Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Симптоматично и то, что ни в одной из этих религий нет богочеловека.
Христианство и культура. Христианство, третья из рассматриваемых мировых религий, отли-чается именно верой в Иисуса Христа, не как в пророка, а как в Бого-человека. При всех отличиях католичества, православия, протестантизма – незыблемой остается вера в единого Бога, вера в Христа Спасителя. Христианский Бог – единый, всемогущий, всеблагой – дает надежду на спасение любому человеку: и униженным, бедным, несчастным, и знатным, могущественным. И не только праведникам, но и грешникам, Условие одно: вера в Христа Спасителя, и для согрешившего – искреннее раскаяние, покаяние. Христианский Бог – не просто творец и владыка всего, отстоящий от людей, но Бог, ставший Богочеловеком, пострадавший за грешных людей, и своей болью, своей смертью спасающий каждого. Всем страждущим он дает надежду и утешение.
26. Культура Востока (Ближний Восток, Индия, Китай)
Термин "Индия" возник в 19 веке, до этого эту страну называли континентом многих народов.
Индийская культура относится к культурам Востока и является традиционной. Ее традиции во многом сохранены до наших дней.
Индийская культура имеет
ряд специфических
Письменность культуры Древней Индии содержала около 4000 знаков и писалась слева направо. Записи производились на пальмовых листьях. Записи по сей день не расшифрованы. Таблицы биномиальных коэффициентов, полученные в Европе лишь в VI в. (и названные по имени автора "треугольником Паскаля"). Создание десятичной системы счисления. Буддизм. Медицинские практики – йога.
К мировым памятникам культуры относят Фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры.
Искусство Индии символично. Наиболее популярными символами в искусстве являются лотос, раковина, алтарь, колесо, солнце, молния, Древо жизни, лебеди, наполненная водой ваза и др. Будда изображался в виде колеса, отпечатка ступни, руки, троном.
Театр возник в Древней Индии во второй половине I тыс. до н.э. и отличался синкретизмом. Сюжеты древнейших театральных представлений черпались из мифологии и эпической поэзии. Самым выдающимся драматургом Древней Индии был Калидаса.
Индуизм существует в виде отдельных направлений, школ и сект, учение которых может варьировать. Главным и общим признаком индуизма является признание религиозного авторитета священных Вед и вера в божественный характер сословно-кастовой системы.
Буддизм - первая из мировых религий, возникшая в древней Индии. Основа его учения -- жизнь есть страдание. В основе системы буддизма лежат следующие принципы:
Ключевое понятие буддизма -- нирвана (задувать, тушить) - иное состояние бытия, где не рождения или смерти, высшее состояние духовности, свободное от низменных привязанностей. Нирвана-это реализация всеобщего равенства людей.
Национальными символами Китая является Дракон - символ реки и воздушной стихии, императорской власти и власти, чай, а так же Великая китайская стена - единственный памятник архитектуры в мире, видимый из космоса.
Общая характеристика культуры развивается несколько позднее египетской и месопотамской, но в отличие от них проявляет стойкую традицию и непрерывность в развитии. густо населенность
Религиозные системы
На культурную жизнь
Китая сильное влияние
Конфуций разработал концепцию идеального человека не по происхождению, а благодаря воспитанию.
В центре даосизма - учение о великом Дао (путь), господствующем везде и во всем. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.
Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. На основе синтеза буддизма, с традиционной китайской мыслью возникло в Китае одно из наиболее интеллектуально насыщенных течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (японский дзэн).
Во главе государства стоял правитель (ван).
Синтез поэзии и живописи -- поэзия "гор и вод".
Синтез поэзии и философии. Известно и такое течение в китайской поэзии, которое получило название "Ясные беседы", для которых было характерно стремление к беседам ни о чем, презрение к ритуалам и законам. Их девизом было: "Сидеть в забытьи и дать волю душе".
27. Культура Древней Греции и Рима
Греция не образовывала единого государства, оставаясь культурно-этнической и политической целостностью. В полисах осуществлялась античная рабовладельческая демократия. Самый крупный полис - Спарта, а Афина имела всего 2,5 тыс кв м. Первоначально власть царя была наследственной. Позднее эта должность стала выборной и поменяла название: царь превратился в выборного правителя - архонта. Греки создали институт свободного человека. Для того, чтобы быть свободным надо не только не быть рабом, но еще и быть в согласии с обществом и самим собой. Аристотель называет человека существом общественным и политическим, значит полисным. Полисный человек - муж-воин, муж-совета, т.е. воин и государственный деятель. Появляется гражданское занятие, особое место в котором принадлежит досугу. К ним относятся театр, философские размышления и деятельность философских школ, посещение палестры и гимнасии, участие в пирах.
Греческие религиозные верования представлены мифологией и имеют специфические отличия:
-Обожествление природы;
-Отсутствие влиятельного духовенства;
-Антропоморфность;
-политеистичность.
Наиболее почитаемы были олимпийцы:
-Зевс-бог неба, погоды, молнии и грозы, ограды, домашнего очага, самый могущественный и самый добрый из богов.
-Аполлон-бог гармонии и света, изобрел музыку и поэзию.
-Гермес-проводник путешественников и душ в преисподнюю, бог торговцев и купцов и защитник от воров.
-Дионис -бог виноделия и театра.
Древний Рим
Многое римской культурой было заимствовано у этрусков и у греков
Черты римской культуры:
"Сила, облеченная в величие", - вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики.
Рим - культура имперская. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей - мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Во главе империи стоял император. Все население римских владений делилось на две категории: граждане и иноземцы.
Социальный характер религии -- связь религии с правом, с политической борьбой. Она направлена на прагматические задачи.
Все божества политеистической религиозной системы римлян условно делились духов, защитников дома (нумины) и духов почитаемых как охранителей основ государственности. Именно последним приносили особо значимые жертвоприношения в виде животных. Пантеон общегосударственный строился по греческому принципу.
Христианство - как государственная религия Римской империи (принцип равенства, любви и мира)
В Древнем Риме театр был частью увеселительных мероприятий. Один из наиболее знаменитых деятелей театра Ливий Андроник, первым бросивший сатуры с их правильным ритмом и размеренностью и связал всё действие единым сюжетом В Риме родилась комедия и сатира.
28. Средневековый идеал христианской цивилизации.
В
основе средневековой культуры
лежат традиции Западной
В античности понятие "Культура"
вбирает в себя самого человека в
том виде, каким он должен быть в
представлении сограждан, и деяния, возвышающие его до уровня
богов. Тайны его бытия - это тайна творчества,
тайна создания того, что до человека не
существовало в мире.
Средневековье попыталось разрешить эту
тайну, отдав в ведение бога первопричину
созидания, возделывание как души и тела,
так и всего мира вещей. И если для античного
человека идеал был досягаем на земле,
то для средневекового - он становится
таковым только вне земного бытия. Культура
для него - совершенство, которого можно
достигнуть, только следуя заветам религии
и религиозной морали.
Интегративным началом средневековой культурности было божественное совершенство, к которому должен стремиться каждый на протяжении своей земной жизни, и которое проявляется не столько в разуме и знании, сколько в вере. Она не оставляет места сомнениям, и только она может приобщить любого человека к божественной благодати.
Таким образом, для средневековья Культура - процесс преодоления духовности и утверждения божественности, а этот процесс бесконечен. Средневековый идеал Культуры вечно недостижим, ибо человек вечно грешен. Значит и Культура есть вечное стремление к Абсолюту, к идеалу, есть бесконечное "возвышение", восхождение. До Культуры надо "возвыситься", и главная функция религии - поднять человека, возвысить его до божественного начала.
29. Гуманистический идеал эпохи Возрождения
Характерные черты культуры:
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны "божественной Природы". Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, "чувство прекрасного") постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания "нового человека" осознается как главная задача эпохи. Греческое слово ("воспитание") является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение "гуманизм"). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и "добродетель", и "доблесть" - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к чел личности, различным сторон её жизни. По новому реш проблема чел и БОГ. Вместо принципа провиденциализма утвержд принцип чел активности. Неотриц сущ Бога гуманисты пытаются приблиз к нему чел. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.