Палеолог после падения Византии жила в Италии. Женитьба на ней Ивана Ш позволила установить тесные связи с этой страной, переживавшей в конце XV в. мощный культурный подъем - Ренессанс. Ни одно государство Европы не могло сравниться с Италией по уровню развития наук и искусств. На Русь приехали десятки итальянских мастеров - архитекторов, художников, инженеров, готовых применить свои знания и талант в далекой и неведомой для них стране. Звали итальянцев на Руси "фрязинами", но имена некоторых мастеров все же дошли до нас - Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Антонио Жилярди, Алоизо ди Каркано...
Известна точная дата начала строительства нового Кремля - 19 июля 1485 г. Именно в этот день итальянский зодчий Антон Фрязин на месте старых белокаменных ворот заложил башню, или, как тогда говорили, "стрельницу", со стороны Москвы-реки. В ее основании был проделан к реке тайный ход - отсюда и название башни - Тайницкая. Место закладки первой башни было выбрано не случайно: именно с той стороны Кремля из-за Москвы-реки чаще всего нападали татары. Затем протянули стены вдоль Торговой, будущей Красной, площади, и в последнюю очередь - вдоль реки Неглинной. План крепости диктовал характер местности: две сливающиеся реки образовывали неправильный треугольник.
Строили новый Кремль в основном на фундаментах старого белокаменного. Стены по возможности сохраняли, облицовывали кирпичом, делали выше, толще, прочнее. Новшеством стало применение пропорционального кирпича - материала дешевого, прочного и удобного в работе.
Итальянцы, опытные фортификаторы, возвели в Москве первоклассную по тем временам крепость. Ее стены высотой от 8 до 19 м и толщиной 3-6 м протянулись более чем на два километра. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, прикрытая с внешней стороны тысячью зубцов. По форме они напоминают ласточкин хвост, характерный для северо-итальянского зодчества.
В толще стены сделан сквозной проход, по которому можно было обойти весь Кремль. По периметру стен располагались 18 мощных башен - многоэтажных сооружений с 3-5 ярусами бойниц. Угловые башни для удобства обороны были круглыми (лишь одна, Собакина, - многогранная), остальные - четырехгранные. Расставили их на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел штурмующих.
Башни Кремля выполняли кроме оборонительной еще ряд полезных функций. В основании угловой Водовзводной башни, стоящей на берегу Москвы-реки, находился колодец, снабжавший крепость водой. На Набатной, обращенной к Красной площади и Китай-городу, висел сигнальный колокол. В глубоких подвалах Троицкой башни находилась тюрьма, а на Спасской в XVII в. появились часы с боем.
Войти в Кремль
можно было через шесть башен.
В XVII в. царь обычно въезжал через
Спасские ворота, а патриарх - через
Троицкие. Боровицкие ворота использовались
для хозяйственных нужд. Ныне только
четыре башни - Спасская, Троицкая, Боровицкая
и Никольская - сохранили свои ворота.
А вот ворота Тайницкой и Константино-
Проездные башни были наиболее уязвимы при нападении врага, поэтому их особенно тщательно укрепляли. Некоторые имели даже отводные стрельницы - дополнительные пристройки снаружи, защищавшие ворота. Внутри были встроены опускающиеся металлические решетки - герсы, а снаружи находились подъемные мосты и предмостные укрепления.
Кутафья башня, единственное сохранившееся с тех времен предмостное укрепление, в XVI в. выглядела иначе. Башню окружал глубокий ров, заполненный водой. Через ров был перекинут подъемный мост, который вел к единственным (вместо нынешних трех) боковым воротам.
Неприятелю, чтобы проникнуть в Кремль со стороны Занеглименья, надо было преодолеть ров и попасть в Кутафью башню, под обстрелом ее защитников развернуться на 90 градусов, пересечь Троицкий мост через реку Неглинную, часть которого была подъемной, и затем уже штурмовать Троицкие ворота Кремля. Прорвать такую оборону было практически невозможно.
Первоначально
кремлевские башни имели