Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"
ВОПРОС № 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с точки зрения значения (смысла) и значимости (места, занимаемого в жизни людей) для общества и личности.
Общение является:
– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);
– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;
– источником познания и понимания других людей.
Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1].
Значение общения (его смысл):
1) источник душевной и
2) источник отрицательных эмоций,
личной драмы. Без этого не
было бы и драматических
3) общение может быть
и нейтральным, повседневно-
Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.
При всей значимости общения
оно может иметь самые разные
эффекты и последствия в
Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.
Рассмотрим феномен
общения как фактора
Общение – сущностная характеристика и условие бытия человека
общение как способ проявления человеческой сущности
Любая предметная (как
материальная, так и духовная) деятельность
предполагает в качестве условия
своего успешного осуществления
наличие нормального общения между людьми. Другими
словами, общение – это не только необходимый,
но и наиболее существенный социально-психологический
аспект всякой деятельности. Именно в
процессе общения и только через него
может проявиться сущность человека. На
это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах
[5], но он сводил всю многообразную структуру
человеческих отношений к отношениям
“Я” и “Ты”,
а сущность человека – к его родовой принадлежности.
За это его критиковал К. Маркс, указывая,
что факт родового обособления человека
и возможность персонифицированных межличностных
связей обязаны своим происхождением
процессу социализации на основе развития
всего многообразия специфически человеческих
форм деятельности и вытекающих из них
социальных отношений [3].
общение как фактор становления человека
Природу и место индивида в обществе определяет принадлежность к специфически человеческим формам деятельности (труд и социальное общение). Общение является решающей предпосылкой возникновения сознания и языка. Исходная функция человеческого сознания – ориентация в ближайшей среде существования, т. е. в окружении других людей. Язык возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования своих усилий и наиболее эффективного взаимодействия.
общение как условие существования и органическая потребность человека
Потребность в общении относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии человека. Социальная природа потребности в общении – необходимость в совместной деятельности. Но общественная натура человека проявляется и в условиях относительной изоляции от других людей, в ситуации выключенности из постоянной сферы общения. Экспериментально доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция – начало безумия.
два условия: осознание значимости для человека удовлетворения его органической потребности в общении и необходимость подготовки людей к условиям пребывания в относительной изоляции – заставили ученых, и прежде всего психологов, заниматься исследованием специфических условий космического полета. Человека на шесть часов наглухо изолируют в термосурдобарокамере, он не видит, не слышит, не получает никакой информации извне. Значительная часть испытуемых в этих условиях, а это обычно здоровые, физически крепкие люди, до срока нажимают на кнопку с требованием прекратить опыт. Подтверждено, что в числе трудностей, с которыми сталкивается человек в условиях изоляции от внешнего мира, оказывается не только неудовлетворенная потребность в общении, но и невозможность ориентироваться во времени. Последняя приводит к различным психическим деформациям, псевдопсихопатологическим сдвигам (галлюцинации, бредовые идеи и т. д.), которые сравнительно легко устраняются после восстановления нормального общения.
Особенно интересны с точки зрения психических сдвигов эксперименты на длительную информационную изоляцию человека от социальной среды. Один из таких экспериментов провел над собой 35-летний мебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы А. Сенни. Он побил рекорд продолжительности подземного одиночества, пробыв в пещере Приморских Альп 125 суток на глубине 100 метров в полном одиночестве (1964 г.).
Французский спелеолог
М. Сиффр (руководитель экспериментов
Сенни) изучал приспособляемость
Проводились эксперименты на длительную изоляцию и небольших групп людей. В группах проявляется внутренняя связь и фактор взаимного общения, и это обстоятельство позволяет увеличить сроки изоляции. Такой эксперимент впервые в мире был осуществлен в нашей стране в 1967–1968 гг. Три человека в течение одного года апробировали наземный комплекс систем жизнедеятельности [4].
Потребность человека в общении развивается, изменяется в течение всей его жизни, т. е. это фактор динамичный, о чем свидетельствует нравственный прогресс личности, возрастающая социальная активность и коммуникабельность.
Общение как фактор жизнедеятельности общности
общение
– условие существования
Общение – важнейшая
предпосылка и условие
Критерии сообщаемости различных частей, или подразделений, общности [4]:
Общение – источник взаимной информированности индивида и общности
Огромная значимость
общения объясняется его
Однако существенно не только наличие или отсутствие непрерывной информационной связи, но и уровень, количество поступающей и перерабатываемой информации. Человеку свойствен определенный оптимальный уровень информационной активности, тонизирующий его деятельность и предполагающий удовлетворение потребности как в получении некоторого количества новой информации, так и в том, чтобы передавать часть информации другим [4].
Влияние общения на поведение людей
Общение и особенности человеческого поведения
Кроме того, что общение определяет природу человека, его становление, историческое развитие и условия бытия, оно еще оказывает огромное влияние на особенности повседневного поведения человека. Находясь среди людей (в большой массе или малой группе), человек чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой, следовательно, проявляются такие стороны нервно-психической деятельности, которые не обнаруживаются в индивидуальной жизни. И здесь мы подходим к еще одной особенности, или стороне, общения.
Ситуативность в общении и поведении людей
Диапазон отклонений,
характеризующих поведение
Но независимо от различий в особенностях поведения существуют и закономерности поведения в обстановке коллективной деятельности: среди единомышленников или друзей человек чувствует себя более уверенно, испытывает подъем.
Противоречивость поведенческих эффектов под влиянием группового общения
совместная групповая деятельность оказывает тонизирующее влияние на психические свойства и способности индивида: активизируются процессы мышления и воли, обостряются ощущения и восприятие (позитивное влияние). Если ценностные ориентации личности и группы не совпадают, то коллектив нередко подавляет или парализует инициативу и волю личности. Но и в случае совпадения ценностных ориентаций могут сказываться такие механизмы социально-психологического взаимодействия, которые, по существу, направлены против индивидуальности и самостоятельности личности. Это ложное ощущение коллективной ответственности, атмосфера взаимного взвинчивания (компания подростков), т. е. конформистское поведение.
По своей природе механизм конформистского поведения связан с эффектом группового давления, в том числе и через санкции отрицательного эмоционального отношения [2]. Этот эффект чрезвычайно действен, поскольку человек склонен так или иначе переживать нерасположение или отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Эффект конформизма был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога С. Аша.
Следует различать конформизм
как стратегическую (в отличие
от тактической) линию поведения, которая
является доминантой в структуре
ценностных ориентаций личности и жестко запрограммирована
в поведении. В этом случае конформизм
выступает в качестве типа социальной
ориентации личности и чаще всего носит
некритический характер. Но конформизм
может носить и менее глобальный характер
и проявляться в отдельных, не столь существенных
для индивида моментах, ради которых не
стоит идти на обострение отношений с
референтной группой.
В таких случаях конформное поведение
сопровождается критическим отношением
личности к ситуации, где это поведение
имеет место.
ВОПРОС №1, №2 ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ,ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Понятие общения. Функции. Виды общения по характеру взаимодействия
Понятие общения
Функции, стороны и содержание общения
Виды общения
по характеру взаимодействия «Контакт масок», нет стремления понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Необходим, чтобы люди не «задевали» друг друга без надобности, чтобы можно было «отгородиться» от собеседника. Примитивное Собеседник оценивается с точки зрения нужности-ненужности. Если нужен, контакт активный; если нет — собеседник отталкивается. При получении желаемого, интерес пропадает. Формально-ролевое Общение в условиях регламента содержания и средств общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Духовное Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей. Можно затрагивать любую тему, необязательно использовать слова, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Общение возможно, когда собеседники знают личности друг друга, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, возможно предвидение реакции. Манипулятивное Направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Светское Суть светского общения в его беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях; это общением закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяются характер коммуникации. Деловое Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Уметь общаться — значит разбираться в людях и на основе
этого знания строить с ними отношения.
Умения, составляющие процедуру
общения, называют «социальным интеллектом»,
«практически-психологическим |