Современные теории истоков и эволюции культуры египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

Введение  
 
           Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые  делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие  определялись как ранним зарождением  классовых отношений и государства, так и довольно изолированным  географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних  египтян, а следовательно, и заимствование  культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток  на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня  с ее зноем, пыльными бурями и хищными  зверями определили специфику египетского  мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной  властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные  новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом  было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения  новых элементов, новых идей и  новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле  традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально  новые явления, сколько как совершенствование  уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

  1. Современные теории истоков и эволюции культуры египтян

 
          Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской цивилизации, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего ранее воцарения династии, и продолжали существовать после утраты Египтом независимости, в римско-византийский период. 
 
          Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени — свыше 4 тысяч лет. Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Доисторическая культура Египта на мерный взгляд настолько не схожа с культурой времен фараонов, что ее поспешили объявить неегипетской. Дальнейшее исследование первобытных культур Египта поставило вопрос об африканских корням египетской цивилизации. Африканская по происхождению древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо. Только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно. Культура Древнего Египта — одна из древнейших великих культур мира — расцвела в плодородной долине Нила. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству поселения в долине Нила становятся более постойными, этнический состав — более стабильным. Хозяйственная и этническая стабильность — одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая в соответствующих условиях дала тот неожиданный «взрыв», благодаря которому Египет переступил грань доистории.  
 
         Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации — в сфер е материальной (изготовление медных орудий, развитие скотоводства (ремесла, обмена), в сфере социальной (появление имущественно дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, сложение специфических египетских черт искусства) — и, наконец, появление иероглифического письма позволили культуре проявить свой характер уже именно как египетской. Это небольшой отрезок истории  - конец додинастического периода (3300—3000 гг. до н.э.) и                                                                       Раннее царство — время возникновения и сложения единого египетского государства. С объединением двух царств, первых политических объединений в дельте Нила, и начинается история Египта. Впоследствии этому объединению древние египтяне придавали огромное значение, что в символической форме отразилось во многих произведениях искусства. 
 
          Фараоны со времени объединения стали носить двойную корону, в которой были как бы объединены белый венец и красная корона правителей Юга и Севера. В архитектуре Древнего Египта постоянно присутствовала тема единения Египта: в одной постройке зачастую чередуются колонны, капители которых были выполнены в форме цветков лотоса и цветков тростника (символы Севера и Юга). 
 
          Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. И одной из ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. 
 
         На протяжении свыше четырех тысячелетий в Древнем Египте развивались архитектура и искусство одного из первых в истории классовых обществ. Под властью фараонов, знати и жрецов были сосредоточены невиданные до того средства и рабочая, сила. Резко шагнули вперед научные знания и технический опыт. Это дало возможность создать обширную систему ирригационных сооружений, на которой держалось земледелие Египта, позволило возводить мощные укрепления, сооружать монументальные каменные здания и, в первую очередь, отвечающие требованиям обожествленной власти и религии храмы, гробницы, дворцы, создавать грандиозные статуи, монументальные рельефы и росписи. Во славу фараонов, во славу идей их непостижимости и незыблемости их власти, на которых они основывали свое деспотичное правление, создавалось и египетское искусство. Египтяне явились одними из создателей важного вида поселения человека — города. Они великолепно владели обработкой камня (раскалывали его деревянными клиньями, которые поливались водой и от этого разбухали, обрабатывали его бронзовыми зубилами, полировали камнем и песком) и различных металлов, приемами добывания и составления красок, резьбой по дереву и кости, изготовлением изделий из стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. 
 
          В IV тысячелетии до н.э. зодчество делает первые шаги от хижин из глины и тростника к постройкам из дерева и кирпича-сырца. Росписи в гробницах, на сосудах, рельефы на предметах культового назначения были связаны с заупокойными обрядами. Определились правила изображения человека — голова и нижняя часть тела давались в профиль, а плечи и глаз — в фас; приемы изображения реки, озера, дорога, как бы увиденных сверху. Широчайшее развитие получила скульптура различных типов и видов — от монументальных статуй до мелких статуэток Большинство произведений искусства имели религиозное назначение, и религия закрепила в виде незыблемых правил-канонов многие черты древнейших памятников искусства. Художники обязательно должны были следовать этим правилам, при этом они достигали блестящего мастерства.

  1. Древнеегипетская мифология и религиозные культы

 
          Египтяне поклонялись многочисленным божествам. B одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране.  Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.  
 
          Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона (все многообразие богов и божеств кой - либо религии). Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гводями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.  
 
          Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна. Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира. Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.

  Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

     В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Культы Древнего Египта направлены на выживание и поддержание существовавшего строя, и из них можно выделить основные:

  • культ царствующего фараона;

Особую роль в Древнем Египте играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную  природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле  фараон-бог правил как воплощение Гора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира.

Как и всякое божество, фараон, как  царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был  сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой  человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление  фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного  главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло  эту власть в интересах господствующего  класса.

Культ фараона проявлялся в Египте во множестве обрядов: так, когда  наступало время разлива Нила, фараон бросал в реку свиток, в котором  содержался приказ начать разлив, он же срезал первый сноп на древнеегипетском празднике жатвы и приносил благодарственную жертву богине урожая Рененут в конце  сезона полевых работ. Хотя наиболее ярко культ фараона выражен в  погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого  египтянина — члена общины. Сама пирамида символизирует собой лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками в древности обозначали солнечные  лучи (вершинами примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального  обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное  по Нилу.

  • культ священных животных;

Начало культа животных относится  в династическом Египте к очень  глубокой древности. Культ этот проявляется  в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного  или антропоморфному божеству с  частью тела животного. Наиболее распространёнными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея; культы остальных животных носили локальный характер. Часто бывало так, что животное, считавшееся священным в одном номе, не считалось таковым в другом номе: там его могли убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей. На ибиса, коршуна и сокола охота былаа запрещена всегда и везде, на львов - только в дни праздника богини Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком много и они начинали представлять опасность для людей и скота.

Умершее священное животное, если смерть наступала в номе - центре его культа, бальзамировали, клали  в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме. Мёртвых кошек  хоронили в Бубастисе, в специальном  священном склепе, ибисов доставляли в Гермополь, быков хоронили в  том месте, где они умирали, на западном берегу Нила, мёртвых коров  бросали в Нил. Среди археологических  находок встречаются саркофаги  жуков, ихневмонов, змей, рыб.

Священные быки и коровы.  
          Культ быка связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков. Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о Небесной Корове.  
   

Наиболее почитаемым быком  был Апис (егип. Хапи) - душа Ка мемфисского  Птаха, олицетворение плодородия и  душа Хапи-Нила и Ба Осириса как  бога возрождающейся природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову и от него она рождает золотого телёнка - солнечный диск. После смерти Аписа его душа воссоединяется с  Ба Осириса.  
   

Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (егип. Немур). Мневис считался душой  Ка гелиопольского Ра и "живым воплощением" бога Солнца. Бык Бухис, или Бакис (егип. Бха) считался душой Монту  в Гермонте и связывался также  с культом Осириса. Бухис был  чёрным (правда, предполагалось, что  цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного  пути Солнца) и изображался с солнечным  диском между рогов. Обожествлены были также белый Бык Мина, Бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий  её).

Информация о работе Современные теории истоков и эволюции культуры египтян