Шпаргалка по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Культурология (1).doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)
  1. Основные виды культуры. Универсальное и специфическое в культуре.

Культурология – синтетическая наука, область знаний, возникшая на стыке философии и культуры, культурной антропологии, социологии и культуры, теологии и культуры, психологии и культуры, истории и культуры.

Культурология – суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека, человеческих общностей на разных этапах из исторического существования.

Предметом культурологи является понятие культуры.

Объектом – живые люди, творцы и носители культуры, культурные явления, процессы и учреждения.

 

Культура – 1. Определенная сфера жизни, получившая институциональное закрепление (министерство, журналы, вузы, театры…) 2. Совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой соц.группе, общности, народу или нации (элитарная, массовая, национальная, молодежная). 3. Высокий уровень качественного развития духовных достижений (культурный человек)

 

Культура в широком значении – все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни, обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику.

К в узком значении – сфера духовного творчества: искусство, нравственность, интеллектуальная деятельность.

Типология культуры:

Отрасли культуры – такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями единого целого.

Формы культуры – такие совокупности правил, нории и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями, не явл. Частями какого-либо целого (элитарная, народная, массовая).

Виды культуры – такие совокупности правил, норма моделей поведения людей которые являются разновидностями более общ.культуры (доминирующая, суб, контркультура итд.)

 

Духовная и материальная культуры – это не виды, типы…формы культуры,  это комбинированные (комплексные) образования, которые стоят в стороне от общей концептуальной системы.

Разновидность дух.культуры – художествен. Культура

Разновидность матер.кульутры – физкультура.

 

Отрасли культуры:

    1. Экономическая К – К производства, распределения, обмена, потребления, управления, организационная К.
    2. Политическая К – зависит от господствующего режима власти.

Показателями уровня политической культуры являются наличие гражданских и политических прав личности, их соответствие международным правам, способ их реализации, стили и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарлам. Лексика общения политической деятельности.

    1. Профессиональная культура – совокупность спец. Теорет.знаний и практических навыков, связанных с конкретными видами труда. Степень владения проф.культурой выражается в квалификации, которая может быть формальной и реальной
    2. Педагогическая культура. Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школы, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.

 

Виды культуры:

    1. Доминирующая – совокупность ценностей, верований, Традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

По сложности организации домин.К бывает:

- национальная – включает  наряду с традиционно-бытовой, профессиональной  и обыденной также специализированные  культуры и также субкультуры всех больших групп.

- этническая – совокупность  черт культуры, касающихся преимущественно  обыденной жизнедеятельности, бытовой: орудия труда, нравы, обычаи, нормы  обычая, права, постройки, жилища, знания, верования, виды народного искусства.

2 периода этнич.кульутры: 

- исторический рани (нижний), образованный унаследованными из  прошлого элементами

- исторически поздний (верхний), новообразования современных культ.явлений.

 

Этнич.культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой деятельностью.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, нация обозначает территориальное, экономическое, лингвистическое объединение людефй, имеющих соц. Структуру и полит.организацию.

 

Национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая может быть безписьменной.

 

    1. Субкультура – часть общ.культуры нации, в отдельных аспектах противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации.  Субкультура отличается от доминир. Языком,  взглядами на жизнь, манерой поведения, прической, одеждой, обычаями, но она не противостоит доминирующей, а включена в нее.
    2. Контркультура – такая субкультура, которая не просто отличается, но и противостоит доминирующей, находится в конфликте с господствующей культурой (секты, преступная группа)
    3. Сельская культура. Особенности:

- большая роль в старой  деревне праздничной культуры  – связано с неравномерной  загруженностью  в течение года.

- персонификация межличностных  отношений (доверит., родственные)

- плотный неформальный  контроль  за членами общины (локальной) – присмотри за детьми.

- особое качество межличностных  отношений основано на подчеркнутой  грубоватости и фамильярности  в общении друг с другом.

- в потоке информационного  обмена  особую роль выполняют слухи, а также местная интерпретация исторических и общегосударственных событий.

- ограниченный культурный  выбор

- культурный лаг  - разрыв  в культуре между городом и  селом.

    1. городская культура – индустриальная, урбанизированная К. Общие черты, отличающие ее от сельской:

- высокая плотность застройки  городской территории

- наличие большого числа  транспортных магистралей, объектов  социокультурного  и инженерного  назначения (дворы, парки; шоссе, развязки, водопроводы).

Отличительной особенностью городской культуры выступает феномен одиночества в толпе, замена личностных контактов виртуальными, телефонными звонками, различие в местах работы, отдыха, проживания.

6. Обыденная и  специализированная культура. Обыденная культура - это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности). Обыденная культура - часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.

В первом случае человек поступает как дилетант, во втором - как эксперт. Его действия подчинены стандартным технологиям, методически обоснованы, экспериментально проверяемы 1)

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни - в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания "большой" культуры, скажем, музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся запихнуть своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

 

Универсальное и специфическое (уникальное)  в культуре. (по Кравченко)

Универсальные черты культуры

Универсальные культурные черты суть такие свойства, которые присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Прежде всего это социобиологические черты, присущие всему человеческому роду, в частности, длительный период детства, круглогодичный (а не сезонный) характер сексуальной активности и сложно устроенный мозг, благодаря которому мы пользуемся символами, языком и инструментами, присущая всем людям необходимость длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям.

Среди социальных универсалий К.Коттак выделяет групповую жизнь, распределение пищи и построение семьи. Они присущи сегодня или были присущи на ранних стадиях развития буквально всем обществам. К их числу следует добавить также экзогамию и запрет кровосмешения (запрет на половые отношения и брак между ближайшими родственниками). Нарушение последнего называется инцестом, он наказуется во всех культурах, правда, в разной степени строгости и разными способами. Но как только человечество запретило инцест (кровосмешение родственников), оно автоматически перешло от эндогамии к экзогамии - бракам с членами чужой группы.

Межгрупповые браки способствовали развитию межгрупповых отношений и объединению множества групп в единые государства. В результате экзогамия стала решающим фактором эволюции гоминид. Именно гоминид, так как в последнее время экзогамия обнаружена и у других приматов. В частности обезьяны предпочитают не вступать в половые отношения с членами своей группы и близкими родственниками.

Общие черты культуры

На шкале культурных черт между универсальными и уникальными расположены общие черты. Они присущи целому ряду обществ и народов, поэтому их можно еще называть региональными.

Благодаря диффузии (спонтанному проникновению) и независимым открытиям некоторые культурные черты настолько же широко распространены, насколько распространены и культурные универсалии. Первая причина зарождения региональных сходств заключается в том, что некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениями более активно, чем с другими народами. Вторая причина - общий этнический предок. Третья причина сходства объясняется одновременными и независимыми культурными изобретениями, произошедшими у народов, живущих в разных районах земли.

К общим культурным чертам относится нуклеарная семья. Она есть у многих, но не у всех народов. Для среднего класса Америки нуклеарная семья выступает такой ячейкой, в которой отношения между мужем и женой и отношение родителей к своим детям являются главными, а для народности найяров, живущих на Малабарском побережье в Индии, главным является большая многопоколенная семья, в которой отношения между мужем и женой отступают на второй план. И в других обществах кланы и большие родственные группы занимают доминирующее положение, вытесняя на периферию нуклеарную семью. В то же время ученые обнаруживают в современной Америке значительное число расширенных семей, а у примитивных охотников и собирателей - нуклеарные семьи.

Уникальные черты культуры

Уникальные черты часто называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождения людей. В других культурах думают иначе. Обряд инициации в древних племенах для современного европейца представляет достаточно уникальное зрелище, т.е. экзотическую черту примитивной культуры, так как в европейской культуре переход от юности к зрелости не является важным событием и почти никак не отмечается. Напротив, у североамериканских индейцев и племен, обитающих в Папуа-Новая Гвинея инициация считается чуть ли не главным событием в жизни мужчины.

На Мадагаскаре похороны представляют собой измерение достигнутого в течение жизни социального статуса и уважения человека в сообществе. Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. Прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели. Напротив, в современной России или США похороны проходят за несколько часов. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить культурными факторами. Примитивные народы верят в духов умерших, в посмертное существование как органичное продолжение посюсторонней жизни, поэтому готовятся к встрече с иным миром основательно.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника - галстука.

*******

 

  1. Виды и функции культорологических норм.

В каждой культуре формируется система долженствования и запретов, которые предписывают, как человек должен поступать или указывают, что неьлзя делать ни в коем случае, поэтому общение между людьми обличено в какие-либо формы  и подчинено условностям и законам.

Различные способы общения тоже предписаны культур. Нормами.

Официальн.законы имеют меньшую общест.роль, чем правила и запреты, сложившиеся стихийно.

Всегда была потребность в регулировании человеческой деятельности: матер. продукты культуры лишь показывают возможности людей, но не определяют, как должны действовать люди в разл.ситуациях. Наряду с формированием ценностей культуры стали формироваться требования к поведению человека, которые регулировали распределение этих ценностей..

Нормы поведения и общения:

В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все поведенческие нормы разделены на:

-традиции

-обычаи

-обряды

-законы

-нравы

(по Грушевицкой).

 

Нравы – один из первых регуляторов челов. Поведения: повседневное поведение людей, способы реализации ценностной оценки различных форм их отношений.

Из всех культурных норм нравы – наиболее подвижны и динамичны, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки.

Нравы – моральные оценки допустмости тех или иных форм собственного поведения и поведения др.людей.

Под действие этого вида культ.норм попадают также виды поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Культурология"