Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"
ВОПРОС №4 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Разновидности общения: типы, виды и состояния общения
Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция). Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности [2].
Типы общения
Характер общения – это типы общения. Предметная направленность общения – это виды общения.
Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.
Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.
Деловое |
Игровое |
|
|
ролевое |
межличностное |
|
|
традиционное |
инновационное |
|
|
Виды общения
Виды общения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.
Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.
Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.
При научном общении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.
В экономическом общении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Необходимо различать специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.
Одной из форм удовлетворения
потребности людей в
Основой такого общения является общность интересов, их моральная ценность, но малая группа может быть носителем как межличностных отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).
Социально-психологические особенности общения в браке
Брак и семью отличает очень высокий уровень ожиданий внимания, взаимопонимания, эмоционального контакта, взаимной любви и т. д. Институт брака не предполагает жесткого распределения ответственности, ролей и обязанностей. Психологический эффект рассогласованности между взаимными завышенными ожиданиями и отсутствием четкой системы распределения ролей и обязательств по их подкреплению может привести к конфликту из-за взаимной неудовлетворенности и разочарования.
В отличие от других микрообщностей (работа, учеба), где человеку приходится контролировать свое поведение и следить за внешним видом, домашняя обстановка располагает к уходу от этого напряжения, отдыху, снятию стресса, расслаблению, при этом проявляются не только достоинства, но и недостатки друг друга.
Состояния общения
В отличие от типологии общения, фиксирующей относительно стабильные его черты, равно как и его видовых вариантов, обусловленных предметной направленностью коммуникативного поведения людей, состояния общения позволяют говорить о таких его свойствах, которые носят печать ситуативности. Состояния и перемены состояний общения связаны, главным образом, с той или иной конкретной ситуацией человеческой жизнедеятельности.
Главным критерием различия
состояний общения является понятие
его обычности или необычности.
Обычность выступает синонимом
нормативности или
Праздничное общение
характеризует приподнятый
Необычно и общение политического лидера или артиста с массовой аудиторией; особый накал и напряженность создается у лектора во время общения с аудиторией.
Необычно и состояние спортсмена во время контакта с партнером, соперником, со зрителями. Показательна также экзальтация спортивных болельщиков, которые заражают своим настроением спортсменов. При этом эффект такого воздействия может в высокой степени стимулировать успех выступающего, особенно когда публика на стадионе в едином порыве поощряет фаворита выкрикиванием его имени. В таком случае действуют сразу несколько психологических факторов, взаимно усиливая друг друга. С одной стороны, эффект психического заражения, передающегося от массы к индивиду, с другой – особая значимость стимулирующего влияния имени на человека [4].
К числу особенностей состояния массового общения на стадионе следует отнести и неизбежную поляризацию эмоций и реакций зрителей, которые болеют за успех победы или поражения разных спортивных команд. Это способно порождать эмоциональную конфронтацию и даже крупные конфликты между разными группами болельщиков. Воздействие может и стимулировать успех, и провоцировать поражение [5].
Иными словами, состояние
человеческого общения –
ВОПРОС №6 ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ
Мы вступаем в общении с другими людьми для того чтобы удовлетворить свои потребности. Общаясь, мы отрабатываем умения и навыки, называемые техникой общения. Мы не задумываемся над тем как устроено наше общение. Но если решаем усовершенствовать свои навыки общения, мы начинаем разбираться подробнее.
Для понимания общения нам необходимо знать потребности действующие в нем, понять что мы желаем получить от общения, а также понять что хотят получить другие люди общаясь с нами. Различают следующие виды потребностей:
Доминирование.
Это стремление оказывать влияние на мысли, вкусы и поведение другого человека. Если нам это удается мы бываем удовлетворены, считая, что подчинили своей воле собеседника. Здесь есть одна интересная закономерность, бывает так, что другой человек испытывает потребность в подчинении, то есть он в таком случае тоже остается удовлетворенным общением. Если к доминированию стремятся обе стороны, это скорее всего приведет к конфликту если не вмешается третья сторона.
Потребность в престиже.
В общении мы часто ищем признания наших способностей, восхищения, положительной оценки со стороны другого человека. Если мы не получаем того чего ждем, испытываем разочарование, огорчение иногда даже бываем агрессивны. Если придавать большое значение этой потребности можно потерять много друзей, ведь они быстро почувствуют, что вы от них ждете только похвалы в свой адрес и не интересуетесь общением как таковым, не интересуетесь их жизнью. Для гармоничного общения важно уметь управлять своими потребностями.
Безопасность.
Иногда люди испытывают чувство страха в различных жизненных ситуациях. Чтобы снять напряжение и уменьшить состояние страха люди начинают разговаривать с незнакомыми людьми. Если человек часто испытывает чувство страха или боязни, может развиться привычка разговаривать везде и со всеми. К этому нужно внимательно относиться и контролировать эту потребность, необходимо научиться определять, когда стоит разговаривать, а когда это неуместно.
Стремление быть индивидуальностью.
Довольно часто люди стремятся к общению, чтобы показать каких успехов они добились, и показать оригинальность своей личности. Эта потребность делает человека уязвимым в общении. Если собеседник своими высказываниями опровергнет их мнение, они будут дезорганизованы.
Потребность в покровительстве.
Она связана с желанием заботиться о других. Это хорошая потребность, но если она развита чрезмерно, это уже становиться одной из форм самоутверждения.
Познание.
Стремление к новым знаниям. Данная потребность характерна для людей, которые в данный момент интересуются каким-либо вопросом и собеседник может удовлетворить это.
Знание потребностей в общении нам необходима для понимания техники общения, которая позволить четче представлять механизм общения, достичь гармонии в этом.
Вопрос № 9 СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
Возможен и другой,
обобщенный, подход к структуре общения
– это различные стороны
Современные социальные
психологи говорят о
Каждый подход по-своему
верен, однако описывает частные
параметры структуры социально-
Субъект и объект общения
Элементарным условием
общения является наличие индивидов,
которые оказываются в
Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено [3, 6].
ВОПРОС № 8 Цели и Средства общения
Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.
Большое внимание изучению “речевого общения” уделял А.А. Леонтьев [7]. Психологическая структура процесса речевого общения (по А.А. Леонтьеву) такова: