Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 06:23, курсовая работа
Цель исследования – является улучшение специфики обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки.
Задачи исследования – изучить имеющийся опыт других сельских библиотек, выявить методы обслуживания различных категорий пользователей в сельских библиотеках.
Объект - различные категории пользователей.
Введение
Глава 1 Сельская библиотека
Цели, задачи, функции сельской библиотеки
Нормативная база сельской библиотеки
Глава 2 Обслуживание в сельских библиотеках
2.1. Характеристики группы пользователей
2.2. Группа пользователей – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)
Заключение
Список используемых источников
Таким образом, сельской библиотеке в современных условиях предстоит:
1.Расширять содержательный и видовой состав своих фондов, с учетом изменений в потребительском спросе. Увеличивать долю справочных изданий (энциклопедий, словарей), библиографических пособий универсального и тематического характера, источников деловой, коммерческой и финансовой информации.
2. Повышать качество справочного аппарата (каталогов, картотек) как источника библиографической и фактографической информации. От библиотекаря всё чаще требуется умение проверять подлинность сведений, отраженных в печатной продукции, выбирать правильные и экономичные пути разыскания, вырабатывать алгоритмы библиографического и фактографического поиска.
3. Расширять формы
Соответственно, одной из основных задач сельской библиотеки становится накопление, обработка и оперативное доведение до своих читателей информации, предоставляющей собой конкретные фактические сведения или имеющей концептуальный характер.
1.2. Нормативная база сельской библиотеки
«Наличие библиотеки в каждом населенном пункте» - такое требование зафиксировано в проекте «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», разработанного Российской библиотечной ассоциацией. Очевидно, что в различных социальных, экономических, природных условиях, в которых живут регионы, необходимо создавать новые модели укрупненных библиотек, исходя из реальных условий и потребностей населения. Кроме того, нужно вернуться к пониманию необходимости теснейшего сотрудничества школы и библиотеки как залога формирования единого культурного, информационного и образовательного пространства села. Только совместная деятельность школ и библиотек позволит обеспечить выявление и реализацию интеллектуального потенциала сельских жителей.
Надежды на дальнейшее развитие сельской библиотеки связываются сегодня, с одной стороны, с политикой государства по отношению к селу вообще, с другой, с пониманием значения библиотеки в обществе, с осознанием государственными деятелями значимости доступа к информации, образованию и культуре для населения России, в том числе и сельского, а также с изменением позиции местной власти, от которой зависит многое в жизни каждого конкретного учреждения. Сегодня внимание государственных структур к проблемам села явно недостаточно, что отмечается всеми исследователями. Это, конечно, не может не отражаться и на библиотечной сфере. Однако заметное влияние на развитие библиотечного обслуживания населения оказали принятые в 1994 году Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», которые стимулировали разработку и утверждение соответствующих актов в субъектах Российской Федерации.
Сегодня принято 43 местных законодательных
акта. В октябре 2002 г. состоялись
Думские чтения в Совете
Таким образом, основные перспективы развития библиотечного обслуживания на селе теснейшим образом увязываются с увеличением финансовой поддержки учреждений, обеспечивающей, прежде всего их комплектование; с информатизацией, с повышением уровня квалификации сельского библиотекаря, расширением его профессионального сознания.
Благодаря такому активному обращению к проблеме, ее решение вышло на новый уровень: Министерство культуры РФ разработало федеральную программу «Сельская библиотека» и обеспечило ее целевое финансирование. Одним из важных компонентов программы стал процесс компьютеризации сельских библиотек.
Значительное внимание проблемам сельских библиотек уделяют и неправительственные организации, в частности, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). В 2000 году руководство института совместно с Министерством культуры и Министерством по делам печати открыло новую программу, непосредственно обращенную к сельским библиотекам. Положительно сыграл и библиотечный благотворительный фонд, который так же способствует налаживанию комплектования сельских библиотек.
Перспективы улучшения положения российской сельской библиотеки, безусловно, есть, однако пока библиотечное обслуживание сельского населения еще далеко от стандартов, принятых в развитых зарубежных странах.
Глава 2 Обслуживание в сельских библиотеках
2.1 Характеристика группы
В материалах Международной федерации библиотечных ассоциации и учреждений (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки – оказывать услуги всем гражданам и социальным группам. Потенциальным читательским группам публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются дети, молодежь, взрослые (среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этносы; люди, имеющие инвалидность; лица, помещенные в специальные учреждения – больницы, тюрьмы; учреждения местного самоуправления, учебные и культурные организации) [13].
Значительную часть основных пользователей современных российских сельских библиотек составляют, как прежде, дети и учащаяся молодежь, сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.
В последнее время добавились и новые категории пользователей: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на обслуживание. Каждая из этих категории обращается в библиотеку со своими проблемами и ждет от нее помощи. Однако значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также самообразованию, понимаемому достаточно широко: как получение информации, необходимой для решения многих жизненных проблем.
В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию – создать условия для получения образования и развития личности. Главной их задачей остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке.
Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого человека приводит к тому, что сегодня библиотека не только должна приобщать его к чтению, но и обеспечивать ему свободный способ доступ к информации. Эта многоаспектная проблема требует решения целого ряда вопросов: от наличия хорошего фонда до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный продукт.
С недавних пор объектом внимания библиотеки стала сельская семья как единое целое. Такой подход может быть особенно успешен там, где произошло объединение школьной и сельской библиотек. Давно замечено, что в сельских семьях лидерами чтения зачастую являются дети. Эта особенность учитывается в работе библиотек, ставящих своей целью через книгу, чтение объединить семью, повлиять на микроклимат в ней сблизить людей на основе общих интересов, помочь им избавиться от негативных явлений. Сельский библиотекарь, знающий каждого из своих читателей достаточно хорошо, может успешно решать эту задачу.
Важнейшей задачей библиотеки, работающей на селе, всегда была помощь сельской школе. Тесная связь этих важнейших для жизни российского села социальных институтов отчетливо прослеживается на протяжении всего времени их развития. Сегодня сельская школа, преодолевая многочисленные трудности, переживает сложный период. Она пытается модернизировать всю свою деятельность, видя основным критерием успешности работы подготовленного к жизни человека.
Очевидно, что готовность человека к современной жизни предполагает не в последнюю очередь высокий уровень образованности, информированности. Чтобы его обеспечить, необходимо информационное насыщение всей школьной сферы. Основными объектами такого «информационного обогащения» можно считать непосредственно личность учителя, учебный процесс, а также внешкольную деятельность. Реально это означает, что библиотека через книгу, организацию мероприятий должна помочь каждому учителю и каждому ученику.
Помощь учителю всегда была важнейшей задачей библиотеки. Сегодня учитель испытывает те же тяготы, что и любой житель села. Исследования показывает, что 76, 8% учителей нуждаются в социальной защите. Условия жизни и деятельности сельского учителя характеризуются как неблагоприятные, достаточно сказать, что только 7% учителей регулярно получают зарплату [13;22] У многих учителей отмечается снижение удовлетворенности своей работой. Интересно, что одной из основных причин этого называется плохое состояние учебно-методического обеспечения преподаваемого предмета и низкий общий уровень информационного обеспечения школы.
Информационные потребности учителя и директора заметно разнятся. Директор наиболее остро ощущают недостаток информации по правовым вопросам (66%), психолого-педагогическим проблемам образования (57%), достижениям современной отечественной педагогики, дополнительному образованию детей и взрослых. Интересует директоров сельских школ и зарубежный опыт образования и воспитания детей (15%), а также медицинские проблемы детства и подросткового возраста.
Учителя-предметники нуждаются, прежде всего, в постоянной широкой информации, связанной с развитием соответствующей сферы – химии, физики, истории. Образовательная ценность учебного предмета во многом зависит от того, как решается проблема соотношения содержания преподаваемого курса и уровня развития науки. Например, наука географии существенно обновилась. Конструирование учебного предмета должно основываться на базовых научных идеях, закономерностях, закономерностях, фактах и отражать современный мир полноценно, а не в усеченном виде. Для такого преподавания необходим высокий уровень информированности учителя. Только тогда он сумеет интересно построить учебный процесс, разработать новые формы преподавания.
Конечно, учителя и администрация школы нуждаются в знаниях методического, психолого-педагогического, медицинского характера. Смягчить условия информационного дефицита, в которых работает школа, может и должна сельская библиотека.
Чрезвычайно важна ее роль в информационной поддержке учащихся, выявлении среди них особенно способных, талантливых.
Известно, что интерес к чтению, тяга к знаниям – первый признак талантливости человека. Привлечение такого ребенка к жизни библиотеки может дать очень много для его будущего развития. Библиотека способна помочь ему и в осознании своих способностей, и в развитии интереса к какой-либо сфере деятельности. На библиотекаре, так же как и на учителе, лежит большая ответственность за то, чтобы первые ростки талантливости ученика были замечены и поддержаны.
Разумеется, из поля внимания не должны выпадать и трудные подростки. Опыт показывает, что библиотека может быть местом, где подросток способен восстановить душевное равновесие: здесь никто не ставит ему оценки, нет такой жесткой дисциплины, здесь он может найти большее понимание и квалифицированную помощь. Часто библиотека помогает проявиться его положительным качествам и способностям, которые не были замечены в школе. Исследования показывают, что, несмотря на то, что авторитет библиотеки у сельских подростков весьма велик: постоянными читателями являются 53,4 % сельских выпускников школ [14;24].
Внеклассная и внешкольная работа – еще одна сфера, которая нуждается в информационном насыщении. Организация кружков, трудового и производственного обучения, освоение навыков личного подсобного хозяйства–формирование «сельскохозяйственной грамотности» - невозможно без обращения к книге.
Особенность работы сельской библиотеки – тесный, каждодневный контакт с жителями села – позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.
Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.
В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.
Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.
Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.
Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!
Сегодня среди жителей села довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.
Информация о работе Сельская библиотека - центр в социокультурном пространстве села