Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 06:23, курсовая работа
Цель исследования – является улучшение специфики обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки.
Задачи исследования – изучить имеющийся опыт других сельских библиотек, выявить методы обслуживания различных категорий пользователей в сельских библиотеках.
Объект - различные категории пользователей.
Введение
Глава 1 Сельская библиотека
Цели, задачи, функции сельской библиотеки
Нормативная база сельской библиотеки
Глава 2 Обслуживание в сельских библиотеках
2.1. Характеристики группы пользователей
2.2. Группа пользователей – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)
Заключение
Список используемых источников
4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно Жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).
Групповые стереотипы и иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.
5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы - наиболее эффективного культурного коммуникатора.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством юношеством воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.
Таким образом, особое положение периода старшего школьного возраста в цикле развития, связано с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от подросткового к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.
Заключение
Объектом данного исследования являются старшеклассники.
Старшеклассники - возрастная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями юношества, так и тем, что их социально-экономическим и общественно-политическим положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования.
Для старшеклассников характерна потребность в уединении. Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (например, чтение), так и коммуникативной.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.
Досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью старшеклассника. Общее образование для школьника как бы отходит на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.
Что же касается чтения, то мы выявили, что с изменением в системе образования доля делового чтения начала занимать лидирующее место у юношества. досуговое чтение для юношества является, в первую очередь, развлечением и отдыхом.
С практической точки зрения работе со старшеклассниками, весьма важно знать уровень ее читательской (а в более широком смысле - информационной) культуры, степень дифференциации читательских вкусов тех, из кого эта аудитория состоит, обстоятельства и причины, объясняющие конкретные читательские интересы, установки, потребности и т. д.
Подводя итог, можно сделать ряд выводов:
- неуклонно увеличивающийся
- молодые читатели нуждаются
в квалифицированной помощи
- библиотечные ресурсы далеко
не всегда способны
- современная информационная культура диктует новые требования к рекомендательной библиографии для юношества. По сути, это означает появление нового типа изданий, содержащих не просто библиографические описания, но и факты, подборки по теме, справочные данные, яркие цитаты из текстов, живой комментарий библиотекаря и т.д.;
- нужны современные научно-
В понятие методов приобщения юношества к чтению вкладывается совокупность психолого-педагогических приемов и средств, базирующихся как на основе модификации традиционных методик, так и принципиально новых актуальных тенденциях, диктуемых проблемами современной библиотечной ситуации.
В основе методов формирования читательского вкуса, мышления, читательского развития юношей и девушек - идея сквозного курса на создание благодатной психологической среды для микроклимата чтения, стремление к использованию арсенала современных технических средств.
В целом исследования показывают, что уровень культуры чтения старшеклассников находится на среднем уровне. Необходимы комплексные программы по формированию культуры чтения юных читателей. Основная идея - воспитание культуры чтения старшеклассников через использование целого комплекса форм и методов приобщения к чтению.
Мы, библиотекари, предлагаем много своих библиотечных форм и методов воспитания культуры чтения: Беседы; Вечера; Конкурсы; Викторины; Игры; Творческие встречи с писателями и поэтами, в том числе со своими сверстниками; Экскурсии; Литературный ринг; Литературная гостиная. На более глобальном уровне можно проводить фестивали чтения, большие акции по привлечению к чтению юношества.
Библиотека, обслуживающая старшеклассников должна работать в тесном сотрудничестве с учебными заведениями, школьными библиотеками. Особую роль играет работа с родителями, роль которых в приобщении к чтению крайне важна, однако эту работу библиотеки должны проводить с родителями младших школьников, т.к. в старших классах время может быть упущено.
Также нам представляется важным работа со средствами массовой информации по популяризации чтения.
Библиотеки должны работать по комплексным программам приобщения к чтению. В данных программах необходимо использовать достаточно обширный репертуар форм и методов популяризации чтения. Здесь требуется целенаправленная коллективная и индивидуальная работа по формированию системы чтения, возрождению ценности досугового чтения.
Список используемых источников
1. Афанасьев М. Д. За книгой: Место чтения в жизни сов. рабочего [Текст] / Гос. б-ка СССР им. Ленина. – М.: Книга, 1987. – 126 с.
2. Абрамов К. И. История библиотечного дела в России [Текст]: учебно-методические пособия для студентов, преподавателей и библиотекарей – практиков/ представлено Московский гос. ун-т культуры и искусств. - М.: Либерия, 2000. – 175с. (Альманах. Приложение к журналу «Библиотека»)
3. Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика [Текст]: [Сб. 1990] /Гос. б-ка СССР им. Ленина; Ред. кол.: Е.А Фенелонов (гл. ред.) и др.
4. Азарова В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря [Текст]: монография/В.А. Азарова. – Самара: СГАКИ, 1998. – 146с.
5. Библиотечно-
6. Библиотекарь и читатель: проблемы общения [Текст]: метод. пособия/ Рос. нац. б-ка. – СПб. – 1993. – 130с.
7. Библиотека и возрождение культуры села [Текст]: программа. – Киров, 1992. – 34с.
8. Библиотечное общение [Текст] / МКРСФСР, Восточно-Сиб. Гос. ин-т культуры – Улан – удэ: Бурятское кн. Изд-во, 1990. – 68с.
9. Библиотекарь и читатель: Основы современного взаимоотношения [Текст]: сборник научных трудов. – Нов.: ГПНТБ СО РАН, 1997. – 210с.
10. Библиотека. Чтение. Читатель [Текст]: сб. мат. научно. практ. конф. «Современные подходы к теории и методике библиотечного обслуживания» 27-30 окт. 1992г. - Тюмень, 1993. -54с.
11. Балашова Е.В. Научно-популярная лит-ра в чтении молодого рабочего читателя общедоступной библиотеки [Текст]: дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – СПб, 1995. -16с.
12. Библиотеки России: Стратегия выживания и развития [Текст]. – Вып.1: Экономико-правовые аспекты функционирования библиотеки: научно-практ. пос. – М., 1994. – 183с. - С прил. (Настольная книга библиоменеджера).
13. Библиотека и духовная культура нации [Текст] : материалы региональной научно-практич. конференции (Новосиб., 23-27 сент. 2002г.)/ Под ред. Е.Б. Артемьева. – Новосиб.: ГПНТБ СО РАН, 2002. – 264с.
14. Библиотека и чтение: проблемы и исследованиях [Текст]: сборник научных трудов/ В.Д. Стельмах; сост. В.Д. Стельмах. – С-Петербург: Российская нац. Б-ка, 1995. – 260с.
15. Библиотековедение: общ. курс [Текст] : учеб. для библ. фак. Ин-ов культуры/ К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев, В.В. Скворцов и др.; под. ред. К. И. Абрамова, Н. С. Карташова. – М.: Кн. Палата, 1998. – 223с.
16. Библиотечное дело: Терминологический словарь [Текст]/ Отв. ред. Б. Н.Бачалдин; представлено Рос. гос. б-ка, Гос. б-ка СССР. – 3-е знач. перераб. и доп. изд. – М.: Без изд-ва, 1997. – 168с.
17. Библиотечно-
18. Библиотечное дело: Терминологический словарь [Текст] / Гос. б-ка СССР, [сост. И.М. Суслова, Л.Н. Уланова]. 2-е изд., перераб. и значит. доп. – М.: Книга, 1986. – 224с.
19. Вопросы библиотечного дела, библиографии и истории книги [Текст]: сб. научн. трудов. Новосиб.,1975. – 312с.
20. Возрождение культуры России: Книжно-библиотечное дело [Текст]: сб. ст. - Вып. 5. – Ленинград: Знание (Л), 1997. – 112с.
21. Гагаринова Л.Л. Базы данных продвигаются на село [Текст] /Л.Л. Гагаринова // Библиотека. – 2003. - №11. – С.34-36.
22. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке [Текст] / Ю.А.Гриханов. – М.: Книга, 1997. – 77с.
23. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты [Текст] / Г.Г.Герцов. – М.: Знание, 1989. – 141с.
24. Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Зап. Сибири» 24-26 марта 1998г. – Тюмень: Тюм. Гос. ун-т, 1998. – 247с.
25. Гусева Л.Н. методология исследования социально-культурных аспектов библиотечного обслуживания [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Н. Гусева.- С-Петербург. Гос. ун-т культуры, 1999. – 16с.
26. Ганицкая И.И., Мамаева М.А. Библиотеки и возрождение культуры села [Текст]: комплексная программа и слёт библиотекарей Кировской обл. /И.И.Ганицкая, М.А. Мамаева // Библиотековедение. – 1993. – С. 76 – 82.
27. Ганицкая И.И. Сельская библиотека в условиях рынка: традиции и новые возможности [Текст] / И.И. Ганицкая // В практику бак.: сб. мат. обл. мероприятий по повышению квалификации библ. раб. – Тюмень, 1993. – С. 12-20.
28. Гончаренко Н. Справочное бюро для администрации [Текст] /Н.Гончаренко // Библиотека. – 2001. – С.26-27.
29. Дерюгин В., Василевская Н. От областной до сельской [Текст] /В. Дерюгин, Н. Василевская // Библиотека. – 1994. - №2. – С.16-17.
30. Дифференцированное руководство чтением детей [Текст] /сост. И.И. Тихомирова. – Л.: ЛГИК, 1983. – 168с.
31. Душа дела: Писатели о библиотечном труде [Текст]: сборник /вступ. статья В. Кочетова; Художн. Д.И. Махашвили. – М.: Кн. Палата, 1987. – 318с.
32. Езова С. А. Искусство библиотечного общения [Текст] /С.А. Езова // Библиотека. – 2005. - №3. – С.70-71.
33. Ефимова Л. Библиотечная профессия как предмет изучения: Трудовая деятельность и повышение квалификации библ. Кадров [Текст] /Л.Ефимова. – М.: Информ. Центр по пробл. Культуры и искусства, 1978. – 43с.
34. Збаровская Н.В. Способы эффективного обслуживания [Текст] /Н.В. Збаровская // Библиотека. – 2005. - №3. – С.63-68.
Информация о работе Сельская библиотека - центр в социокультурном пространстве села