Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 06:23, курсовая работа
Цель исследования – является улучшение специфики обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки.
Задачи исследования – изучить имеющийся опыт других сельских библиотек, выявить методы обслуживания различных категорий пользователей в сельских библиотеках.
Объект - различные категории пользователей.
Введение
Глава 1 Сельская библиотека
Цели, задачи, функции сельской библиотеки
Нормативная база сельской библиотеки
Глава 2 Обслуживание в сельских библиотеках
2.1. Характеристики группы пользователей
2.2. Группа пользователей – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)
Заключение
Список используемых источников
Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки. Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.
Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию. Работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой – большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.
В последнее время во многих сельских библиотеках стали возникать такие формы общения, как «телефон доверия», «кабинеты психологической помощи», «кабинеты доверия», «телефон поддержки» и т.д. Эти формы – реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности – попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В совсем маленьких сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.
Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как «безработные», «подростки-инвалиды», «одаренные дети».
К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде.
Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам – заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников школ. Она старается подобрать нужную литературу для выполнения учебных заданий, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам – заочника возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к ресурсам крупных отечественных и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.
Таким образом, современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида охватывает свое деятельностью всех субъектов педагогического процесса, помогая им решать свои многочисленные образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям, которые предъявляет к публичным библиотекам ИФЛА.
2.2 Группа пользователей – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)
Возраст ранней юности, а именно к нему относятся старшеклассники, не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.
Однако было бы ошибочным рассматривать детство и тем более юность только как период подготовки к взрослой жизни. Таковыми они являются с социальной точки зрения. Но с точки зрения педагогической этим ограничиваться нельзя. Каждый возраст находится в непосредственном отношении с действительностью, каждый возраст важен сам по себе в жизни конкретного человека, независимо от связи с последующими возрастными периодами.
Поэтому особенно важно изучать и знать особенности юношеского возраста, чтобы использовать их для подготовки человека к жизни во взрослом обществе, но и для того, чтобы направлять его жизнь
Давая характеристику психологии раннего юношеского возраста (14 - 17 лет), надо иметь в виду дополнительные обстоятельства. У каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности. Однако удельный вес этих характеристик у различных поколений может изменяться. Есть такие характеристики, которые свойственны именно только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития. В процессе исторического развития общества отдельные характеристики юношеского возраста могут сдвигаться вниз или вверх.
Важнейшие социальные потребности. Проблема человеческих потребностей сложна и многообразна. Представляется наиболее целесообразным остановиться лишь на важнейших социальных потребностях раннего юношеского возраста: потребности в общении и обособлении, в достижении и поиске.
Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими.
С возрастом потребность в общении углубляется и становится все более и более значимой в жизни человека, очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность.
Чем объясняется высокий уровень развития потребности общении именно в ранней юности? Можно назвать несколько причин. Наиболее явная - постоянное физическое и умственное развитие школьника и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой - в признании, защищенности, в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании [1, с. 39].
Это необходимо для решения тех проблем, которые свойственны юношескому возрасту и решить которые можно лишь в общении с окружающими. Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи.
Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей.
Говоря о потребности в обособлении, надо иметь в виду, что развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление себя в чем-то другим людям в результате процесса общения, а с другой - отличение себя от других в результате процесса обособления. Причем общение и обособление протекают в тесном единстве между собой.
Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в раннем юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Обособление в общении имеет основное значение. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего Я. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, очевидно, возможно при наличии потребности в уединении.
Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (чтение, конструирование и т.д.), так и коммуникативной. Последняя возникает тогда, когда у юноши или у девушки нет желания общаться с возможными реальными партнерами, а есть стремление общаться в уединении с неким воображаемым идеальным партнером или своим Я.
Уединение в ранней юности имеет коренное отличие от уединения взрослых. Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им, по крайней мере, кажется, становятся самими собой. Юноши, наоборот, лишь в уединении и могут проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют [2, с. 139].
В играх-грезах юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, созданные ими в воображении, не имеющие реального прототипа, невозможные в жизни. Игры-грезы - попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни. Сюда относятся и фантазии, в которых действуют сами юноши и девушки, и реальные люди из их окружения, а также выдуманные ими, но вполне реалистичные персонажи. На юношеские мечты могут повлиять в значительной степени книги.
Во многих классификациях потребностей юношества выделяется потребность в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности у большой части ребят она бывает довольно развита. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других в различного вида хобби, у третьих в спорте и т.д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно сильно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха в той или иной сфере общения [3, с. 190].
Потребность в достижении - важная характеристика личности, ибо от нее во многом зависит решение проблем самоопределения и самоутверждения.
Ценностные ориентации. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [4, с. 247]. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
Согласно полученным в ходе различных исследований данных можно попытаться дать ценностно-ориентационный портрет старшеклассника:
«Главное в жизни – это найти работу (интересную) и хороших, верных друзей, при условии, что ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь семью, основанную на взаимной любви. Конечно же, нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно так же быть интеллектуально развитым, расширять свое образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно так же иметь возможности для творчества, способность ощущать и переживать красоту природы, искусства, но, к сожалению, не всем это доступно» [5, с.52].
Интерпретирую подобным образом совокупные ценностные ориентации старшеклассников, нельзя забывать, что это условный «портрет», в него попали среднестатистические данные.
На старшеклассников оказывает большое влияние молодежная субкультура.
Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами [6, с. 115].
На уровне досуга молодежная субкультура приобретает заметные контркультурные элементы. Досуг, особенно молодежью, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника как бы отходит на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.
На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты, распространенные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности.
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами - образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.
Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.
3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социо-культурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
Информация о работе Сельская библиотека - центр в социокультурном пространстве села