Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".
населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей
системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с
архитектурой — градостроительство.
Основные средства создания
формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-
пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений)
используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при
сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое
значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу
(система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм
человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят
также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами
обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная система
форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным
требованиям, называется архитектурной композицией.
Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы
архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль.
Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и
пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях,
пластике, декоре.
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние,
пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на
принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как
правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные
(анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста,
светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая
организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор
пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными
выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма
строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия,
взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе
наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной
модели.
Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую скульптуру,
которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение
располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой,
обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост),
группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка
(фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение
человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-
декоративную, станковую и т. н. скульптуру малых форм. Хотя эти
разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть
свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на
конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит
ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей,
размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях
города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.
Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать
архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми
оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие
идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях,
которые называют монументальными и к которым обычно относят городские
памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и
долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя,
широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой,
носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где
её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её
средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры,
её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический
жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной,
присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм,
повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг
произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во
многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.
Театр (от греч. thйatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства.
Театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его
национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает
обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за
гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего
мира человека, его устремления.
Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей,
мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического
действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров,
раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы
людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра
требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих
интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение
в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он
располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения,
выразительности, воздействия на массового зрителя.
Основой театрального представления является драма. Литературное
произведение театр переводит в область сценического действия и
специфической театральной образности; характеры, конфликты драмы получают
воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь - важнейшее средство,
которым вооружает театр драма. В театре слово также подчиняется законам
драматического действия. В одних случаях он превращает речь в средство
бытовой характеристики персонажа, в других - раскрывает через словесную
ткань роли сложные конфликты сознания и психологии героя. Речь на сцене
может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как
разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как
размышление героя, его "внутренний монолог" и т. д.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее
художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под
руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными
усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих
других. В основе спектакля лежит режиссёрская интерпретация пьесы, её
жанровое, стилистическое решение. Действие спектакля организовано во
времени (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения) и в
пространстве (разработка сценические площадки, принцип её использования,
мизансцены, декорации, движение и пр.).
Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве которого
воплощена суть театра: способность захватывать зрителей художеств.
зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим
процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её
толкования режиссёром - постановщиком спектакля. Но и в системе строго
организованного спектакля актёр остаётся самостоятельным художником,
способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать на сцене живой
человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой психологии.
Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал К.
С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны деятельности
актёра.
Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в
разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера
персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической
выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра
знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.
В музыкальном театре действие воплощается средствами музыкальной
драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы - наличие ясно
выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе
противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия
драм. замысла. В каждом из видов музыкально-сценического искусства эти
общие закономерности находят специфическое преломление соответственно
природе их выразительных средств: в опере происходящее на сцене действие
выражается музыкой, то есть пением действующих лиц, а также звучанием
оркестра; в балете роль, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и
пантомиме. Вместе с тем и в том и другом случае музыка является главным
обобщающим средством, связывающим все элементы драмы воедино. В оперетте,
представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое значение
имеют куплетная песня и танец. Выразительные средства драматического,
оперного и хореографического искусств, эстрадной и бытовой музыки
используются в жанре мьюзикла.
Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства,
который отражает действительность и воздействует на человека посредством
осмысленных и особым образом организованных звуковых последований,
состоящих в основном из тонов. Музыка — специфическая разновидность
звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь,
инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность
выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и
служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем
она существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой
деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни,
музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и
временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в
исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны. В каждом
музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений
и горизонтальных последований — его форму.
Из различных видов эмоций
музыка воплощает главным
Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны
интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов).
Это позволяет данному виду искусства раскрывать не только психологические
состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не
переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций
музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко
распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).
Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей,
композиторы часто выходят за пределы так называемой чистой
(инструментальной непрограммной) М., обращаясь к слову как носителю
конкретного понятийного содержания (вокальная и программная
инструментальная М., см. Программная музыка), а также к сценическому
действию. Благодаря синтезу со словом, действием и др. формируются новые
типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном
сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами синтеза, а за
тем переходят в «чистую» М. как носители тех же понятий и идей. Для
выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в
общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или
наигрыши, ставшие «музыкальными эмблемами» каких-либо понятий) или же
создают собственные, новые «музыкальные знаки» (например, лейтмотивы). В
итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.
Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое,