Сельская библиотека - центр в социокультурном пространстве села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – является улучшение специфики обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки.
Задачи исследования – изучить имеющийся опыт других сельских библиотек, выявить методы обслуживания различных категорий пользователей в сельских библиотеках.
Объект - различные категории пользователей.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сельская библиотека
Цели, задачи, функции сельской библиотеки
Нормативная база сельской библиотеки
Глава 2 Обслуживание в сельских библиотеках
2.1. Характеристики группы пользователей
2.2. Группа пользователей – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовик №1.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1  Сельская библиотека

    1. Цели, задачи, функции сельской библиотеки
    2. Нормативная база сельской библиотеки

Глава 2  Обслуживание в сельских библиотеках

2.1.   Характеристики группы  пользователей

2.2.   Группа пользователей  – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)

Заключение

Список используемых источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В последние годы сельские библиотеки России оказались в центре внимания библиотечной общественности, властных структур, средств массовой информации  в т.ч. профессиональной прессы. Причины этого явления известны – кризисное, даже катастрофическое состояние многих  сельских библиотек, подтверждаемое неутешительной статистикой в основных аспектах деятельности: фонды, условия работы, персонал. Уникальность ситуации, в которой находятся эти библиотеки, состоит в том, что она непосредственно обусловлена комплексом проблем современного села. Их будущее как учреждений культуры во многом зависит также от того, как будет реализовываться процесс реформы местного   самоуправления.

Сельские библиотеки находятся в различных условиях, их положение, развитие зависят от состояния региона и отношения к ним властных структур. Это подтверждается необыкновенным творческим разнообразием и направлением её  работы и формы обслуживания жителей.  В то же время сельская библиотека существует в огромном библиотечном мире и зависит от множества факторов, событий, решений, осуществляемых на разных уровнях его структуры. Для того, чтобы утвердиться в сложной иерархии не только профессиональных взаимоотношений, но и отношений с местной властью, научиться смелее пользоваться общими информационными ресурсами, как всей библиотечной системы, так и местного сообщества, библиотека должна найти в нём своё место. [7;C. 21-27]

    Новизна и разнообразие  информационных потребностей селян, вызывают необходимость по-иному  взглянуть на информационную  функцию сельской библиотеки. Ей  принадлежит первостепенная роль  среди остальных социальных функций: образовательной, досуговой, воспитательной и др. Потребность в информации всегда имеет определенную направленность, связанную с образованием, проведением досуга, производственной деятельностью, воспитанием  и т.п. Для удовлетворения каждой используются одни и те же изначальные условия, а именно: фонд, справочный аппарат, система обслуживания, всё то, что составляет основу реализации информационной функции библиотек.

Информационное обслуживание различных категорий пользователей выражается рядом особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на удовлетворение запросов  читателей и только через их оценку качества предоставления информации следует судить об  эффективности обслуживания населения. [14;C. 44]

Вопросы качества информационного обслуживания рассмотрены в работах А. Н. Ванеева, Ю. Н. Столярова, М. Я. Дворкиной, Л. А. Дубровиной, И. С. Пилко, С. Д. Колегаевой, Е. Г. Астапович, В. В. Шилова, С. А. Чазовой, С. Б. Ратмановой, И. М. Фрумина, Е. А. Фенелонова, О. Ф. Бойковой.

Актуальность проблемы информационного обслуживания сельского населения обусловлена изменением библиотек в социо-культурной жизни села. Как и общество в целом, село претерпело значительные изменения и в укладе и в системе духовных ценностей. Все эти изменения не могут не сказаться и на работе сельских библиотек, которые всегда были барометром политической, экономической, социальной и культурной жизни. Специалисты обращают внимание на значительное усложнение функций и задач деятельности библиотеки села. Библиотека на селе стала главным центром культурного, духовного, образовательного, просветительного и информационного развития населения. Практика свидетельствует о многократном возрастании роли библиотеки в жизни села. По мнению специалистов, это время принесло и много проблем в жизни сельских библиотекарей, которые невозможно решить без привлечения общественности, органов власти и самих жителей. Что в настоящее время представляет библиотека современного села? Какие задачи она решает? Каковы структура и содержание читательских потребностей жителей села? Какие факторы влияют на формирование потребностей? Особенности обслуживание самых различных категорий пользователей в сельских библиотеках? Необходимость ответа на все эти вопросы послужила основанием для   выбора темы курсовой работы «Обслуживание различных категорий пользователей в сельских библиотеках»

Актуальность исследования – Обслуживание именно различных категорий пользователей является важным в сельских библиотеках.

       Цель исследования – является улучшение специфики обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки.

Задачи исследования – изучить имеющийся опыт других сельских библиотек, выявить методы обслуживания различных категорий пользователей в сельских библиотеках.

Объект - различные категории пользователей.

Предмет – специфика обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки

Методы исследования:

  1. Общенаучный метод теоретического и эмпирического анализа публикаций;
  2. Метод терминологического анализа сущности используемых понятий (пользователи, обслуживание, сельская библиотека)
  3. Сравнительно-аналитический метод для сопоставления опыта работы сельских библиотек.
  4. Социологические методы (анкета, опрос)

 

В современных условиях наметились противоречия в библиотечном деле. С одной стороны, безграничные информационные возможности, а с другой – отсутствие у многих библиотек материальных средств для реализации этих возможностей.

Обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию. Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию – вот одна из важнейших социальных функций библиотеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1   Сельская библиотека

 

            1.1.   Цели, задачи, функции сельской библиотеки

Наиболее ощутимыми в 1990-е гг. оказались перемены в деятельности бывших государственных массовых, а ныне - муниципальных публичных библиотек. Библиотеки усиливают ориентацию на интересы своего региона, его жителей, стремятся максимально учесть их специфические потребности, устанавливают контакты с местной администрацией, что способствует повышению их статуса на муниципальном уровне.

Сегодня наиболее характерной является тенденция к закрытию мелких библиотек или же их объединению в более крупные. В 1970-1980гг. публичные библиотеки были объединены по территориальному (местному) признаку в централизованные библиотечные системы (ЦБС), которые сохранились и в настоящее время. Наиболее успешно они функционируют как муниципальные системы публичных библиотек в городах России. Возглавляют эти системы, осуществляя по отношению к ним методические и координационные функции, городские публичные библиотеки, являющиеся муниципальной собственностью. В России сохраняется система муниципальных библиотечных сетей с филиалами, приближёнными к месту жительства.                                                                                              Профилирование филиалов ЦБС осуществляется по разным признакам. В одних случаях они отражают потребности определённой части региона в получении того или иного вида информации, например, бизнес-библиотека. В других случаях библиотека ориентируется на определённые группы пользователей, например, молодёжный центр. Особо следует отметить тенденцию к созданию библиотек семейного чтения.

Сегодня в России насчитывается более тридцати девяти тысяч сельских библиотек (70% от всех муниципальных), которыми пользуется 34,8% общего числа читателей всех библиотек страны [49с.4].

По сути дела, библиотека является сегодня единственным бесплатным источником культуры и информации, доступным сельскому жителю.

Как и много лет назад общедоступные, а ныне муниципальные библиотеки помогают своими специфическими средствами становлению и развитию той социальной среды, внутри которой они живут (и местным органам образования, и местному сообществу, и органам власти, и производству и т.д.) [49с31]. 

Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию.

Основные направления работы сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяется приоритетными группами пользователей, их  информационными потребностями, а также нуждами органов местного самоуправления. Наиболее распространёнными и востребованными сегодня являются такие направления работы, как: 

- помощь учащейся молодёжи;

- правовое информирование населения;

- краеведение.

Важнейшими целями работы библиотеки на селе являются:

  • понимание роли библиотеки на селе, как важнейшего культурного, духовного и социального института общества, который предоставляет ценную информацию. Библиотеке

необходимо заявить свои претензии - быть главным центром села и подкрепить свои претензии действиями. Чем выше уровень претензий, тем выше шансы на успех. Каждое мероприятие в стенах библиотеки должно работать на имидж библиотеки и увеличивать шансы на успех, получения дополнительных средств от властей, спонсоров.

  • планомерная работа со спонсорами. Детально разработать программу по работе со спонсорами.
  • расширить рекламную деятельность библиотеки, её фондов. Библиотека должна быть видимой. Разработать собственный стиль библиотеки, создать положительный образ, сделать библиотеку узнаваемой.
  • искренняя благодарность тем, кто помогает библиотеке. Спланировать систему благодарения различными способами, это могут быть: письмо-благодарность; реклама пожертвований; присвоение имени спонсора выставке, отделу; фото спонсора в газете и многое другое.
  • разработать программу о тесной связи с общественностью и органами местной власти. Важнейшим элементом этой программы должна стать официальная поддержка в обосновании конкретной выгоды от предложенной программы для группы людей, конкретной организации и т.д. 

    [6; С. 30]

    Недостаточное бюджетное  финансирование ставит перед  библиотекой задачу привлечения  внебюджетных средств, основным  источником которых являются  платные услуги (сервисные услуги). Основанием для введения платного  сервиса является действующее  законодательство РФ, а также: 

-Устав и Положение библиотеки;

-Правила пользования;

-Положение об информационных  услугах, сопутствующих основной  деятельности библиотеки, согласование  с учредителями и утвержденные  Прейскуранты цен. Полученные от  платных услуг средства, идут на приобретение новых книг для библиотеки. [9; С.25] 

Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом проявляется уникальность и сложность библиотечно-библиографической деятельности.

Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, её миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью села. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же части находятся такие процессы как уточнение читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкивались с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности её многократного и многоцелевого использования.

В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. А на селе, где количество отказов читателям значительно высоко, преобладает мнение, что библиотекарь вообще ничем не занимается.

В ответ на это мнение, из-за скудности комплектования сельских библиотек, библиотекари стараются найти альтернативное решение своих проблем. Они компенсируют скудность фонда доступом к фондам других библиотек, более крупных – районных, областных.

Однако из-за отсутствия современных технологий, таких как электронная доставка документов (только около 300 сельских библиотек имеют компьютер и только 4 (!) в 1999г. имели выход в Интернет [49с12]). МБА работает не столь эффективно.

Очевидно, что лишь обладая хорошо скомплектованным современным фондом, а, также имея возможность использования в том или ином виде фондов других, более крупных или специализированных собраний, сельская библиотека сможет выполнять свои функции в полной мере.

Информация о работе Сельская библиотека - центр в социокультурном пространстве села