Современные теории истоков и эволюции культуры египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

 

Во времена первых династий для фараона возводилось две  гробницы: на территории Верхнего и  Нижнего Египта. Это делалось для  того, чтобы уравнять полномочия обеих  частей, показать, что фараон благосклонен к ним одинаково. Где именно на самом деле погребали фараона, было неизвестно. Возможно даже в ином месте. Гробницы имели вид "мастабы" - прямоугольного сооружения, с сужающимися  кверху краями. В переводе с арабского "мастаба" означает "скамья". На ее внутренних стенах не наносились какие-либо рисунки и надписи. А  вместе с фараоном в другой мир  уходили не только драгоценности  и предметы быта, но и рабы и прислуга. Их приносили в жертву. Но уже  к началу правления второй династии жертвоприношения прекратились. А слуг заменили ушабти - небольшие статуэтки  в виде мумий, оставляемые обычно в количестве 365 штук, равными числу  дней в году. Начиная с третьей  династии, на стенах мастаб фараонов уже  начали появляться надписи и рисунки, рассказывающие о жизни на земле, показывающие, насколько человек  был богат. Они должны были обеспечить аналогичное существование и  в загробном мире. Считалось также, что там душе необходимо есть и пить, поэтому в гробнице оставляли еду, воду, а иногда даже вино.

В более поздние времена  еда была заменена на символические  канопы. Кроме этого в гробнице оставляли различную утварь: посуду, лежанки, украшения, принадлежавшие человеку при жизни. Для фараонов и их семей  в основном возводились раздельные гробницы, но для нижестоящих лиц  практиковалось строительство совмещенных  семейных мастаб.

 

С конца правления третьей  династии для фараонов стали возводиться  пирамиды. Первая пирамида была построена  архитектором Имхотепом для фараона  третьей династии Джосера. И получила название ступенчатой пирамиды, так  как имела вид шести мастаб, поставленных друг на друга. Строительство  пирамид достигло своего пика во времена  правления четвертой династии. Это  было связано с распространением культа бога солнца Ра. К этому промежутку времени относятся три великие  пирамиды: Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески Хеопса, Хефрена и Микерина). Их способ построения и форма резко  отличается от первой. Рядом с большими пирамидами иногда возводились маленькие  для жен фараона и приближенных. Тут же стояли заупокойные храмы, в которых жрецы молились о  хорошей участи души. К началу правления  восемнадцатой династии стало ясно, что выделяющиеся на общем фоне мастабы  и пирамиды способствуют их разграблению. Многие из них были разграблены ещё  в древности. С этого момента  захоронения стали проводиться  в скальных гробницах, скрытых от глаз людей. Также от расхитителей должны были защищать различные ловушки, потайные ходы, ложные двери и небольшие  таблички с проклятиями: "Смерть раскинет свои крыла над тем, кто  нарушил покой фараона" или "Дух  смерти обовьет шею грабителя  и свернет ее, как гусиную". Но и это не помогало. Единственной, дошедшей до нас в не разграбленном  состоянии гробницей стала гробница фараона восемнадцатой династии Тутанхамона. В этот период на стенах гробниц изображалось путешествие  души по Дуату, обеспечивающее безопасное прохождение этого пути.

 

Непременным атрибутом захоронения  являлась "Книга мертвых". Книга  Мёртвых посвящена странствиям  покойного в Именти, где он общается с бестелесными богами и иными  обитающими там существами, читая  молитвы и распевая гимны великим  богам, повторяя магические формулы, способные  уберечь его от недругов, которые  чинят ему препятствия. Книга  Мёртвых призвана была дать покойному  возможность восторжествовать над  всеми обитателями загробного мира. Некоторые тексты, чтобы принести пользу покойному, должны были писаться на амулетах и погребальных пеленах. Содержание одних глав сводится к  описанию устройства погребальной камеры и касается наиболее значительных предметов  заупокойного имущества. Другие содержат текст отрицательной исповеди покойного перед советом 42 богов и описывают сцену взвешивания сердца на Суде Осириса.

Во времена Древнего и  Среднего царства немногие могли  позволить себе взять её с собой. Ведь нанесение текстов на стены  гробниц или саркофагов являлось дорогим удовольствием. Но после  начала правления восемнадцатой  династии любой житель, способный  оплатить работу писца, мог позволить  изготовить себе любой нужный отрывок  из книги. Более точное название "Книги  мертвых" звучит как "Изречения  выхода в день" - "Эр ну перэт  эм херу". В принципе, самой книги  как таковой в нашем понимании  этого слова, не существовало. Она  представляла сборник заклинаний и  предупреждений о путешествии по загробному миру. В некоторых вариантах  даже предлагалась карта. Ведь в данной ситуации было важно все: куда пойти, что сказать, что ответить, как  себя повести. В разные промежутки истории "Книга мертвых" переписывалась, вносились изменения, связанные  с главенствующим культом. Египтологами принято выделять три основные редакции "Книги мертвых":

1. Гелиопольский вариант - изготовленный при правлении пятой и шестой династий, написанный курсивными иероглифами на стенах гробниц и саркофагов.

2. Фиванский вариант - изготовлен при правлении восемнадцатой - двадцать второй династий и написан иератическим письмом на папирусах и саркофагах фараонов.

3. Сайтский вариант - был написан при правлении двадцать шестой - тридцать второй династий иератическим и демотическим письмом на папирусах и саркофагах.

Эти документы позволяют  понять, что же происходило с душой  по представлению древних египтян  после смерти человека. Человек состоял  из нескольких частей: Саху -духовное тело, Ху - дух, Ба - душа, Ка - жизненная сила или двойник, Сехем - сила, Аб - сердце, Хайбит - тень, Рен - имя, Хат - физическое тело. После смерти физического тела Хат, единство нарушалось. Для того, чтобы воскреснуть в загробном  царстве, необходимо было собрать все  составляющие снова.

 

Ка жила в гробнице, в  мумии, статуэтках или в изображении  хозяина. Она изображалась в виде поднятых к небу рук с развернутыми ладонями. Но Ка имел лишь фараон и приближённые к нему особы. Ба же была у каждого живущего. Она изображалась в виде птицы с человеческой головой. Именно душе предстояло отправиться в царство мертвых. И воссоединиться с остальными составляющими. Первым этапом являлся подземный мир, где жили демоны-разрушители. Здесь находилось девять дверей, за которыми скрывались испытания. Одно из них представало в виде змеи, кольца которой означали привязанность к земной жизни. Чтобы пройти через это испытание, должно было открыться собственное зрение. В помощь этому и проводилась церемония отверзания глаз. На втором этапе в подземном царстве душа должна была столкнуться с демонами тьмы, которые являлись в виде собственной тени, означающей все темные стороны человека. Если светлых сторон оказывалось больше, то открывался рот, а значит, приходила способность говорить, есть и пить.

Затем душа обретала имя  Рен, вспомнив, кто она такая. После  чего приходило осознание всего, что есть, было и будет. Именно в  помощь этому проводилась церемония  отверзания уст. Далее душа находила свое сердце Аб, чему соответствовала  церемония отверзания сердца. Третьим  этапом испытания являлось путешествие  по загробной реке в ночной барке  Месехтет вместе с богом солнца Ра. Оно длилось 12 часов. В первые 3 часа все шло спокойно, барка плыла  по водам реки вдоль берегов, на которых  другие души радостно приветствовали солнечного бога. Затем течение реки вместе с баркой устремлялось по крутому  спуску вниз в сердце подземного мира. Постепенно вода иссякала и барка  начинала скользить по песку. На 6 часу путешествия душа достигала глубин реки и попадала в гробницу Осириса (называемую в земной жизни Кенотаф). Здесь Ба должна была победить пространство и время, чтобы соединиться со своим телом Хат, подобно самому Осирису, воскресшему по легенде.

 

После этого душа обретает силу, способную пройти все препятствия  и добраться до Зала Двух Истин  Чертога Маат, где и свершится  суд. На протяжении всего пути ей помогает бог Анубис. В Чертоге Маат - богини правды и справедливости душу уже  ожидал Осирис, изображавшийся в виде человека с зеленой кожей в  белых одеждах и 42 бога. Им она  перечисляет по очереди все те грехи, которые не совершала при  жизни. Список грехов был необъятен. В него входили и такие действия, которые с точки зрения современного человека грехами не являются. Например, ловить рыбу в священных водах  или плохо о себе говорить. Затем  Ба рассказывала, чего добилась в жизни. Бог Мудрости Тот брал сердце покойного  и клал на одну чашу весов, а на вторую в противовес - перо истины Богини Маат. Если сердце человека грешно, то оно  перевешивало перо. В этом случае сердце незамедлительно съедало чудовище Амут, изображавшееся в виде смеси  различных животных. Здесь и приходила  незамедлительно окончательная  смерть. Сердце праведного человека оказывалось  легче пера Маат и душа допускалась  на поля Иалу. В ином случае душа перевоплощалась, чтобы получить опыт в следующей  жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в  Древнем Египте люди еще при жизни  стремились к совершенству, а по ее окончании должны были обрести  свободу и попасть в мир, где  они могли бы наслаждаться счастливой вечной жизнью.

  1. Феномен сакрализации власти фараонов

Первой и чуть ли не самой главной  чертой древнеегипетской цивилизации  является сакрализация государственной  власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших до и после  нее цивилизаций, максимально возможной  формы.

Сакрализация (от лат. sacer— священный) обозначает процесс наделения светского  учреждения или института, в данном случае — царской власти, священными свойствами, т. е. тем, что относится  к религиозному культу и ритуалу.

Египет стал первым в истории  государством, претендовавшим на мировое  господство. Во главе стоял фараон. Он имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми  ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — ном — совпадало с понятием государства.

Сильная централизованная власть покоилась  на доктрине божественного происхождения  фараона. Фараон считался человеком-богом, а не верховным жрецом. В этом важное отличие египетского правителя  от других древневосточных владык.

В руках фараона сосредотачивались  все функции верховной власти: правителя, военачальника, законодателя и судьи. Исполнение каждой обязанности  определялось тщательно разработанным  церемониалом, призванным демонстрировать  подданным божественную природу  фараона. С теми же целями возводились  и грандиозные пирамиды. Церемониал пронизал все уровни иерархической  пирамиды власти. На каждой ступеньке  существовал свой кодекс служебного поведения и обращения к вышестоящему лицу.

Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена  у неандертальцев, получил у египтян наивысшее развитие, стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя, масштабность самого погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних египтян и сохранились вплоть до XX столетия, так же как прежде символизируя вечность и несокрушимость централизованной власти.

  1. Искусство Древнего Египта: специфика и идеалы

Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

Архитектура Древнего Египта

Древнеегипетская архитектура  отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на её развитие, как, например, в Европе. Ещё одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

В Египте было мало архитектурных  форм, характерных для этого государства, это также объяснялось ограниченностью  строительного материала. Основными  архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна .

Последний фактор, который  играет большую роль в развитии архитектуры  большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптура

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют  первоначальную форму каменной глыбы  или куска дерева, из которого она  высечена.

Существовал очень строгий канон  создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Живопись

Меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там  рисунки были только на поверхности. Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные.

Информация о работе Современные теории истоков и эволюции культуры египтян