Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:32, контрольная работа
Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.
Священные птицы
Богами
считались мифические священные птицы
- Вену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших
в действительности, наиболее почитаемыми
были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное
убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Культ ибиса,
священной птицы Тота, был распространён
повсеместно. Ибис олицетворял мудрость,
спокойствие и грациозность, почитался
как змееборец.
Соколу поклонялись в
Египте с древнейших времён в связи
с представлениями о солнечном
диске как о правом глазе бога
Хора, который мыслился как летящий
сквозь пространство сокол. Позднее
сокол ассоциировался с "душой"
Ба, изображавшейся в виде сокола с
человеческой головой; считался священной
птицей Ра, Хора - сына Исиды, Монту; на
протяжении всей истории египетской
религии считался покровителем и
защитником фараонов.
В Египте, кроме того, было распространено почитание коршуна - птицы, символизирующей небо и посвященной богиням Мут и Нехбет; ласточки (в связи с мифом об Исиде, которая в облике ласточки летала вокруг колонны с трупом Осириса; кроме того, с прилётом ласточек связывались разливы Нила), гусей, считавшихся священными птицами Амона, Амона-Ра и Геба и олицетворявших Великого Гоготуна; очень редко - цапли, в виде которой изображался Вену.
Крокодилы, бараны
Крокодилам поклонялись
во многих местах, но особую значимость
культ их приобрёл в Фивах и
в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне,
где при фараонах XII династии была
создана грандиозная система
оросительных сооружений, появилось
водохранилище и развелось
Крокодилы олицетворяли бога
нильских вод Себека, им приписывалась
способность повелевать разливами
Реки, приносящими на поля плодородный
ил. Подобно тому, как по особым признакам
отбирался бык Апис, в Фаюме, в
главном культовом центре крокодилов
и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь)
искали крокодила, подходящего дня
того, чтобы стать воплощением души Ба Себека.
Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с душой Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Эсне и на Элефантине бараны считались воплощением Ба Хнума, в Гераклеополе - Херишефа, в Фивах – Амона (-Ра) (баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами).
Кошки, павианы, шакалы,
Кошка, священное животное
богини Баст, почиталась повсеместно,
но особенно в Бубастисе. О культе
кошек упоминает Геродот, культ
их связывался с тем, что они истребляют
грызунов - врагов урожая. В эпоху
Древнего царства кошки ассоциировались
с богами-змееборцами; известен (плохо
сохранившийся) миф о кошке - дочери Солнца
и его Оке (поэтому на груди у статуэток
священных кошек часто изображали Око
Уаджет). Умерших кошек бальзамировали
и хоронили в особом святилище при храме
богини Баст в Бубастисе.
Павиан - кинокефал считался
священным животным Тота. Культ его также
связывался с солнечным культом (поскольку
при восходе Солнца горные павианы издают
радостные крики), с почитанием Луны и
с заупокойным культом (павиан упоминается
как один из стражей входа в Дуат). Священные
павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми
пальмами; дрессированные павианы участвовали
в религиозных мистериях.
Шакалы ассоциировались с западом, пустыней и богом Анубисом; культовым центром собак и шакалов был Кинопольский ном. Почитание волков связывалось с культом Упуаута.
Гиппопотамы, львы, свиньи
Почитание гиппопотама связано
с культом Таурт, изображавшейся
в виде беременной самки этого
животного, однако, несмотря на популярность
Таурт, культ гиппопотама особого
распространения не получил: гиппопотамы
почитались только в Папремитском округе
и ещё в некоторых местах. Иногда
гиппопотамы считались
Львы символизировали могущество
богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь
фараона. Их культ носил локальный характер.
Культовый центр – Леонтополь (греч.).
Свинья в Египте считалась нечистым животным, ассоциировалась с Сетом, но в то же время с древнейших времён ассоциировалась с небом, и в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе иногда изображалась Нут.
Ихневмон, еж, лягушка
Ихневмон
(мангуст), зверёк, обладающий иммунитетом
против змеиного яда, истребитель гадов
и грызунов, почитался прежде всего как
змееборец; в одном из мифов Ра побеждает
Апопа в образе ихневмона. Ихневмоны легко
приручаются, их часто держали в домах
для защиты от змей и крыс. Священным животным
ихневмон стал считаться с периода правления
XXII династии, однако упоминания его в религиозных
текстах встречаются и раньше. Ихневмоны
посвящались Солнцу, Ра и Уаджет.
Ёж почитался как змееборец
и ассоциировался с Ра. Культ ежа
был распространён повсеместно.
В виде этого животного часто
изготовляли сосуды для
Лягушка почиталась из-за своей
плодовитости (что символизировало
плодородие); ей приписывалась власть
над разливами Реки, от которых
зависел урожай. Кроме того, в
Египте существовало поверье, будто
лягушка обладает способностью самозарождения,
поэтому она связывалась с
загробным культом и
Насекомые, рыбы, змеи
Священным
считался навозный жук - скарабей. Культ
его связывался с культом Хепри. Существовало
поверье (как и относительно лягушки),
будто скарабеи обладают способностью
самозарождения. Изображения скарабея
служили амулетами, защищающими от сил
зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после
Из насекомых
почиталась также ядовитая многоножка
Сепа, священное насекомое Атума.
Культ рыб
возник ещё в Додинастическую эпоху. Священными
в Египте были оксиринх и лепидот. Лепидот
- чешуйчатая (ныне вымершая) рыба - считался
священным животным Мехит; был посвящен
богу Хапи. Культовый центр Лепидота -
Тис (греч. Лепидотополь) в VIII верхнеегипетском
номе.
О погребениях
священных змей пишет Геродот: согласно
ему, змеи посвящались Амону(-Ра) (которого
эллинский историк отождествляет с Зевсом)
и хоронились в Карнакском храме.
В некоторых областях современного Египта до сих пор почитают священных животных. Только в разных районах - разные животные. Одними из самых популярных культов по прежнему остаются культ кошки, быка и ибиса.
Природные явления египтяне тоже наделяли
сверхъестественной силой. Безжизненные
пустыни, в которых бушевали песчаные
вихри и бродили опасные
Позднее египтяне стали почитать землю как символ плодородия и ее бога — Геба. Но без воды земля мертва. Поэтому вода считалась главной природной стихией, несущей жизнь всему живому, что есть на Земле. Свою главную реку — Нил — египтяне почитали как великое божество. Все мелкие ручьи и источники также имели собственных богов или духов. А царил над ними бог водной стихии — Собк. Обычно этого бога изображали в виде крокодила или человека с головой крокодила. Культ воды в Древнем Египте выражался в сложных ритуалах очищения, которые обязаны были выполнять все египетские жрецы. Засушливым летом люди обращались к водной стихии с призывом пролить на землю долгожданную влагу: «Приди, вода, и да живут находящиеся на Земле!»
Грозная стихия огня, по мнению египтян, была тесно связана с водой. Жители Древнего Египта полагали, что любой человек, попадая в загробный мир, сталкивается там с «огненным островом» и «пламенным озером». На этот случай у египтян существовали специальные заклинания, которые должны были оградить человека от огненной силы.
Солнце египтяне считали стихией небесного огня, дарящего тепло и свет людям. Центром солнечного культа был город Иуну (греки называли его Гелиополь — «город Солнца»). На протяжении всей истории Древнего Египта Гелиополь был важнейшим религиозным центром. Позднее культ Солнца превратился у египтян в культ верховного бога Солнца — Ра. Его детьми считались близнецы ТТТу (воздух) и Тефнут (вода). От них появились на свет Геб (земля) и Нут (небо). У них, в свою очередь, было четверо детей. Осирис символизировал разливы Нила, Исида — плодородие, Сет — засуху, а Нефтида — пустыню. Осирис одновременно был главным богом царства мертвых, а его сестра и жена Исида символизировала царский трон. Не менее важным богом был сын Осириса — Гор. Египтяне изображали его в виде сокола или солнечного диска с птичьими крыльями. Согласно древней легенде, он сам когда-то правил Египтом, поэтому все фараоны считались его наследниками.
Одним из важнейших культов Древнего Египта являлся загробный культ. Почитание мертвецов, память о предках – основа любой культуры, преемственной по самой своей сути. Однако в Древнем Египте загробный культ принял совершенно уникальную форму, не имеющую ничего общего с традициями других культур. Египтяне верили, что после смерти физического тела душа переходит в загробный мир и продолжает своё существование там. Этот мир создан по образу и подобию земного. Всю свою земную жизнь каждый египтянин должен был готовиться к жизни после смерти. Именно по этой причине большинство из сохранившихся памятников Древнего Египта служили гробницами и заупокойными храмами. Эти сооружения, в отличие от жилых помещений, которые возводились из глины, должны были стоять вечно, чтобы обеспечить душе спокойную жизнь в загробном мире. По представлению древних египтян мир делился на три части: Земля, Небо и Дуат - загробный мир. Кроме того, им свойственно было относить части света к разным мирам. Так запад предназначался для мертвых, где и находился Дуат. Через него каждый день, прежде чем возродиться в ипостаси Хепри - бога восходящего солнца, бог солнца Ра проплывал на своей ночной барке Месехтет. Восток же предназначался для живых. Здесь возводились города и поселения. Дуат не мог находиться в определенном месте: на небе или под землей. Скорее речь шла о параллельном мире, где, как и на земле текла река Нил, на полях рос урожай, в полном разгаре шла жизнь людей. Это место называлось полем Иалу - подобие рая. Но не во всем загробном мире существовало такое блаженство. Дуат делился на 12 частей под названием пилоны: Сехет - поле, Нут - город, Арит - зал, Герерт - круг и т.д.
Первой стадией в подготовке
к загробному путешествию души являлось
бальзамирование. Но оно получило свое
распространение лишь после объединения
Верхнего и Нижнего Египта в 3000 г.
до н.э. В Додинастический период
умерших просто укладывали на левый
бок в согнутом положении. Процесс
мумификации проходил 70 дней. В начале
тело рассекали и удаляли все
внутренности за исключением сердца.
Мозг удалялся через нос крюками.
Очищенные и обернутые в пелены
внутренности укладывали в 4 канопа - священных
сосуда, которые в свою очередь
складывались в ящик. Затем тело
держали в содовом растворе. При
дешевом способе внутрь тела через
кишечник вводили едкие растворы,
а затем, после растворения
Покровителем бальзамирования считался Анубис - бог с головой шакала. Жрец этого бога всегда присутствовал в ходе процесса бальзамирования.
По окончании семидесяти
дней начинался длительный процесс
подготовки к погребению. В нём
принимали участие жрецы, родственники,
плакальщицы, обеспечивающие соответствующее
настроение. Из храма Луксор, где
и готовили мумию, процессия отправлялась
в город Анну (по-гречески Гелиополь).
Этот город являлся важнейшим
религиозным центром Древнего Египта.
Здесь поклонялись богу заходящего
солнца Атуму - отцу всех богов. Атум - это
еще одна ипостась Ра. Считалось
также, что именно в Гелиополе
находится Бен-Бен - первозданный холм.
Здесь проходила церемония
Информация о работе Современные теории истоков и эволюции культуры египтян