Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"

Файлы: 1 файл

1-30.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Дистанция между партнерами по общению, или территория

Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Это воздушное пространство вокруг тела человека, оно достаточно четко обозначено (Э. Холл). Размеры “оболочки” зависят от плотности населения людей в месте проживания, т. е. она социально и национально обусловлена. Личную территорию можно разделить на четыре пространственные зоны:

а) интимную (от 15 до 46 см). Это самая главная и наиболее охраняемая зона. На это расстояние допускаются дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники, т. е. люди, находящиеся в тесном эмоциональном контакте. Имеется еще подзона радиусом до 15 см – сверхинтимная. Проникнуть в нее можно только посредством физического контакта;

б) личную (от 46 до 120 см). Это расстояние, которое обычно разделяет нас на вечеринках, официальных приемах, вечерах;

в) социальную (от 120 до 360 см). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например сантехника или плотника, которые занимаются ремонтом в нашем доме; нового сотрудника на работе, от людей, которых мы мало знаем;

г) общественную (более 360 см). На таком расстоянии удобнее всего находиться по отношению к большой группе людей.

ближние зоны – а и б; дальние – в и г.

Было установлено, что  направленные вовнутрь (интровертированные) люди склонны к сравнительно большей дистанции при разговоре, чем направленные вовне (экстравертированные). Скученность на концертах, в кинозалах, транспорте приводит к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга, люди инстинктивно начинают защищаться, и это в свою очередь приводит к грубости, агрессии и даже физическим воздействиям.

Существует ряд неписаных правил поведения западного человека  
в условиях скученности людей:

  • ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
  • не рекомендуется смотреть в упор на других;
  • лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций не разрешается;
  • если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полностью погружены в чтение;
  • чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
  • в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.

многоэтажные жилищные комплексы также оказывают отрицательное  влияние на человека, поскольку лишают его личной территории.

Зональные пространства различаются:

  • у людей разных наций: у японцев они гораздо меньше, чем у американцев, поэтому американцы считают японцев чрезмерно фамильярными, а те, в свою очередь, “холодными” и слишком официальными. Во время беседы интересно наблюдать за ними: медленно передвигаясь, японец будто наступает, а американец отходит;
  • жителей городов и сельской местности. Это можно наблюдать при рукопожатии. Сельский житель обычно прочно стоит на земле и наклоняется навстречу вашему рукопожатию, а городской сделает шаг вперед при рукопожатии. Жители малонаселенных районов имеют личные пространства до девяти метров, поэтому они предпочитают помахать друг другу рукой в знак приветствия.

Человек расценивает  свою собственность или площадь, регулярно используемую им, как свою личную территорию, подобно личному воздушному пространству, и готов защищать ее. Поэтому в незнакомом доме или на переговорах лучше спросить хозяина, где его место или подождать, пока вам укажут место.

Психологи заметили, что  люди за рулем совершенно по-другому  реагируют на факты, относящиеся  к их территории. В некоторых случаях размеры их территории увеличиваются в 10 раз, поэтому они резко отрицательно реагируют на обгон или пересечение их пути. Другие, наоборот, воспринимают машину как защитный кокон, изолирующий их от внешнего мира. Такой водитель медленно едет вдоль обочины, и это тоже является источником неприятностей на дороге.

Следует отметить, что  невербальное поведение личности полифункционально. Невербальное поведение:

  • создает образ партнера по общению;
  • выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
  • является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • позволяет уточнить, изменить понимание вербального сообщения, усилить эмоциональную насыщенность сказанного;
  • поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Вербальные  средства общения

Содержание информации передается при помощи языка, при этом частично искажается смысл информации, частично происходит его потеря.

При передаче информации нужно возникшую  мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести  из внутренней речи во внешнюю, т. е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), и совпадением и несовпадением словарного запаса, и многим другим.

И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, так как общение – это не просто передача информации, а обмен  информацией, предполагающий обратную связь. Необходимо учитывать и “личностный смысл”, вкладываемый в сообщение (рис. 3).

Рис. 3. Обмен информацией

коммуникация будет  эффективной, если получатель сообщения  правильно расшифрует все четыре стороны. Например: “К нам едет ревизор!”. Существо дела: едет ревизор. Отношение к чиновникам: “Знаю я вас, подлецов!”, “Держитесь!”. Отношение передается невербальными средствами – мимикой, жестами. Часто воспринимают не существо дела, а отношение, поэтому и возникают конфликты. Самораскрытие: “Мне страшно!”, “Я чувствую себя неуверенно!”, “Я выбит из обычной колеи!”, “Я обескуражен!”. Призыв: “Помогите в этой неприятной ситуации”, “Не выдайте, братцы!”, “Давайте спасаться вместе”.

Как услышать то, что действительно  сообщается? Задавать много вопросов и получать обратную связь: “Я правильно  понял, что…?”,  
“Вы, значит, думаете, что…?” и т. д.

Умение говорить предполагает:

  • умение точно формулировать свои мысли;
  • излагать их доступным языком для собеседника;
  • ориентироваться в общении на реакцию собеседника.

При монологическом общении  теряется от 50 до 80 % информации. Диалог требует свободного владения речью, чуткости к невербальным сигналам, способности отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога лежит умение задавать вопросы себе и другим.

Виды вопросов: открытые, закрытые, зеркальные и эстафетные [3].

Закрытые (неинформационные) – это вопросы, предполагающие ответ “да” или “нет”. Например: “Вы действительно думаете, что приняли все меры по организации субботника?”.

Открытые (информационные) предполагают распространенный ответ. Например: “Какие меры вы приняли по организации субботника?”.

Зеркальные  вопросы позволяют выходить за рамки смыслового поля, очерченного словами собеседника, т. е. обращаться к первооснове мысли или переживания, а иногда и к забытой собеседником причине. Но использовать этот вид вопросов надо очень тактично. Технически это выглядит следующим образом: повторение с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое высказывание как бы со стороны:

  • Я никогда больше не буду иметь с ним дело!
  • Никогда?
  • Сейчас у меня нет для этого средств.
  • Сейчас? Или…
  • Нет средств?

Вопрос “Почему?”  обычно вызывает защитные ре


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"