Шпаргалка по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Культурология (1).doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной  природы  наиболее

близка ей лирика.

      Материальным воплощением содержания  музыки, способом его существования

служит музыкальная форма  — та  система  музыкальных  звучаний,  в  которой

реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже  взятые

в отдельности, музыкальные звучания обладают уже  первичными  выразительными

возможностями. Каждое  из  них  способно  вызвать  физиологическое  ощущение

удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения  или

разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла  или

холода,  темноты  или  света  и  т.  д.)   и   простейшие   пространственные

ассоциации.

      В каждом музыкальном произведении  из отдельных элементов его  формы  в

процессе  их  объединения  и  соподчинения  складывается  общая   структура,

состоящая из нескольких частных структур. К последним  относятся  структуры:

мелодическая,   ритмическая,   ладогармоническая,   фактурная,    тембровая,

динамическая и др. Особое значение имеет тематическая структура,  элементами

которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами  и  стадиями  их

изменения  и  развития).  В  большинстве  музыкальных  стилей  именно   темы

являются материальными носителями музыкальных образов.

      Музыка обладает своей структурой. Так, в развитой музыкальной культуре

творчество  представлено  многими  разновидностями,   которые   могут   быть

дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания:  лирическая,

эпическая, драматическая, а также героическая,  трагическая,  юмористическая

и т. д.;  в  ином  аспекте  —  серьёзная  музыка  и  лёгкая  музыка.  2)  По

исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте  —

сольная,  ансамблевая,  оркестровая,   хоровая,   смешанная   (с   возможным

дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического  оркестра,  для

камерного оркестра, для джаза и т. д.).  3)  По  синтезу  с  другими  видами

искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка,  программная

инструментальная, мелодрама  (чтение  под  музыку),  вокальная  со  словами.

Музыка вне синтеза — вокализы (пение без слов) и  «чистая»  инструментальная

(без  программы).  В  свою  очередь,  первая  разделяется  на  зрелищную   и

концертную,  вторая  —   на   массово-бытовую   и   обрядовую.   Каждая   из

образовавшихся  четырёх   разновидностей   (жанровых   групп)   может   быть

дифференцирована и далее.

 

                                Киноискусство

 

      Киноискусство,  род  искусства,  произведения  которого  создаются   с

помощью киносъёмки реальных,  специально  инсценированных  или  воссозданных

средствами мультипликации событий действительности.

      В  киноискусстве  синтезируются  эстетические   свойства   литературы,

театрального и изобразительного искусств, музыки на основе  собственно  лишь

ему  присущих,  выразительных  средств,   из   которых   главными   являются

фотографическая    природа    изображения,    позволяющая    с    предельной

достоверностью  воссоздавать  любые  картины  действительности,  и   монтаж.

Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке  оптики  дают

возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы  людей

(общий  план), небольшие группы людей  в их взаимоотношениях  (средний  план),

человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому  в

границах  кадра  могут  быть  выделены  наиболее  существенные,  эстетически

значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в  монтаже  служит

выражением  мысли   автора,   создаёт   непрерывность   развития   действия,

организует зрительное  повествование,  позволяет  путём  сопоставления  отд.

планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

      Создание произведения киноискусства, как правило, сложный творческий  и

производственный процесс, в котором объединяется работа  деятелей  искусства

разных  специальностей:   кинодраматурга   (автора   сценария);  режиссёра,

определяющего истолкование  и  реализацию  замысла  и  руководящего  работой

остальных участников постановки;  актёров,  воплощающих  образы  действующих

лиц;  оператора,  характеризующего   действие   средствами   композиционной,

светотональной  и   цветовой   трактовки   кадров;   художника,   находящего

изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц  (а

в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

      За время развития киноискусства  сформировались 4  основных  его  вида:

художественная    (игровая)    кинематография,    воплощающая     средствами

исполнительского творчества произведений кинодраматургии или  адаптированные

произведения  прозы,  драматургии,  поэзии;  документальная  кинематография,

являющаяся   особым   видом   образной   публицистики,   основывающаяся   по

преимуществу   на   непосредственной    фиксации    на    плёнку    реальной

действительности;    мультипликационная    кинематография,    «одушевляющая»

графические  или  кукольные  персонажи;  научно-популярная   кинематография,

использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

      Художественной кинематографии  доступны  возможности  эпоса,  лирики  и

драмы, но в кинопроизведениях, имеющих  повествовательный  характер,  всегда

присутствуют черты,  сближающие  их  с  драмой,  в  частности  драматический

конфликт. Документальная кинематография обладает всей  широтой  возможностей

публицистических  жанров  литературы  и  журналистики.  Она   объединяет   и

произведения   образной   кинопублицистики,    и    информационные    фильмы

(кинорепортаж).  Образы  графической  и  объёмной  мультипликации  создаются

съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных  или  кукольных

персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей.  Научно-

популярная кинематография знакомит зрителей с  жизнью  природы  и  общества,

научными открытиями  и  изобретениями,  воссоздаёт  ход  творческих  поисков

учёных и  мастеров  искусств,  наглядно  демонстрирует  физико-химические  и

биологические процессы. Для решения этих  задач  она  пользуется  как  чисто

дидактическими, так и художественно-образными средствами  в  зависимости  от

темы и задачи фильма.

      Жанры киноискусства, относительно  четко разграничивавшиеся  на  ранних

стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента  и

др.), видоизменяются, испытывают тенденцию  к  слиянию,  взаимопроникновению

или  даже  распаду.  Новаторские  устремления  деятелей  кино  обусловливают

сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики.

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Культурология"