Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в Поддорском районном Доме культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Выявитъ наиболее актуальные проблемы социально-культурной деятельности Поддорского районного Дома культуры и определить пути и средства их совершенствования, как одного из условий развития культуры края.
Задачи исследования:
Осуществить анализ инфраструктуры Поддорского районного Дома культуры;
-определить пути совершенствования социально-культурной деятельности РДК;
- обосновать пути и средства использования возможностей РДК для пропаганды национальных культурных традиций.

Содержание работы

Введение ______________________________________________________ 3
Глава 1. Состояние социально-культурной деятельности в Поддорском районном Доме культуры.
1.1.Поддорье и Поддорский район (общая характеристика). ___________11
1.2. Инфраструктура села Поддорье (общий обзор). __________________12
1.3. Состояние социально-культурной деятельности в Поддорье и Поддорском районе ( общий обзор ). ______________________________18
1.4. Инфраструктура муниципального учреждения РДК. _____________ 21
1.4.1. История создания (краткая историческая справка). _____________ 21
1.4.2. Цели, задачи, виды деятельности. ____________________________24
1.4.3. Материально-технический ресурс. ___________________________26
1.4.4. Финансовый ресурс. _______________________________________28
1.4.5. Кадровый состав специалистов муниципального учреждения «Районный Дом культуры». ______________________________________30
1.4.6. Структура районного Дома культуры (см. приложение № 2).
1.4.7. Коллективы художественной самодеятельности РДК. ___________31
1.4.8. Методическая работа. ______________________________________35
1.4.9. Формы культурно-досуговой деятельности РДК. _______________38
Выводы по I главе. _____________________________________________ 40
Глава II. Пути совершенствование социально-культурной деятельности в Поддорском районном Доме культуры. ____________________________44
Вывод по II главе: ______________________________________________52
Заключение ___________________________________________________ 54
Используемая литература _______________________________________ 58
Приложение __________________________________________________ 60

Файлы: 1 файл

олльга курсовая.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

  Для организации обучения  детей с ограниченными возможностями  при школе работает МОУ « Центр психолого – медико – социального сопровождения». Этот центр создаёт условия для работы по оказанию помощи детям от рождения до 3-х лет с отклонениями в развитии; проводит психологические исследования развития личности учащихся 1-х классов с целью повышения их адаптации к условиям школьного обучения, организует психологические исследования учащихся 5-х классов с целью изучения проблем преемственности при переходе учащихся в основную школу, продолжает работу по организации обучения детей с глубокой умственной отсталостью.

   На территории с. Поддорье находится государственное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения области Социальный приют для детей «Берёзка». Совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи, обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социальную, психологическую, образовательную и иную помощь детям и их родителям, законным представителям. В данный момент в приюте проживают и проходят реабилитацию 16 детей.

  В дошкольном образовательном  учреждении детский сад «Колобок» воспитывается 99 детей дошкольного возраста. В детском саду работают 17 специалистов, которые развивают у детей индивидуальные способности, укрепляют их физическое и психическое здоровье, делают необходимую коррекцию нарушений развития детей, оказывают помощь родителям в воспитании детей. В Поддорье проблем получить место в детском саду нет, есть проблема – «где взять детей»!

 

 

1.3. Состояние социально-культурной  деятельности в Поддорье и  Поддорском районе ( общий обзор  ).

 

  В Поддорье и Поддорском  районе сосредоточены следующие  учреждения культуры: 9 Домов   культуры и 4 сельских клуба (в них – 11 киноустановок), централизованная библиотечная система с 9 филиалами, районный Дом народного творчества, детская музыкальная школа с филиалом в с. Белебёлка, краеведческий музей.

  «Кадры решают всё» - этот  лозунг и сегодня актуален  для нас. Ведь работа любого учреждения зависит прежде всего от людей, которые в нём работают.

  В учреждениях культуры работают 75 специалистов культурно – досугового  профиля. Среди них 20% имеют  высшее образование, 30% - среднее  специальное, 0,3% обучаются заочно  в высших учебных заведениях, 4,5% - в средних специальных. Уровень образования работающих в сфере культуры удалось не только сохранить, но и повысит за счёт предоставления возможности обучения в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. За счёт средств местного бюджете (50% от стоимости обучения) обучено « человека, за счёт средств области- также 2 человека. Самостоятельно получили образование 4 человека.

  Однако, вызывает беспокойство  недостаточный приток в сферу  культуры молодых специалистов. Такая ситуация вызвана прежде всего:

- низким уровнем заработной  платы в отрасли;

- демографической ситуацией;

- отсутствием государственного  механизма распределения и закрепления  выпускников в сельской местности;

- отсутствием жилья  и др.

  Несмотря на то, что работники культуры на  селе пользуются определёнными  льготами, существует опасность  потери квалифицированных кадров  в связи с переходом специалистов  в другие сферы, в том числе  – коммерческие структуры. Кроме  того, отсутствие социальных гарантий для специалистов сферы культуры существенно влияет на имидж работника культуры, снижает интерес подросткового поколения к этой профессии.

  Развитие сферы  культуры осуществляется в соответствии  с утверждёнными основными направлениями,  определёнными районной программой «Культура Поддорского района 2006-2010 годы», которая предусматривает:

- возрождение традиций;

- развитие народного  творчества;

- совершенствование культурно-досуговой  деятельности;

- совершенствование системы  информационно-библиотечного обслуживания населения;

- совершенствование и  улучшение кинообслуживания и  видеопоказа.

 Одним из приоритетных  направлений деятельности в сфере  культуры по-прежнему является  обеспечение доступа к ценностям  и услугам в сфере культуры  всех слоёв населения.

  Для  улучшения  досуга населения, для развития  народного творчества и народных  традиций организуются Дни посёлков, праздники, фестивали, смотры-конкурсы, выставки самодеятельных художников, мастеров декоративно-прикладного  искусства. В культурно-досуговой деятельности участвуют различные слои населения района, в том числе и люди с ограниченными возможностями здоровья.

  Учреждения культуры  района тесно сотрудничают и  с общественными организациями:  советом ветеранов, женсоветом, с  обществом красного креста, а также с отделом по делам молодёжи и спорту, отделом социальной защиты населения.

  Библиотеками района  накоплен большой опыт работы  по библиотечному обслуживанию  населения. Но потребности читателей  изменяются. Обусловлено это увеличением  объёмов потребляемой информации, изменением темпов жизни. Особое место в работе библиотек уделяется обеспечению права граждан на доступ к информации.

  Сегодня Поддорская  районная библиотека (только одна  в районе) оснащена компьютерами, есть выход в Интернет.

  Существуют и другие серьёзные проблемы в библиотечном деле. Книжные фонды находятся в ветхом состоянии. Поступление новой литературы уменьшается. Сокращается количество читателей, в том числе и детей. Это вызвано, помимо демографических причин, утратой интереса к чтению, на что также влияет недостаточная обеспеченность библиотек новой литературой.

  В Поддорской музыкальной  школе и в её филиале сохраняется  и развивается система художественного  образования детей. Обучение проводится  в соответствии с учебными  программами и учебными планами. На протяжении последних лет контингент учащихся остаётся стабильным, что свидетельствует о сохранении потребностей детей к получению художественно-эстетического образования. Совершенствуется система выявления и поддержки одаренных детей. Наиболее перспективные учащиеся направляются на консультации и мастер-классы ведущих специалистов НОКИ им. С. В. Рахманинова.

  Вместе с тем,  школе недостаёт средств на  приобретение и ремонт музыкальных  инструментов, необходимого оборудования, технических средств, средств обучения и др. Из-за отсутствия финансирования одарённые дети не могут выезжать так часто, как этого бы хотелось, на концерты выдающихся мастеров музыкального, театрального и хореографического искусства, на конкурсы и фестивали, проводимые в других регионах.

  Тем не менее,  в школе есть учащиеся, которые  получают стипендию губернатора  Новгородской области и стипендии  органов местного самоуправления.

  Состояние материально-технической  базы остаётся одной из самых  серьёзных проблем деятельности культурных учреждений Поддорского района. В условиях ограниченного финансирования материально-техническая база большинства учреждений продолжает ухудшаться, что препятствует проведению полноценной работы по обслуживанию населения. Остро ощущается нехватка сценического оборудования, звуковой и светотехнической аппаратуры, мебели, музыкальных инструментов, автотранспорта и др.

  Для решения проблем  материально-технического обеспечения  учреждений культуры в сельской  местности необходима реальная поддержка со стороны  областных органов управления культуры и органов местного самоуправления. А результатом этой поддержки должно стать улучшение качества работы учреждений, сохранение единого культурного пространства

расширение доступа  к культурным ценностям всех слоёв населения.

 

1.4. Инфраструктура  муниципального учреждения РДК.

1.4.1. История  создания (краткая историческая  справка).

  В 1954 году в Поддорье завершилось строительство первого Дома культуры.

«Это было одноэтажное  здание, построенное в виде барака, общей площадью – 100 кв. метров» - рассказывает Бойцова Валентина Николаевна, одна из первых работников Дома культуры, ныне – Заслуженный работник культуры РФ, председатель Совета ветеранов Поддорского района (см. приложение №3).

«Зал, сцена, на сцене -  две артистические, вот и всё, что составляло внутренний интерьер здания. Отопление было печное. Отапливалось помещение 4-мя печками.

Электричества не было, его  провели только в 1956 году. А до этого  Дом культуры освещался керосиновыми лампами, украшенными абажурами. 3 –  в зале, 3 – на сцене. Вот и весь свет.

В штате – 4 единицы: директор, художественный руководитель, уборщица и истопник.

Первым директором Дома культуры был Григорьев Владимир Петрович, а художественным руководителем  – Николаева Анна Гавриловна.

В 1955 году в Поддорье приехала Васильева Тамара Гавриловна, которая  владела игрой на баяне. Она организовала хор, который насчитывал 40 человек. Позже её заменил замечательный музыкант, прекрасный баянист – Ястребов Иван Афанасьевич, который работал с хором до 1976 года.

Стала развиваться кружковая  деятельность.

Помимо хорового кружка был организован и танцевальный.

По вечерам Поддорская молодёжь собиралась в ДК на танцы. Танцевали под патефон.

К красным датам календаря  – День Победы, 1 мая, 7 ноября, 23 февраля, 8 марта,  участники самодеятельности готовили концерты. Концертам обязательно  предшествовала лекция, которая должна была длиться не менее 40 минут.

Проводились тематические вечера, устные журналы, музыкально –  литературные композиции.

Но каждое культурное мероприятие обязательно должно было быть одобрено комиссией, состоящей  из работников райкома партии, которые  приглашались на генеральную репетицию. Это была так называемая «приёмка» мероприятия.

При Доме культуры существовала агитбригада, в состав которой входило 7-8 человек (см. приложение №3). Агитбригаду  обязательно возглавлял работник парткомитета. В обязанности агитбригады входило культурное обслуживание населения Поддорья и Поддорского района.

По району ездили на грузовой машине, называемой «полуторкой». Но не везде можно было проехать на машине. Зачастую приходилось идти пешком, с торбой за плечами. Бывало, что  по лесу приходилось идти не один час, чтобы добраться до очередной отдалённой деревни. Такие походы агитбригады длились иногда до 2-х недель.

Во многих отдалённых сёлах и деревнях даже клубов не было. Были избы-читальни, которые заменяли и библиотеку и клуб. Там участники агитбригады и выступали.

Люди с нетерпением  ждали «артистов». С удовольствием  их кормили, предоставляли ночлег.

В обязанности агитбригады  также входило:

- ежедневная работа  в поле (2-3 часа);

- выпуск «Молнии» о  передовиках данной местности;

- разработка сценария  выступления.

Очень популярными в  то время были инсценированные песни («Лапти», «Как родная меня мать провожала»).

Выступление участников самодеятельности также начиналось с лекции. Тематика: «Весенний сев», «Уборка урожая», «Жатва», «Сенокос» и другие (агитбригады работали в весенне-летний период).

  В 1961 году, по инициативе  секретаря райкома партии- Устинова  Геннадия Михайловича началось  строительство нового Дома культуры, который открылся в 1962 году.

Вместе с новым зданием  появились и новые художественные коллективы. Увеличился штат работников. Появились новые молодые специалисты, приехавшие по распределению в сельскую местность, полные энтузиазма и творческой энергии. Исполнительское мастерство участников самодеятельности стало заметно расти. Стали организовываться гастрольные поездки по области  и за её пределами, а позднее и за рубеж. Появились и первые творческие победы на конкурсах и фестивалях. Авторитет работников Поддорского районного Дома культуры в глазах населения значительно возрос».

Сегодня 2007 год.

Каково же состояние  социально-культурной деятельности Поддорского  районного Дома культуры на современном  этапе развития человеческого общества?

В своих исследованиях  мы, в первую очередь, проведём анализ инфраструктуры РДК.

 

1.4.2. Цели, задачи, виды деятельности.

 

Муниципальное учреждение «Районный Дом культуры» создано  в целях:

организации досуга и  приобщения жителей муниципального образования к творчеству, культурному  развитию и самообразованию, любительскому  искусству и ремёслам.

Задачами учреждения являются:

- удовлетворение потребностей  населения в сохранении и развитии  традиционного народно - художественного  творчества, любительского искусства,  другой самодеятельной творческой  инициативы и социально-культурной  активности населения;

- создание благоприятных  условий для организации культурного  досуга и отдыха жителей муниципального  образования;

Информация о работе Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в Поддорском районном Доме культуры