Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".
Нормы не предполагают их немедленного практического исполнения.
Обычаи – общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры.
Распространяются главным образом на области частной жизни людей.
Функция О. – регулирование вазимоотношений и коммуникаций внешнего характера (отношения с близкими/дальними родственниками, публичное поведение вне дома, бытовой этикет).
Регулятивная роль обычаев – предписывать строго установленное поведение в определенных ситуациях.
Обычаи возникли в незапамятные времена как традиции.формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. Так как культурная стабильность – очень важный компонент, то обычаи, которые обеспечивали ее существование могут оставаться в течение многих веков неизменными.
В каждой культуре формируется своя система обычаев, распростран.на все стороны повседневных отношений.
Каждый обычай связан со специфической ситуаций, следовательно, осн.черты и характер обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре.
Поэтому одинаковые обычаи в разных культурах приобретают различное содержание (например, свадьба).
Обряд – содержание обычая. Например, свадебный обряд имеет множество форм проявления (предсвадебный договор – сватовство, выкуп, воровство невесты итд.)
Традиция.
Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с усложнением и развитием его взаимоотношений с окр.миром. по мере накопления культ.и соц.опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях.
Эти формы имели рациональный характер, были многократно проверены на практике, они передавались из поколения в поколение, что придало им традиционный характер и породило новый вид культ.норм – традицию.
Первоначально традиция – предание, которое подчеркивало наследственный характер этих культурных явлений.
В настоящее время назначение традиции сводится к регуляции межличностных и групповых отношений, а также передаче соц.опыта от поколения к поколению.
Традиции аккумулируют в себе совокупность образцов соц.поведения, сложившиеся в формы соц.организации, регуляции и коммуникации.
Т. Имеют место в самых разл.областях человеческой жизни.
Этот вид соц.регламентации исключает элемент мотивации поведения.
Нормы, составляющие традицию, выполняются автоматически.
Право – система обязательных правил поведения, санкционированные государством и выраженных в определнных нормах.
Прообраз права – запреты (табу) в поведении человека.
Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения, является общеобязательным для всех, распространяется на все сферы общественной жизни, они определяют производство и распределение продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.
Право и обычаи связаны между собой (право фиксирует обычай).
Право существенно различается у разных народов, так как понимание справедливости у них разное.
Мораль .
Призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п.
Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окр.миру и др.людям.
В его поведении проявляется характер, темперамент, взгляды, привычки, эмоции.
Поведение соответственно может быть нормальным, аморальным, девиантным.
******
Искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся
система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый
из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное
отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий,
предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть:
различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а
также одежда и всякого рода украшения. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.
Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры
современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми
или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-
групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с
которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-
прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем,
характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его
настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к
окружающему миру.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого
жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во
взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё
другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм,
набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений
декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при
ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих
взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на
его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой
предмет становится произведением искусства. Обладая собственной
эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко
контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских
мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись
поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно
видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном
образе.
Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь
или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура,
живопись, реже - графика). Средства изобразительных искусств и орнамент
служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета
(детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде
цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или
изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки,
кружева; рисунок плетения ткани, ковра).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во
взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал
проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его
произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому
выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и
многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном
искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
Живопись
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения,
которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую
поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические
и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных
эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого
труда.
Живопись отражает и в свете
тех или иных концепций
содержание эпохи, её социальное развитие. Мощно воздействуя на чувства и
мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность,
изображенную художником, она служит действенным средством общественного
воспитания. Многие произведения живописи обладают документально-
информационной ценностью.
В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его
произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая
художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность
мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др.
видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости
красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие
и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную
среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все зримые
явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях),
показывает широкие картины жизни людей, но и стремится к раскрытию и
истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и внутреннего мира
человека.
Доступные данному виду
действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический,
бытовой, батальный, анималистический и др.).
По назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись
монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в
организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду
для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не
связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы
театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации
рукописей, портреты и т. д.).
По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по
технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются
масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой
(фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись,
эмаль, живопись керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла,
флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике), силикатными красками
(связующее вещество — растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с ней
смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись,
изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений
служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.
Основное выразительное
способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает
эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и
декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он образует
цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд
взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует
также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция
(система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает
определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия
зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной
структуры. Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и
светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует
изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто
конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально
воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.
Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель),
зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду
для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания
и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет
необходимую часть средств производства и материальных средств существования
человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в
духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического
качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.
Произведениями архитектуры
пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления
открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).
Предметом целеустремлённой организации является и пространство