Современные теории истоков и эволюции культуры египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

 

Священные птицы  
          Богами считались мифические священные птицы - Вену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.  
 
          Культ ибиса, священной птицы Тота, был распространён повсеместно. Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец.  
   

Соколу поклонялись в  Египте с древнейших времён в связи  с представлениями о солнечном  диске как о правом глазе бога Хора, который мыслился как летящий  сквозь пространство сокол. Позднее  сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с  человеческой головой; считался священной  птицей Ра, Хора - сына Исиды, Монту; на протяжении всей истории египетской религии считался покровителем и  защитником фараонов.  
   

В Египте, кроме того, было распространено почитание коршуна - птицы, символизирующей небо и посвященной  богиням Мут и Нехбет; ласточки (в связи с мифом об Исиде, которая  в облике ласточки летала вокруг колонны  с трупом Осириса; кроме того, с  прилётом ласточек связывались разливы  Нила), гусей, считавшихся священными птицами Амона, Амона-Ра и Геба и  олицетворявших Великого Гоготуна; очень  редко - цапли, в виде которой изображался  Вену.

 

Крокодилы, бараны  
  

Крокодилам поклонялись  во многих местах, но особую значимость культ их приобрёл в Фивах и  в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система  оросительных сооружений, появилось  водохранилище и развелось множество  крокодилов.  

Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась  способность повелевать разливами  Реки, приносящими на поля плодородный  ил. Подобно тому, как по особым признакам  отбирался бык Апис, в Фаюме, в  главном культовом центре крокодилов и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего дня того, чтобы стать воплощением души Ба Себека.   
   

Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в  представлениях египтян с душой  Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Эсне и на Элефантине бараны считались воплощением  Ба Хнума, в Гераклеополе - Херишефа, в Фивах – Амона (-Ра) (баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами).

 

Кошки, павианы, шакалы, собаки, волки  
   

Кошка, священное животное богини Баст, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот, культ  их связывался с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. В эпоху  Древнего царства кошки ассоциировались с богами-змееборцами; известен (плохо сохранившийся) миф о кошке - дочери Солнца и его Оке (поэтому на груди у статуэток священных кошек часто изображали Око Уаджет). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Баст в Бубастисе.  
  

Павиан - кинокефал считался священным животным Тота. Культ его также связывался с солнечным культом (поскольку при восходе Солнца горные павианы издают радостные крики), с почитанием Луны и с заупокойным культом (павиан упоминается как один из стражей входа в Дуат). Священные павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми пальмами; дрессированные павианы участвовали в религиозных мистериях.  
   

Шакалы ассоциировались  с западом, пустыней и богом Анубисом; культовым центром собак и  шакалов был Кинопольский ном. Почитание  волков связывалось с культом  Упуаута.

 

Гиппопотамы, львы, свиньи  
   

Почитание гиппопотама связано  с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого  животного, однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого  распространения не получил: гиппопотамы  почитались только в Папремитском округе и ещё в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они ассоциировались с силами зла и Сетом, олицетворяли врагов Ра.  

Львы символизировали могущество богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь фараона. Их культ носил локальный характер. Культовый центр – Леонтополь (греч.).  
   

Свинья в Египте считалась  нечистым животным, ассоциировалась  с Сетом, но в то же время с древнейших времён ассоциировалась с небом, и в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе иногда изображалась Нут.

 

Ихневмон, еж, лягушка  
          Ихневмон (мангуст), зверёк, обладающий иммунитетом против змеиного яда, истребитель гадов и грызунов, почитался прежде всего как змееборец; в одном из мифов Ра побеждает Апопа в образе ихневмона. Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с периода правления XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и Уаджет.  
   

Ёж почитался как змееборец  и ассоциировался с Ра. Культ ежа  был распространён повсеместно. В виде этого животного часто  изготовляли сосуды для возлияний.  
   

Лягушка почиталась из-за своей  плодовитости (что символизировало  плодородие); ей приписывалась власть над разливами Реки, от которых  зависел урожай. Кроме того, в  Египте существовало поверье, будто  лягушка обладает способностью самозарождения, поэтому она связывалась с  загробным культом и воскресением после смерти. Иногда лягушку рисовали под Ладьей Ра; она считалась священным  животным богини Хекет. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос.

Насекомые, рыбы, змеи  
 
          Священным считался навозный жук - скарабей. Культ его связывался с культом Хепри. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти.  
    
          Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное насекомое Атума.  
 
          Культ рыб возник ещё в Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх и лепидот. Лепидот - чешуйчатая (ныне вымершая) рыба - считался священным животным Мехит; был посвящен богу Хапи. Культовый центр Лепидота - Тис (греч. Лепидотополь) в VIII верхнеегипетском номе.  
 
          О погребениях священных змей пишет Геродот: согласно ему, змеи посвящались Амону(-Ра) (которого эллинский историк отождествляет с Зевсом) и хоронились в Карнакском храме.

          В некоторых областях современного Египта до сих пор почитают священных животных. Только в разных районах - разные животные. Одними из самых популярных культов по прежнему остаются культ кошки, быка и ибиса.

    • культ природных явлений и стихий;

Природные явления египтяне тоже наделяли сверхъестественной силой. Безжизненные пустыни, в которых бушевали песчаные вихри и бродили опасные хищники, вызывали у людей суеверный страх. Очевидно, именно здесь зародился культ священного камня. Впоследствии этот культ сохранился в городе Гелиополе. Считается, что постройка египтянами каменных обелисков связана именно с поклонением священному камню.

Позднее египтяне стали почитать землю  как символ плодородия и ее бога — Геба. Но без воды земля мертва. Поэтому вода считалась главной  природной стихией, несущей жизнь  всему живому, что есть на Земле. Свою главную реку — Нил —  египтяне почитали как великое божество. Все мелкие ручьи и источники  также имели собственных богов  или духов. А царил над ними бог водной стихии — Собк. Обычно этого бога изображали в виде крокодила  или человека с головой крокодила. Культ воды в Древнем Египте выражался  в сложных ритуалах очищения, которые  обязаны были выполнять все египетские жрецы. Засушливым летом люди обращались к водной стихии с призывом пролить  на землю долгожданную влагу: «Приди, вода, и да живут находящиеся на Земле!»

Грозная стихия огня, по мнению египтян, была тесно связана с водой. Жители Древнего Египта полагали, что любой  человек, попадая в загробный  мир, сталкивается там с «огненным  островом» и «пламенным озером». На этот случай у египтян существовали специальные заклинания, которые  должны были оградить человека от огненной силы.

Солнце египтяне считали стихией  небесного огня, дарящего тепло и  свет людям. Центром солнечного культа был город Иуну (греки называли его Гелиополь — «город Солнца»). На протяжении всей истории Древнего Египта Гелиополь был важнейшим религиозным центром. Позднее культ Солнца превратился у египтян в культ верховного бога Солнца — Ра. Его детьми считались близнецы ТТТу (воздух) и Тефнут (вода). От них появились на свет Геб (земля) и Нут (небо). У них, в свою очередь, было четверо детей. Осирис символизировал разливы Нила, Исида — плодородие, Сет — засуху, а Нефтида — пустыню. Осирис одновременно был главным богом царства мертвых, а его сестра и жена Исида символизировала царский трон. Не менее важным богом был сын Осириса — Гор. Египтяне изображали его в виде сокола или солнечного диска с птичьими крыльями. Согласно древней легенде, он сам когда-то правил Египтом, поэтому все фараоны считались его наследниками.

  • культ социальных явлений – войны, мир, победы, поражения, институт семьи, ремесла, торговля – все это имело своих богов-покровителей;
  • культ загробной жизни; 

Одним из важнейших культов  Древнего Египта являлся загробный  культ. Почитание мертвецов, память о предках – основа любой культуры, преемственной по самой своей сути. Однако в Древнем Египте загробный культ принял совершенно уникальную форму, не имеющую ничего общего с традициями других культур. Египтяне верили, что после смерти физического тела душа переходит в загробный мир и продолжает своё существование там. Этот мир создан по образу и подобию земного. Всю свою земную жизнь каждый египтянин должен был готовиться к жизни после смерти. Именно по этой причине большинство из сохранившихся памятников Древнего Египта служили гробницами и заупокойными храмами. Эти сооружения, в отличие от жилых помещений, которые возводились из глины, должны были стоять вечно, чтобы обеспечить душе спокойную жизнь в загробном мире. По представлению древних египтян мир делился на три части: Земля, Небо и Дуат - загробный мир. Кроме того, им свойственно было относить части света к разным мирам. Так запад предназначался для мертвых, где и находился Дуат. Через него каждый день, прежде чем возродиться в ипостаси Хепри - бога восходящего солнца, бог солнца Ра проплывал на своей ночной барке Месехтет. Восток же предназначался для живых. Здесь возводились города и поселения. Дуат не мог находиться в определенном месте: на небе или под землей. Скорее речь шла о параллельном мире, где, как и на земле текла река Нил, на полях рос урожай, в полном разгаре шла жизнь людей. Это место называлось полем Иалу - подобие рая. Но не во всем загробном мире существовало такое блаженство. Дуат делился на 12 частей под названием пилоны: Сехет - поле, Нут - город, Арит - зал, Герерт - круг и т.д.

 

Первой стадией в подготовке к загробному путешествию души являлось бальзамирование. Но оно получило свое распространение лишь после объединения  Верхнего и Нижнего Египта в 3000 г. до н.э. В Додинастический период умерших просто укладывали на левый  бок в согнутом положении. Процесс  мумификации проходил 70 дней. В начале тело рассекали и удаляли все  внутренности за исключением сердца. Мозг удалялся через нос крюками. Очищенные и обернутые в пелены внутренности укладывали в 4 канопа - священных  сосуда, которые в свою очередь  складывались в ящик. Затем тело держали в содовом растворе. При  дешевом способе внутрь тела через  кишечник вводили едкие растворы, а затем, после растворения внутренностей, откачивали. Обработка содой уродовала  тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его  первоначального вида непрерывно развивалось. Для того, чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась. Поскольку всякое повреждение тела считалось страшным грехом, то сечение  делал особый человек - "открыватель  тела" (парасхед). Сделав свое дело, он пускался бежать прочь, а остальные  были обязаны осыпать его проклятиями, чтобы так умилостивить жаждущего  мести духа Эдимму. После этого  тело заворачивали в полотняные бинты, пропитанные различными маслами и смолами. Между бинтами укладывались амулеты, оберегающие от нападения недоброжелательных существ при путешествии по Дуату, облегчающие этот путь. Так, например, амулет в виде жука скарабея с надписью укладывался на сердце. Он служил своеобразным фильтром, оттягивающим на себя грехи человека.

 

Покровителем бальзамирования  считался Анубис - бог с головой  шакала. Жрец этого бога всегда присутствовал  в ходе процесса бальзамирования.

По окончании семидесяти дней начинался длительный процесс  подготовки к погребению. В нём  принимали участие жрецы, родственники, плакальщицы, обеспечивающие соответствующее  настроение. Из храма Луксор, где  и готовили мумию, процессия отправлялась в город Анну (по-гречески Гелиополь). Этот город являлся важнейшим  религиозным центром Древнего Египта. Здесь поклонялись богу заходящего солнца Атуму - отцу всех богов. Атум - это  еще одна ипостась Ра. Считалось  также, что именно в Гелиополе  находится Бен-Бен - первозданный холм. Здесь проходила церемония отверзания глаз. Далее процессия продвигалась на запад в город Кхем. Здесь  проводилась церемония отверзания уст. Затем к великой пирамиде Хуфу (по-гречески Хеопса), которая считалась  вратами Дуата. Здесь проходила  церемония отверзания сердца и последние  ритуалы, после чего мумию хоронили в маске, показывающей фараона во всей его красе: с короной Верхнего и Нижнего Египта, в платке, с  уреем и бородой - символами власти и мудрости фараона. Мумию клали  в саркофаг головой на подголовник, который помогал душе поднять  голову к небу, и оставляли в  гробнице.

Информация о работе Современные теории истоков и эволюции культуры египтян