Современные теории истоков и эволюции культуры египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

Множество египетских картин сохранились  благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с  намерением улучшить жизнь покойному  в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие  в загробный мир и встречу  в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве  мертвых.

В Новом Царстве вместе с умершим  стали хоронить Книгу мертвых. Это  считалось важным для загробной  жизни.

Основными цветами были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и  зелёный.

Периоды искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные  сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство Среднего царства  тщательно соблюдало традиции и  каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода  смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к тому, что с одной  стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве  местных школ, проявляется оттенок  сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке  сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой  слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему...

Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)

Более смелые и внутренне более  значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами  гиксосов. В искусстве Нового царства  пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры  гробниц (гробницы в Новом царстве  перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились  и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Религиозно-политические реформы  Эхнатона были слишком смелыми, чтобы  быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших  преемниках — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство  в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его  линия развития затухает. Последний  прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Заключение  
 
          Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М., 1999
  2. Лапинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М., 1983
  3. Легенды и мифы Древнего Египта. – М., 1998
  4. Розин В.М. Культурология. – М., 1998
  5. Рубинштейн Р. И. Египетская мифология. – М., 1981
  6. Шмелев И.П. Феномен Древнего Египта. – Мн., 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

  1. Введение
  2. Современные теории истоков и эволюции культуры египтян
  3. Древнеегипетская мифология и религиозные культы
  4. Феномен сакрализации власти фараонов
  5. Искусство Древнего Египта: специфика и идеалы
  6. Выводы 

 

      Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

"Пензенский государственный технологический университет"

Контрольная работа по дисциплине

«Культурология»

Тема работы: «Феномен древнеегипетской цивилизации»

 

 

Выполнила студентка 2 курса группы 12ИЭ1взу

Шигабутдинова Э.В.

Проверил преподаватель:

Токмакова Л.Ю.

 

 

  Пенза, 2013


Информация о работе Современные теории истоков и эволюции культуры египтян