Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:35, реферат
Призванная духовное руководство церкви, каждый класс западного феодального общества тем не менее развивал и свою собственную культуру , в которой отражал свои настроение и идеалы. Господствующий класс светских феодалов-рыцарство в широком смысле слова- выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. (Рыцарские турниры).
-Введение.
1.Рыцарские ордена.
2.Разновидности орденов.
3.Значение рыцарского обета в ордене.
4.Система награждения.
5.Военно-духовные ордена
6.Военные-рыцарские ордена.
7.Апокрифические ордена.
8.Мертворожденные ордена.
9.Военно-монашеские ордена.
Глава I.
-Христианство против неверных.
-Орден Тамплиеров.
Глава II.
-"Подлинные" ордена.
-Большие регулярные ордена.
-Странноприимные ордена.
-Малые регулярные ордена.
- Орден Госпитальеров.
Глава III.
-Светские ордена.
-Понтификальные светские ордена.
-Тевтонский Орден.
-Марианиты.
-Ливонский орден.
-Мирские рыцарские ордена.
-Кармелиты.
-Орден Бенедиктинцев.
-Заключение.
На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.
Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому.
С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Во-преки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского короля, английского короля, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. — и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.
Тамплиеры к XII в. стали обладателями
неслыханных богатств и владели не только
землями, но и верфями, портами, имели мощный
флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам
и тем самым могли влиять на государственные
дела. Кстати, именно тамплиеры первыми
ввели бухгалтерские документы и банковские
чеки.
Рыцари Храма поощряли развитие науки,
и не мудрено, что многие технические достижения
(например, компас) оказывались в первую
очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги
врачевали раненых — это была одна из
обязанностей ордена.
В XI в. тамплиерам как «храбрейшим
и опытнейшим в ратном деле людям» была
дарована крепость Газа в Святой земле.
Но заносчивость принесла немало вреда
«воинам Христовым» и явилась одной из
причин поражения христиан в Палестине.
В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой
тамплиерами крепости Сен-Жан-д’Акр погребли
не только храмовников и их Великого магистра,
но и славу ордена как непобедимого воинства.
Тамплиеры перебрались из Палестины сначала
на Кипр, а затем окончательно в Европу.
Огромные земельные владения, мощные финансовые
средства и наличие рыцарей ордена среди
высоких сановников заставляло правительства
Европы считаться с тамплиерами и часто
прибегать к их помощи в качестве третейских
судей.
В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход
против еретиков — катаров и альбигойцев,
тамплиеры, опора католической церкви,
чуть ли не открыто выступили на их стороне.
В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.
В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было необходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.
Филипп пошёл на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками — госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.
Тогда в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.)
Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король — осенью. Скорее всего их отравили хра-мовники, искусные в изготовлении ядов.
Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, бы-лое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.
Хранители Гроба Господня.
Один из старейших рыцарских орденов был учрежден для того, чтобы охранять Гроб Господень от неверных. Этот орден вскоре после взятия Иерусалима, приблизительно в 1110 году, создал Готфрид Бульонский. Он назвал его орденом Святого Гроба, а для ознаменования его непосредственной связи с крестоносцами ордену был присвоен отличительный знак для ношения на белой одежде – красный крест на серебряном поле.
Доходы ордена тамплиеров.
Орден тамплиеров – самый известный из всех существующих рыцарских орденов средневековья. Своей известностью он обязан грандиозному могуществу, которого удалось достичь этому ордену, благодаря четкой и грамотной политике его основателей и административных деятелей. Естественно, что подобного могущества ордену было бы сложно достичь, не имея за спиной значительной финансовой поддержки, однако, рыцари прекрасно справились и с этой задачей, наладив живую и действенную экономику внутри ордена.
С самого начала, при вступлении в орден, рыцарь должен был дать обет, согласно которому он обязался не иметь при себе никаких материальных ценностей. Однако, в правилах было указано, что к ордену целиком это не имеет никакого значения, поэтому новоиспеченные рыцари даровали ордену большую часть имущества. Если учесть, что в рыцарские ордена отправлялись довольно знатные и богатые люди, то становится понятно, откуда у тамплиеров появилось такое количество материальных ценностей.
Кроме этого, феодальная раздробленность
Европы играла рыцарям на руку. Представляя
собой значительную военную мощь,
орден был очень выгодным союзником
для любого из феодалов, которые
для того, чтобы заслужить
Тамплиеры не только копили деньги, но и создали их умелый оборот, заставили деньги работать. У тамплиеров был даже свой банк, который гарантировал всем купцам сохранность их имущества.
Проверки ордена Тамплиеров.
Орден Тамплиеров – один из известнейших широкому кругу обывателей рыцарских орденов, который прославился не только своими военными завоеваниями за гроб Господень, но и мирскими деяниями и политическими кампаниями, которые проводил этот орден. Тамплиеры интересны еще и тем, что воинское искусство этих рыцарей очень тесно переплеталось с обширными знаниями в различных областях естественных наук, а также – с обширными и многочисленными магическими ритуалами, которые создавали вокруг ордена романтический налет таинства и неизвестности.
В заслугу тамплиерам
можно поставить тот факт, что
именно в этом ордене наиболее четко
разграничили понятия рыцаря и простого
воина, возвели звание рыцаря в ранг
своеобразного социального
Принципиальным отличием было то, что руководство ордена Тамплиеров, помимо воинского искусства, воспитывало в своих воинах также идеологию, которая выгодно отличала рыцарство этого ордена перед остальными грубыми вояками. Именно тамплиерам мы должны быть благодарны за создание идеалистического образа рыцаря как настоящего мужчины, без страха и упрека, который готов отдать свою жизнь за правое дело или во имя своей дамы сердца.
Глава II.
"Подлинные" ордена.
Эпоха крестовых походов завершилась. Существовавшие в это время ордена можно разбить на три категории: большие регулярные ордена, малые регулярные ордена и светские ордена.
Большие регулярные ордена.
появились во времена Крестовых походов, - с тех пор они имеют общую для всех эмблему - крест, носимый на груди.
Странноприимные ордена.
В конце концов, чисто странноприимными орденами, чьи руководители, тем не менее, называли себя рыцарями, но никогда не участвовавшими в сражениях были такие ордена как "Орден Св. Лазаря Иерусалимского", и "Орден Святого Духа Монпелье". Этот список может быть продолжен "Орденом Богоматери - Искупительницы" (также известный как Nuestra SeЯora de Merced, мерседрианцы, или "Орден милосердия Святой Девы") учрежденный в 1218 г. в Арагоне св. Петром Ноласко для выкупа пленников. Он включал как рыцарей так и клерикалов, и изначально рассматривался как военный орден, но имел постоянные разногласия, кто и в каком ранге будет занимать пост великого магистра. Иоанн XXII (1317) оставил великое магистерство за клириками, в результате чего произошел массовый переход рыцарей в недавно основанный орден Монтезы.
Малые регулярные ордена.
В двенадцатом
столетии имеются упоминания об "Ордене
Монжуа", утвержденном Александром
III (1180), который очень походил
на "Орден Калатравы", с которым
он был вскоре объединен.
В 1191 г. после осады Акры, Ричард Английский,
исполняя крестоносный обет, учредил "Орден
св. Фомы Кентерберийского", как странноприимный
орден, для помощи английским пилигримам.
Возможно, он был связан с госпитальерами
св. Иоанна, и вместе с ними отправился
на Кипр после потери Палестины. Его существование
подтверждается списком булл Александра
IV и Иоанна XXII. От ордена мало что сохранилось
за исключением, пожалуй, замечательного
по архитектуре собора св. Николая на Кипре.
Намного лучше известна история Ордена
Меченосцев (SchwertzbrЭder ,Ensiferi, Swordbearers) в Ливонии,
который был основан Альбертом, первым
епископом Риги (1197), для того, чтобы нести
веру в земли Балтии и защищать вновь обращенных
христиан от язычников, которых еще оставалось
много в этой части Европы. Против этих
язычников был организован крестовый
поход, но крестоносцы, которые отбывали
временную службу, выполнив обет поспешно
уезжали и, также как и в Палестине, стало
необходимо иметь там постоянно действующий
орден. Этот орден принял устав и эмблему
от тамплиеров - красный крест на белом
плаще, оттуда и пошло имя Меченосцы (Ensiferi).
Орден был утвержден в 1202 г. буллой Иннокентия
III. Он был открыт для всех желающих вне
зависимости от происхождения, и был переполнен
не имевшими целей авантюристами, чья
неумеренность больше разъяряла язычников,
нежели приводила их к обращению. Орден
продержался недолго и имел всего двух
великих магистров, первый из которых,
Виннон был убит одним из своих же братьев
в 1209 г., а второй Волгуин, пал на поле боя
в 1236 г. вместе с 480 рыцарями ордена. По
прошению уцелевших, они были приняты
в Тевтонский орден, трансформировавшись
в его отделение "Ливонские рыцари"
во главе с магистром провинции(1238). Завоеванные
ими владения при Карле V (1525) стали княжеством
и последний их магистр Годдар Кеттлер
() секуляризовался и стал потомственным
Герцогом Курляндским под сюзеренитетом
польской короны(1562).
"Гвиденти Девы Марии Болонской"
был утвержден папой Урбаном IV в 1262 г. и
распущен Сикстом VI в 1589, когда военные
ордена уже не особо ассоциировалось с
благородными рыцарями, которые могут
обеспечить мир в тяжелые времена.
"Орден св. Георгия Афламского" в
Арагоне был признан в 1363 г. Урбаном V и
в 1399 г. объединен с Орденом Монтезы.
"Орден рыцарей св. Георгия" в Австрии
был основан императором Фридрихом III
и утвержден папой Павлом II в 1468 г, но после
недолгого существования, из-за недостаточности
владений, орден уступил место светскому
рыцарскому братству.
"Орден папы Стефана" был основан
в Тоскане Великим Герцогом Космо I и утвержден
Пием IV в 1561 г. Он основывался на бенедиктинском
уставе. Он имел административный центр
в Пизе, и был обязан снарядить определенное
число галер для сражения с турками в Средиземном
море, по подобию и совместно с "караванами"
Мальтийского ордена.
Орден Госпитальеров.
Официальное название —
«Орден всадников госпиталя святого
Иоанна Иерусалимского» (gospitalis — гость
(лат.); первоначально слово «
Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцарей от богатства.
Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.
В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось. Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь — Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали нападения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией.