Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, его ценность как личности. Идею гуманизма выразил Монтень в словах: "Каждый человек несет в себе частицу человечества". Гуманисты не представлены каким-либо сословием. Основные идеи гуманистов:
30. Культура Нового времени
Кризис К. - это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода. Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в науку, в рац-е постижение мира; всё это проявл кризисного состояния Западного общ-ва конца XIX-XXвв. Собственное видение проблемы кризиса К. предлож А. Швейцер. В своих работах ''Упадок и возрождение культуры'' он анализир причины кризиса соврем К. Главная причина кризиса К. в том, что в развитии К. было нарушено равновесие: матер сторона стала развив интенсив, чем дух. Этому способ успехи науки и прктики. Ш. Анализир проблему противореч культ разв. Он обращ внимание на то, что создание машины и мировой торговли привело в конеч счёте к мировой войне. Тех достиж были обращены на уничтож людей и мира. Среди факторов, препят развит К. Ш. Наз ограничение свободы. Ш., анализ причины кризиса, счит, что его ещё можно останов. Для этого необх выработка нового мировоззрения: оно должно быть оптимистич и эстетич. Тема подавления личности стереотипами массового сознания, как одна из главных причин кризиса К., станов традиц в философии и К. XXв. Под массой Ортега понимает массу людей без особых достоинств, тех, кто не веделяет себя из общ-ва, кто мыслит и чувствует как все. Под элитой - высшую, интеллектуальную, нравственную, творческую часть общ-ва, тех, кто предъявл к себе повыш требования. Элита призвана выполн общенац задачи, быть лидером, вести массы по намеченному пути. В XXв историч ситуация измен, произошло восст масс, под кот Ортега понимает не революц выступл народа, а установившееся господство среднего чел. Массы, претендуя на управление общ-ом, не имея никаких оснований.
31. Система ценностей эпохи Просвещения.
ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком Просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).
Идеи Просвещения оказали
значительное влияние на развитие общественной
мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология
Просвещения нередко подвергала
32. Культура XIX века.
Исторические события
Наполеоновские войны. Образование в Европе двух крупных национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается мировым лидером, но в конце века ее начинают теснить Германия, Франция, США.
Продолжался процесс колонизации. Крупнейшими колониальными государствами стали Англия, и Испания. В начале 19 века началась освободительная борьба.
Характерные черты:
В сер 19 века возникает новый вид искусства - фотография (от греч. "свет" и "писание"). Фотография-синтез физики и химии. В 19 веке возникает периодическая печать в полном смысле, ибо именно в это время она становится неотъемлемой характеристикой эпохи.
В моде 19 века господствуют действительно великие модные салоны. Французская мода заметно преобладает. Популярными видами развлечения становятся оперетты и варьете. Особо популярным развлечением становится спорт (велосипедный, теннис, санки и лыжи.
Художественное своеобразие культуры 19 века составляли три главных стиля - классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм.
Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, хотя достаточно отчетливо он проявился в литературе и музыке (Шуман, Шуберт, Лист, Берлиоз, Брамс, Вагнер).
В живописи романтизм наиболее ярко проявился во Франции (Жерико, Делакруа), в Германии (Рунге, Корнелиус), Характерен приоритет колорита над рисунком.
Главными представителями романтизма в литературе считают Гофмана, Байрона, Гюго, Э.По.
импрессионизм и символизм. Представителями импрессионизма в живописи являются Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, среди скульпторов-Роден. Постимпрессионистами принято считать Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.
19 век интересен появлением самостоятельного классического балета как особого вида искусства. Ведущим стилем архитектуры н. 19 века был классицизм, но под влиянием идей романтизма в середине века возникает интерес к готике, итальянскому Ренессансу, барокко, а самое интересно, что появляются сооружения, которые соединяли в себе черты разных стилей. Такое смешание получило право называться самостоятельным стилем-"эклектическим
33. Культура XX века.
Постмодернизм - культурная ситуация, связанная с пересмотром философских основ всей предшествующей жизни человечества и проявившаяся во всех областях культуры.
Постмодернизм как культурная ситуация начинает обозначаться во второй половине ХХ века. Для характеристики состояния западноевропейского общества и культуры конца ХХ века иногда употребляют термин необарокко. Такой подход указывает на некоторое родство культурных ситуаций конца XVI - середины XVIII веков (периода барокко) с периодом постмодернизма. Для этой культурной ситуации оказываются характерными следующие черты:
-стремление к условности и символизму;
-театральность и карнавальность;
-раздробленность социальных структур на разнообразные субкультуры;
-плюралистичность – равноправность идей.
Мировоззренческой базой постмодернизма стало разочарование (мир нельзя изменить, человека нельзя изменить) в идеологии Нового времени, сформулированной гуманистами Возрождения и просветителями XVIII века и воплотившейся в культурном проекте модернизма.
Постмодернизм создает свои альтернативы в культуре:
-человек - такое же существо, как и все, населяющие мир, а не "венец творения";
-мир изменить человек не может;
-мир неустойчив, непостоянен, относителен;
-истина плюралистична.
Новым определяющим началом культурного развития стало признание философами факта опосредованности отношений человека с миром всей предшествующей культурой. Эта опосредованность создает главные предпосылки рождения новых постнеклассических основ теоретического осмысления новой культурной ситуации и мироощущения человека в ХХI веке, закрепляющие и утверждающие необходимость коренного преобразования теоретической эстетики.
Понятия постмодернизма:
-симулякр - псевдовещь, создающая иллюзию чего-то
-ризома - многонаправленное развитие без цели
-деконструкция - нарушение привычного
34. Становление и развитие русской культуры
На характер рус. культуры
большой влияние оказали
Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение - фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни.
Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе "Заметки о русском". Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.
Большое влияние на характер русской культуры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община - с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской культуры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.