Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Kulturologia_Otvety_na_zachet_Orlova.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Культурологические  учения  XIX веке.

Время первых философов культуры — Вольтера, Руссо, Ковдорсе, Монтескье, Тюрго, Бентама, Юма, Гердера, Канта, Шиллера — не зря именовалось эпохой Просвещения, или веком Разума.

Это было время, когда рациональный тип общественного управления повсеместно  вытеснял традиционный: складывались правовое государство, гражданское общество, социальная структура; горизонтальные социально-экономические связи заступали то место, которое ранее занимали вертикальные — отношения власти и подчинения, безраздельно господствовавшие в старом режиме. Возрастало значение правовых и моральных норм как регуляторов жизни. Рост научного знания обезопасил человека от посягательств фанатиков веры. Входили  в обиход термины «образование», «культура», «цивилизация». Они должны были определить то, что отличает современное состояние Европы от прежнего — варварского, жизнь европейских народов от жизни «дикарей». Происходило смещение ценностей. Если прежде доминирующей ценностью в обществе была сила (армия, государство), а в личной жизни — знатность происхождения и место в иерархии власти, то теперь мерой международного престижа государя и государства становились соблюдение в нем законности и правопорядка, развитие ремесел, наук и искусств, а также степень образованности народа.

Между тем  даже поклонники разума прогресса не могли не видеть их противоречия. Первым предупреждением против упования на безграничную мощь разума послужил кантовский вывод о том, что познание мира самого по себе в его конечных, сущностных моментах невозможно. Оставалось, правда, утешение, что моральный (практический) разум стоит выше теоретического рассудка, что он способен вывести человека на путь добра и красоты.

Противоречие между  различными духовными способностями  человека, открытое Кантом, обернулось напряжением между познавательным и ценностным отношением человека к  миру. Оказалось, что культурное состояние тоже не идиллично. Культура может наносить человеку раны. Разум не всегда является спутником прогресса.

Шиллер настаивал на том, что истинная культура находится  в эстетической реальности: только в сфере красоты, прекрасной видимости, являемой произведением искусства, происходит примирение разума и чувств, свободы и необходимости, труда и игры, которое само по себе может быть образцом жизни без диссонансов. Критика просветительского рассудка, начавшаяся повсеместно в начале XIX в., знаменует собой переход к следующей культурно-исторической эпохе — Романтизму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Осмысление  понятия «культура» в XX веке

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого  интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник». В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты —«дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм.

В своих крайних проявлениях  и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.

Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал  и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего- как неореализм, особенно в кинематографе. Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Развитие  теории культуры в России

Основной проблемой  в русской культурологической мысли становится выяснение соотношения культур Востока и Запада. Со временем возникло два основных направления в русской культурологии, называемые славянофилами и западниками.

Западники утверждали, что  Россия будет развиваться только при условии приобщения к более прогрессивной западной культуре. Они относили русскую культуру к европейскому типу, но считали ее несколько своеобразной, так как она развивалась в рамках православно-христианской традиции. К западникам можно отнести Огарева и Герцена, Белинского.

Славянофилы, наоборот, утверждали, что у России свой самостоятельный  путь развития, отличающийся своеобразием. Взгляды славянофилов сложились  в русле критики идей Чаадаева. В числе славянофилов были братья Аксаковы, А.Хомяков, И.С. Тургенев. Славянофилы развивали свои идеи на основе взглядов Шиллера. Вторая волна славянофильства связана с деятельностью Достоевского, А.Толстого.

Русская культура по утверждению Хомякова основана на трех принципах:

Самодержавие (царь наместник  бога на Земле, объединяющий усилия церкви и власти в служении народу);

Православие (патриарх учитель  царя);

Народность соборность, братство.

Алексей Степанович Хомяков  критически относился к некоторым  характеристикам русской культуры, но был ярым защитником православия. Поэтому его концепция строилась на критике Запада как оплота католицизма. Православие видится более "чистой верой", мало запятнанной кровопролитием и насилием. Православие еще не полностью реализовала себя в русской культуре и обладает огромным потенциалом на пути ее совершенствования.

Ф.М. Достоевский пришел к выводу, что Россия может спастись только путем религиозного возрождения  и внутреннего преображения русского человека. Он разработал теорию почвеничества. Ее суть заключалась в стремлении примирить крайности славянофильства и западничества, объединить народ и интеллигенцию, доказать, что русскую самобытность следует искать только на национальной почве. Почвенники претендовали на создание "органического" русского самовыражения в художественном творчестве и, отмечая отрыв образованной части общества от народной почвы, призывали к духовному единению классов и сословий. Концепция Достоевского изложена в знаменитой речи по случаю открытия памятнику Пушкину, где отмечается, что русский народ обладает особым даром "всемирной отзывчивости", особой соборностью к "всечеловеческому единению". Надо уважать другие народы, но сохранять при этом собственную самобытность.

Классифицируя культуры по способу их взаимодействия с природой, Гумилев выделяет два типа:

  1. приспособление к природным условиям;
  2. изменение природных условий.

Рассматривая второй тип, Гумилев утверждает, что радикальное  изменение природных условий  возможно лишь однажды за все время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. основное назначение культуры - консервация представлений опр. народа о его взаимоотношениях с природой. Культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, неспособную к самостоятельному, развитию, т.к. она лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеческих рук. Поэтому культура может либо сохраняться, либо разрушаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Генезис понятия  «культура». Определение понятия.

Культура как способ и содержание жизни людей на основе воспроизводства и потребления необходимых благ возникла с отделением человека от природной среды, завершением его социального формирования и образованием общества.

Само слово "культура" получило достаточно  устойчивое  употребление  и широкое распространение  лишь в XVIII веке.  Однако  появилось  это  слово  в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего  "агрокультуру", то   есть   возделывание,   обработку,   "культивирование"    земли.    Этот первоначальный  смысл  в  дальнейшем  постепенно  уступает  место   другому, связанному с личными достоинствами  и  совершенством  человека,  и  в  XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие  культуры  по сути ограничивается  одной  лишь  духовной  культурой.  Главными  становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую  роль  при этом приобретает знание,  хотя  и  тогда  уже  было  ясно,  что образование является необходимым, но  не  достаточным условием  для того,  чтобы быть культурным.

В самом широком  смысле под культурой нередко  понимаются все достижение человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как  "вторая природа", «сотворенная самим человеком, образующая  собственно  человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно  подразделяют на материальную и духовную.  Такое  деление  восходит  к  Цицерону,  который первым отметил, что  наряду  с  культурой,  означающей  возделывание  земли, есть. также культура, означающая "возделывание души".

Материальная  культура  охватывает  прежде  всего  сферу  материального производства  и  его  продукты  -  технику,  технологию,  средства  связи  и коммуникации, производственные здания  и  сооружения,  дороги  и  транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д.  Духовная  культура  включает  в  себя сферу духовного производства и его результаты - религию, философию,  мораль, искусство, науку и т. д. Внутри духовной культуры часто специально  выделяют художественную культуру, включающую  произведения  искусства  и  литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве  основы  интеллектуальной, научно-технической культуры.

      Между материальной и духовной  культурой  имеется  глубокое  единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у  истоков которой в конечном  счете  находится  духовное  начало  -  идеи,  проекты  и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Сущность  культуры. Культура и деятельность.

Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория "культура" обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты).

Культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности; виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды и т.д.).

В ходе совершенствования  способов деятельности идет становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку ее жизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"