Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:20, реферат
Слова мораль, этика воспринимаются в наше время неоднозначно. С одной стороны, все мы будто бы понимаем, что без морали жить нельзя. С другого - моральное легко приобретает в нашем сознании привкуса чего-то надоедливого, неискреннего: «моральный кодекс», «нравственно-трудовое воспитание», «моральная стойкость» людини-гвинтика. . . Чуть ли не заложенные эти неискренность и докучливость в самой природе морали? Одвични поиски и проблемы человеческой души, что мы их зовем моральными, - это, конечно, интересно, важно для каждого. Но, возможно, правый Фридрих Ницше, и найсуттевише в жизни человека начинается в самый раз «по ту сторону добра и злая»? Так, порядочный человек должен учитывать требования морали.
Единство эстетичного
и этического аспектов следует рассматривать
как ведущую тенденцию
Разработка эстетичной проблематики в истории культуры Старинной Индии наснажувалася довольно высоким уровнем искусства, которое было разнообразным по видам на каждом конкретном этапе развития этой страны. Давняя индийская цивилизация прошла несколько эпох, каждой из которых отвечала определенная направленность художественной деятельности. Ныне, благодаря материальным памяткам, которые сохранились на территории Индии, можно воссоздать процесс становления видов искусства в древнеиндийской культуре:
Становление видов искусства
происходило медленно, в течение
продолжительного времени шло овладение
таких сложных видов искусства,
как, например, живопись. В истории
искусства Старинной Индии
Важными литературными
источниками, которые помогают понять
культуру и традиции индийского народа,
есть большие эпические поэмы
Старинной Индии «Ма-хабхарата»
и «Рамаяна». Эти шедевры являются
результатом коллективного
СТАРИННЫЙ КИТАЙ
В истории эстетики Старинного
Китая важное значение имеет период
с VII ст. к н.э. к III ст. н.э. В это
время естетика еще не виокремилася
в самостоятельную науку и
ее развитие было обусловлено традициями
китайской философии. Принимая философскую
позицию, китайская эстетика делает
ударение на понятиях «совершенство»,
«совершенство», «гармония». Каждая сфера
человеческой деятельности должна быть
доказана к ровня высокого искусства.
Поэтому практически все виды
деятельности будто бы несли на себе
отражение эстетичного. Сегодня, оценивая
достояние Старинного Китая, специалисты
иногда употребляют понятия «тотальный
эстетизм». Такое понятие нельзя
применять к характеристике эстетичной
ориентации ни одной другой страны
того времени. Становление эстетики
Китая связывают с именем КОНФУЦИЯ
(551-479 к н.э. ), эстетичные взгляды
которого переплетаются с
Делая ударение на роли чувств
в становлении предмета эстетики,
следует помнить, что с V ст. к н.э.
на смену чувственно-
Теоретические взгляды Сократа опирались на политико-этическую основу, на попытки определить понятие «добрая» и «злая». Критикуя афинскую демократию, философ настаивал на передаче власти «лучшим», т.е. «моральным», представителям общества. Мораль выступает ручательством справедливости, благородства человека.
Опираясь на принцип
целесообразности, Сократ старается
раскрыть соотношение между этическим
и эстетичным, прекрасным и полезным.
Ученый оперирует понятием «калокагатия»
- объединение древнегреческих
Термин«калокагатия» по-разному
трактовался в конкретные периоды
социально-исторического
В дальнейшие исторические периоды принцип калокагатий был забыт, а науки «этика» и «естетика» все больше разъединялись и каждая из них избирала собственный, самостоятельный путь развития. Проблема связи этики и естетики переместилась в сферу искусства, и самым типичным аспектом исследования взаимодействия этики и эстетики была проблема «искусство и мораль».
С именем Сократа связанная постановка проблемы соотношения красивого и полезного, а также попытки определить понятие «идеал».
21
ПЛАТОН
(427-347 к и.е. ) - (от грец.
широкий), настоящее имя Аристокл.
Сын зажиточного афинского
Эстетичные взгляды
Сократа нашли продолжение в
философской концепции Платона -
выдающегося представителя
Эстетичное наследство
Платона связано с
Вместе с тем именно
с именем Платона связанные те
разногласия в постановке и решении
отдельных эстетичных проблем, которые
не только отразятся в многочисленных
исследованиях, авторских интерпретациях
конкретных сроков, понятий, а и будут
выступать в разные исторические
периоды основой для
его из-за отсутствия утилитарных (практически-полезных) следствий деятельности художника. По мнению Платона, не поэту, а врачу или ремесленнику следует отдать предпочтение, ведь их деятельность практически значащая. Проблема роли искусства в духовном развитии человека, в формировании ее чувственной культуры еще теоретически не сформированная, а на равные отождествления художественной и ремесленной деятельности искусство теряет свою самобытность и самоценность.
Сравнивая бога - поэта - рапсода - зрителя, Пла-тон отводит поэту роль посредника, который от бога передает благо человеку. Это формальная функция, и высокое содержание творчества теряется.
Еще одной дискуссионной
проблемой является попытка Платона
определить субъект в эстетике. Это
и мыслящий созерцательный человек,
и мир абсолютной идеи, и души,
которые способны познавать сущность.
Признав, что универсальная красота
создана богом, а прекрасные предметы
лишь несовершенная копия
Творческое наследство
Платона традиционно
Бесспорно, что те или другие идеи Платона или какого-то другого древнегреческого философа могут быть объектом критического анализа. Тем не менее следует помнить и то, что древнегреческая философия подарила человечеству широко просвещенных теоретиков, пронизанных глубокой заинтересованностью в овладении окружающего мира. Поэтому историческое расстояние от эпох их жизни не должна размыть их человеческий образ.
Вершиной античной эстетики называют теоретическое наследство Аристотеля, а именно его работы «Поетика», «Риторика», «Политика», «Метафизика», «Этика», что освещают широкий круг эстетичных проблем.
В теории Аристотеля также
прослеживается увлечение Космосом
- носителем гармонии, порядка, совершенства,
а эстетичное познание и искусство
он рассматривает как отображение
мировой гармонии. Аристотель впервые
дал развернутую структуру
АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 к н.э. ) - выдающийся
философ Старинной Греции. Родился
в греческой колонии Стагира
в Фракии. Позднее Аристотель
получил прозвище Стагирит. Отец
Аристотеля был врачом
собственное понимание прекрасного, трагического, комического. Среди значительных теоретических достижений философа - обгрунтування основного принципа творческой деятельности художника - «мимесису» - наследование действительности. Аристотель считал, что мимесис присущий человеку из детства. Именно этим - способностью к наследованию - человек отличается от животных. Через наследование человек приобретает первые знания, привычки. Результаты наследования вызывают увлечение, чувство удовлетворения, ведь в них имеющееся узнавание.
Понятие «мимесис» позднее было трансформировано в разработку познавательной и эмоциональной функций искусства, ведь, на мысль Аристотеля, наследование не только стимулирует узнавание, а и порождает чувство удовлетворения, стимулирует воображение. Именно это свойство мимесису была использованная как своеобразная связь для введения образно-символической концепции в средние возрасты.
Эстетичные взгляды Аристотеля связаны не только с этической проблематикой, а и с педагогикой, элементами психологии, искусствоведением;
он рассматривал искусство через новые координаты - роды и жанры. Видовая специфика искусства также является следствием возможностей мимесису через чрезвычайно широкий арсенал средств: звук, краску, слово, ощущение формы. Если теория творчества Платона делала ударение на мистических, позареальних стимулах одаренности, то произведение Аристотеля
«Поетика» призвал к
обобщению художественного
Следует отметить, что теория Аристотеля всегда опиралась на анализ конкретных художественных произведений. Ученый ссылался на практику выдающихся художников, чаще всего на Гомера и Софокла. Исследователи творческого наследства Аристотеля считают, что он посвятил Гомерови несколько специальных работ, а для своего воспитанника Александра Македонского отредактировал «Илиаду».