Русская культура 13-15вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Вторая половина XIII—XV вв. — литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвыша¬ющаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь.
Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная русским народом на поле Куликовом в сентябре 1380 г. над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского.

Содержание работы

1. Развитие основных литературных жанров (жития,хождения,повести)
2. Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Похомия Логофета
3. Публицистика второй половины XVв.
4. Рассвет живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и его сыновья
5. Развитие каменного церковного и светского зодчества
6. Быт и нравы

Файлы: 1 файл

история.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ №10

1. Развитие основных литературных жанров (жития,хождения,повести)

2. Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Похомия Логофета

3. Публицистика  второй половины XVв.

4. Рассвет живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и его сыновья

5. Развитие каменного церковного и светского зодчества

6. Быт и нравы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ

( ЖИТИЕ,  ХОЖДЕНИЯ, ПОВЕСТИ)

  Вторая половина XIII—XV вв. — литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвышающаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь.

  Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению  народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым  становится Москва. Важной вехой в  политической и культурной жизни  Руси явилась победа, одержанная русским  народом на поле Куликовом в сентябре 1380 г. над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского.

  В литературе этого времени главными становятся тема борьбы с иноземными поработителями — монголо-татарами и тема укрепления Русского государства, прославления ратных и нравственных подвигов русских людей, их деяний. Литература и изобразительное искусство  раскрывают нравственный идеал личности, способной преодолеть «рознь века сего» — главное зло, препятствующее сплочению всех сил для борьбы с ненавистными завоевателями.

  Епифаний  Премудрый возрождает и поднимает  на новую ступень художественного  совершенства эмоционально-экспрессивный  стиль, разрабатывавшийся литературой  Киевской Руси. Развитие этого стиля  было обусловлено историческими  потребностями самой жизни, а  не только вторым южнославянским влиянием, хотя опыт болгарской и сербской литературы был учтен и использован литературой  конца XIV - начала XV в.

  Дальнейшее  развитие получает стиль исторического  повествования. Он испытывает воздействие демократических посадских слоев населения, с одной стороны, и церковных кругов — с другой. В историческое повествование шире начинают проникать занимательность, художественный вымысел. Появляются вымышленные сказания, принимаемые за исторические (повести о Вавилоне граде, «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть об Иверской царице Динаре», «Повесть о Басарге»). В этих сказаниях усиливаются публицистические, политические тенденции, подчеркивающие значение Руси и ее центра Москвы — политической и культурной преемницы правящих мировых держав.

  В XV в. достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание и агиография с ее демократи- ческими тенденциями сыграли важную роль в развитии древнерусской литературы.

   Развитие  стиля «идеализирующего биографизма» намечается в литературе Твери. С  демократической городской культурой  связано «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

   Возникновение и развитие рационалистического  еретического движения в Новгороде, Пскове и затем Москве свидетельствует о тех сдвигах, которые произошли в сознании посада, об усилении его активности в идеологической и художественной сферах.

   В литературе возрастает интерес к  психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций.

   Литература  этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу.

   Специфическими  особенностями средневекового миросозерцания была обусловлена система жанров древнерусской литературы, подчиненная практическим утилитарным целям — как нравственным, так и политическим. Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием—традицией и уставом. Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе. Верхнюю ступень занимали книги «священного писания». Вслед за ними шла гимнография и «слова», связанные с толкованиями «писания», разъяснениями смысла праздников. Такие «слова» обычно объединялись в сборники — «торжественники», Триоди цветные и постные. Затем следовали жития — рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому — соответствовал свой тип жития. Композиция жития зависела от его употребления: богослужебная практика диктовала определенные условия его составителю, адресуя житие читателям-слушателям.

   Опираясь  на византийские образцы, древнерусские  писатели создали целый ряд выдающихся произведений агиографической оригинальной литературы, отразившей существенные стороны жизни и быта Древней Руси. В отличие от византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является «историзм», тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т. е. жанрами светской литературы.

   Так же, как и княжеское житие, на грани  перехода от церковных жанров к мирским  стоят «хождения» — путешествия, описания паломничества к «святым местам», сказания об иконах.

   Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Она вырабатывается древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного  народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы.

   Господствующее  положение среди жанров мирской  письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным  с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести  примыкают историческое сказание, предание. В основе сказания лежит какой-либо сюжетно завершенный эпизод, в  основе предания — устная легенда. Эти жанры обычно входят в состав летописей, хронографов.

   Особое  место среди мирских жанров занимает «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово» Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI — первой половине XIII в.

   Развитие  древнерусской литературы XI—XV вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XV в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

   Каждый  жанр древнерусской литературы обладал  устойчивой внутренней композиционной структурой, своим каноном и имел, как справедливо отмечал А. С. Орлов, «свой стилистический шаблон».

   Д. С. Лихачев обстоятельно рассмотрел историю развития стилей древнерусской  литературы: в XI—XIII вв. ведущим является стиль средневекового монументального историзма и одновременно с ним существует народный эпический стиль, а в XIV—XV вв. стиль средневекового монументального историзма сменяет эмоционально-экспрессивный.

   ТВОРЧЕСТВО  МИТРОПОЛИТА КИПРИАНА, ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО, ПАХОМИЯ ЛОГОФЕТА.

   Киприан – митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Южный славянин, болгарин или серб, свой путь он начал в Болгарии, в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, где сблизился с Евфимием Тырновским; ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон. Став впоследствии келейником патриарха, около 1373 г. был послан им в Литву и на Русь для примирения литовского и тверского князей с митрополитом всея Руси Алексеем. 9 марта 1374 г. он присутствовал в Твери на посвящении тверского епископа Евфимия, затем с митрополитом отправился в Переяславль-Залесский, город великого князя Московского. Из Великой Руси вернулся в Литву. В 1375 г., когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья отправили Киприана  грамотой в Константинополь, прося патриарха посвятить Киприана в митрополита Литовского. Патриарх Филофей рукоположил его 2 декабря 1375 г. в митрополита «Киевского, Русского и Литовского», дал ему право объединить поле смерти митрополита Алексея обе части митрополии, став митрополитом «Киевским и всея Руси». В июне 1376г. Киприан прибыль в Киев и оттуда через послов тщетно пытался добиться признания этого своего права от московского князя, Новгорода и Пскова. Летом 1378 г., списавшись с игуменами Сергием Радонежским и Федором Симоновским, Киприан сделал попытки вступить в свои права наследования вопреки воли князя, но был схвачен около Москвы, провел ночь в заточении, а затем был выдворен за пределы Великой Руси. Сохранились три его послания к игуменам Сергию  и Феодору, из которых известно об этом событии. Второе из них, написанное сразу после изгнания, представляет собой публицистическое произведение, рассчитанное на то, чтобы читатели – под угрозой церковного отлучения – сохраняли его и распространяли.

   В том же 1381 г. Киприан создал Службу  митрополиту Петру, написав при  этом, как ее составную часть, свою редакцию Жития митрополита Петра. В уста Петра Киприан вложил здесь  пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки  ею православия. В качестве рассказа о чуде, совершенном Петром, Киприан  присвоил к Житию автобиографическое повествование о своих злоключениях в Константинополе и о том, как – с чудесной помощью Петра  – он был принят в Москве и  смог там занять некогда принадлежавший Петру престол митрополитов всея Руси.

   В феврале 1389г. патриарх Антоний низложил великорусского митрополита Пимена и восстановил Киприана в звании митрополита киевского и всея Руси.

   Киприан занимался разграничением церковных  и светских прав и владений, старался добиться восстановления утраченного  в 1385 г. при Пимене митрополичьего права  на апелляционный суд в Новгороде.

   При Киприане стала быстро увеличиваться  в своем составе за счет переводов  с греческого русская книжность; активизировалась монастырская колонизация  русского Севера, церковное строительство  и украшение церквей на Руси. При  Киприане же была проведена реформа  и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации  и начался переход летоисчисления с «мартовского» на «сентябрьский».

   Епифаний  Премудрый – составитель житий, ученик преподобного Сергия Радонежского. Жил в конце XIV и начале XV века. Ему принадлежит  «Житие преподобного Сергия», которое он начал писать через год после смерти преподобного. Другие сочинения Епифания: «Слово похвально преподобному отцу нашему Сергею» и «Житие святого Стефана Пермского».

   Епифаний  был одним из самых известных  и образованных писателе второй половины XV века – первой четверти XV столетия. Он был иноком Троице – Сергиева монастыря, писцом и автором крупнейших сочинений. Епифаний был автором посланий к разным лицам, панегириеских текстов, жизнеописателем своих выдающихся современников, участвовал в работе над летописанием.

   Первые  свои шаги на поприще духовного служения Епифаний сделал во ворой половине XIV в. в Ростовском монастыре св. Григория Богослова, «Нарицаемом Затворе близ епископии».

   Вероятно, в 1380 г. Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» тогда уже знаменитого  на Руси подвижника Сергия Радонежского. Здесь он, будучи грамотником, занимался  книгописной деятельностью.  После  смерти своего духовного наставника в 1392г. Епифаний, видимо, перебрался в  Москву на службу к митрополиту Киприану. Тогда он начал собирать биографические материалы о Сергии Радонежском и посвятил этому два десятилетия, прежде чем осмелился приступить к составлению его жизнеописания.

   Епифанию  Премудрому можно атрибутировать с  разной степенью достоверности несколько  дошедших до нашего времени произведений. Но наиболее бесспорным его сочинением является «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего  в Перми епископа». Оно было написано вскоре после смерти Стефана.

Информация о работе Русская культура 13-15вв