Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"

Файлы: 1 файл

1-30.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Также он исследовал функционально-целевые, групповые и ролевые факторы, характеризующие особенности ориентировки в ситуации и собеседнике.

Но все общение не может сводиться к деятельности (в том числе и речевой), речь всего лишь инструмент или средство человеческого общения, хотя и очень  значимый в виде устного и печатного  слова. Это вербальное средство общения.

Весьма важны и невербальные средства общения: мимика, выражение  глаз, пантомимика (поза, жесты, движения, походка), манера держаться, дистанция  между общающимися. Особенно выразительна человеческая мимика. Например, в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого исследователями найдено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Очень весомыми являются психотерапевтические возможности невербальных средств общения (группы телесной, танцевальной терапии и др.).

Однако восприятие и  понимание человека человеком – это результат комплексного воздействия вербальных и невербальных факторов; кроме этого, необходимо учитывать физический облик человека, поведение, внешность.

Любая форма вербальной связи содержит элемент эмоционального значения (подтекст и т. п.). В условиях непосредственного контакта огромное значение приобретает невербальное сопровождение информации (например психосоматические движения). Язык всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения: с экспрессивными реакциями, семантикой поведения (смысл и значение поступков) в процессе совместной деятельности [9].

ВОПРОС № 10 ОСНОВНЫЕ Функции коммуникации

  1. Обмен информацией в предельно широком смысле. В человеке информативно все – от содержания речи до позы, жеста, мимики и звучания голоса. Но информацией для другого это становится тогда, когда он готов к ее восприятию и адекватной интерпретации [6].
  2. Глубинная психологическая связь – передача элементов уникальности личности, психических состояний общающихся. К.С. Станиславский: “Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т. е. прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли” [12].
  3. Общение не просто информационное, а энергоинформационное поле. Основным механизмом энергоинформационного или эмоционально-энергетического обмена партнеров в процессе коммуникации является психическое заражение (творческое, например дирижер с оркестром и со зрителем) [5].

ВОПРОС № 11 ОБЩЕНИЕ,КАК  ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЧЕЛОВЕКОМ

В качестве субъектов  общения, как отмечалось выше, могут  выступать и индивидуум, и группа.

Цель общения может заключаться:

  • вне взаимодействия субъектов;
  • в самом взаимодействии;
  • приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
  • приобщении инициатора общения к ценностям общения.

Нас будет интересовать преимущественно первая ситуация общения – деловое общение. Предметом делового общения является дело. Произведенное общение может и не быть по своей сути общением, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства.

Мы будем рассматривать общение в единстве трех сторон: общение как восприятие (перцептивная сторона), общение как коммуникация (коммуникативная составляющая), общение как взаимодействие (интерактивная сторона). Общение проходит три последовательные стадии: контактную (вчувствование, настройка), ориентировочную (сбор информации), фазу активного взаимодействия.

Восприятие  и понимание в процессе общения

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в  социальной психологии. Термин “социальная  перцепция”, т. е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие “социальным”, он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то единые вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Другими словами, восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов (например, дети из бедных семей считают, что размеры монеток больше реальных, дети из богатых семей – меньше) [3].

Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения [6]. В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые и с которыми уже хорошо знаком.  
В этих случаях в основе восприятия лежат разные психологические механизмы. При восприятии незнакомых людей действуют механизмы межгруппового общения, знакомых – межличностного.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят физиогномическую редукцию, социальную категоризацию, групповую идентификацию, социальное сравнение, межгрупповую дискриминацию, децентрацию социальную, стереотипизацию, атрибуцию.

Физиогномическая редукция – это общепринятый способ понять и оценить другого человека. Его оценивают по облику. При этом берутся во внимание черты лица, телосложение, манера поведения, походка, одежда партнера по общению. Физиогномическая редукция как грубый, приблизительный способ познания другого человека, если ее не переоценивать, может быть использована в практике общения. Признанный специалист в этой области – Шерлок Холмс.

Социальная категоризация  – классификация людей и событий  окружающего мира. Может быть грубой и тонкой. Грубая – деление на мужчин и женщин, военных и гражданских, белых и черных. Тонкая классификация более сложна и требует интеллекта и опыта, например деление на интеллигентных и неинтеллигентных, представителей гуманитарных и точных наук, сангвиников, флегматиков и др.

Групповая идентификация – отнесение самого себя к одной из групп. Нетрудно отнести себя к европейцам, мужчинам, спортсменам, болельщикам, но очень непросто решить, волевой вы человек или безвольный, интересный или неинтересный, культурный или нет. А это бывает необходимо, ведь каждая из этих категорий предусматривает определенное поведение, права и обязанности, которые не надо придумывать самому. Поэтому очень эффективно идентифицировать себя с более авторитетной группой.

При социальном сравнении сопоставляются не отдельные личности, а целые группы людей. Отпадает необходимость становиться добрее, веселее, культурнее, образованнее, заниматься самовоспитанием. Появляется возможность изменить свою самооценку, став членом соответствующей группы. На члена группы автоматически переносится ее социальный статус, особенности поведения.

Межгрупповая дискриминация  – искаженное восприятие, связанное  с переоценкой своей и недооценкой  любой другой группы. Если же принадлежность к группе не дает ощущения превосходства над другими, личность может поменять группу. А не добившись успеха и здесь, снижает самооценку, переживает стрессовые потрясения, отклонения в функционировании психики.

Атрибуция – приписывание другому человеку мотивов поведения, личностных характеристик. Не зная причин поведения другого человека или зная их недостаточно, личность приписывает ему мотивы поведения либо на основе своего жизненного опыта, либо на основе сходства поведения представителя данной группы людей с поведением аналогичных групп, о которых оценивающий знает по собственному опыту.

Децентрация – способность  встать на точку зрения другого человека, посмотреть на окружающее его глазами.

Под социальным стереотипом  понимается устойчивое представление  о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Любой социальный стереотип – это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе (этнические и национальные стереотипы). И здесь вопрос, насколько точным является первое впечатление, формирующееся таким путем, очень сложен. Почти каждый взрослый человек способен по внешности, одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие социально-психологические характеристики партнера по общению: психологические черты, возраст, социальный слой, приблизительную профессию. Но эта точность возможна только в нейтральных ситуациях, с возрастанием же заинтересованности друг в друге вероятность ошибок увеличивается.

Причина в том, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять образ партнера, который создается при знакомстве. это регулятор последующего поведения, необходимый для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. В зависимости от того, с кем мы общаемся, наше общение строится различным образом. Для каждой категории партнеров существуют различные “техники” общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важны те характеристики, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и здесь велика вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены действием факторов превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Фактор  превосходства

Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному  потенциалу и т. п., и поэтому возможны ошибки неравенства. При встрече  с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был равен нам. Если же мы его в чем-то превосходим, то недооцениваем такого человека. Причем превосходство фиксируется по одному фактору, а переоценка (недооценка) – по многим. Эта схема работает лишь при очень значимом неравенстве.

Признаки превосходства определяются:

  • по одежде человека, его внешнему оформлению (очки, прическа, драгоценности, машина, оформление кабинета и др.);
  • манере поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).

Эти элементы служат знаками  групповой принадлежности и для  самого человека и для окружающих.

Фактор  привлекательности

Под его действием  какие-то качества переоцениваются  или недооцениваются другими людьми. Если человек нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным. Но в разное время разное считалось привлекательным, у разных народов свои каноны красоты, то есть привлекательность носит социальный характер. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Привлекательность – степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.

Фактор  отношения к нам

Люди, хорошо к нам  относящиеся, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или не согласии с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценивается этот человек. И наоборот, чем выше оценивается человек, тем большее ожидается сходство его взглядов с собственными.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношения к нам. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация (уподобление) – умение ставить себя на место  другого человека и определять, как  бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – понимание  на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько  продумывается, сколько прочувствуется. Такое понимание возможно в отношении  немногих, так как это тяжелая нагрузка для психики.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом  рефлексии. Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Есть два субъекта общения: А и Б. Можно выделить четыре позиции каждого из субъектов общения:

  • А, каков он сам по себе;
  • А, каким он сам видит себя;
  • А, каким его видит В;
  • А, каким ему представляется его образ в сознании В.

ВОПРОС № 13 ФАКТОРЫ,МЕШАЮЩИЕ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ЛЮДЕЙ

Социальные психологи  выделили факторы, мешающие правильно  воспринимать и оценивать людей: 
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. 
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. 
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. 
4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. 
5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне 
личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. 
6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. 
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке 
или событии является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. 
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать это впечатление. 
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках человека, происходящих со временем по естественным причинам. Однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем. 
10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"