Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:10, контрольная работа
Вторая половина XIII—XV вв. — литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвыша¬ющаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь.
Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная русским народом на поле Куликовом в сентябре 1380 г. над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского.
1. Развитие основных литературных жанров (жития,хождения,повести)
2. Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Похомия Логофета
3. Публицистика второй половины XVв.
4. Рассвет живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и его сыновья
5. Развитие каменного церковного и светского зодчества
6. Быт и нравы
Идеал семьи в княжеской среде принял форму наследственной власти семьи по нисходящей линии родства. Русская земля в XIV—XV вв. находится уже не в совместном владении рода Рюриковичей, как это было в домонгольской Руси. В Московском княжестве все отчетливее кри- сталлизуется идея семейного наследования прав на великое княжество Московское, переходящая впоследствии в идею единовластного наследования старшим сыном всех прав, владении и богатств своего отца.
Укреплению семьи сопутствует развитие семенных обычаев. Рождения, браки, смерти — все эти внутренне значительные моменты семейной жизни отмечаются начиная с XIV в. с необыкновенной торжественностью и в княжеской, к в боярской, и в купеческой среде.
Женитьба, рождение ребенка, крестины не рассматривались только как события личной, замкнутой жизни. Обыкновение жить широкой семьей приводило к объединению различных семейных празднований: братья и близкие родичи справляли вместе крестины, свадьбы и т. д.
Особое
внимание к свадебным обычаям, которое
явственно ощущается в русской жизни,
отразилось в многочисленных свадебных
чиноноложениях, которые начинают составляться
с конца XV в. Чиноположения эти представляли
собой не что иное, как наставления о том,
кому и что делать в суетливые свадебные
часы. Они отчетливо рисуют необычайно
сложный свадебный обряд великого князя
и высших слоев общества, вобравший в себя
обычаи самого разнообразного происхождения,
но в основе своей опирающийся на традиционные
формы русской народной свадьбы.
Библиографический список
1. Грабарь И.Э., Кеменова В.Н. История Русского искусства, III том, - М,1954.
2. Сапронов П. А. Русская культура IX – XX вв. Опыт осмысления. – СПб.: «Паритет», 2005.-704 стр.
3.
Соловьев В.М. Русская
4. Шульгин В.С., Кошман Л.В. История русской культуры IX – XX вв.: пособие для вузов. – М.: ДРОФА, 2002. – 480стр.