Специфика эстетики Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Слова мораль, этика воспринимаются в наше время неоднозначно. С одной стороны, все мы будто бы понимаем, что без морали жить нельзя. С другого - моральное легко приобретает в нашем сознании привкуса чего-то надоедливого, неискреннего: «моральный кодекс», «нравственно-трудовое воспитание», «моральная стойкость» людини-гвинтика. . . Чуть ли не заложенные эти неискренность и докучливость в самой природе морали? Одвични поиски и проблемы человеческой души, что мы их зовем моральными, - это, конечно, интересно, важно для каждого. Но, возможно, правый Фридрих Ницше, и найсуттевише в жизни человека начинается в самый раз «по ту сторону добра и злая»? Так, порядочный человек должен учитывать требования морали.

Файлы: 1 файл

Слова мораль.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

Единство эстетичного  и этического аспектов следует рассматривать  как ведущую тенденцию индийской  теории. Единство эстетичного и этического предопределяет возможность «дхвани» - проникновение в «второй», скрытое  содержание художественного произведения.

Разработка эстетичной проблематики в истории культуры Старинной Индии наснажувалася  довольно высоким уровнем искусства, которое было разнообразным по видам  на каждом конкретном этапе развития этой страны. Давняя индийская цивилизация прошла несколько эпох, каждой из которых отвечала определенная направленность художественной деятельности. Ныне, благодаря материальным памяткам, которые сохранились на территории Индии, можно воссоздать процесс становления видов искусства в древнеиндийской культуре:

Становление видов искусства  происходило медленно, в течение  продолжительного времени шло овладение  таких сложных видов искусства, как, например, живопись. В истории  искусства Старинной Индии значительную роль отыгрывали такие виды искусства, как музыка, театр, пантомима. Тем  не менее художественная ценность этих видов искусства, их влияние на развитие духовного мира человека уяснились  значительно позднее. Искусство  Индии времен становления первых эстетичных представлений обозначено тесной связью с религиозными системами, почти все произведения имели  религиозный характер. Ш,е один важный признак индийского искусства - его  связок с народными легендами, с  четкой системой художественных норм и правил, которые остаются неизменными  вдоль возрастов. Преданность традициям  дала возможность индийскому народу сохранить самобытность культуры, утвердить  национальную определенность искусства, его тесная связь с условиями  и требованиями общественной жизни.

Важными литературными  источниками, которые помогают понять культуру и традиции индийского народа, есть большие эпические поэмы  Старинной Индии «Ма-хабхарата» и «Рамаяна». Эти шедевры являются результатом коллективного народного  творчества в течение многих викив.

СТАРИННЫЙ КИТАЙ

В истории эстетики Старинного Китая важное значение имеет период с VII ст. к н.э. к III ст. н.э. В это  время естетика еще не виокремилася в самостоятельную науку и  ее развитие было обусловлено традициями китайской философии. Принимая философскую  позицию, китайская эстетика делает ударение на понятиях «совершенство», «совершенство», «гармония». Каждая сфера  человеческой деятельности должна быть доказана к ровня высокого искусства. Поэтому практически все виды деятельности будто бы несли на себе отражение эстетичного. Сегодня, оценивая достояние Старинного Китая, специалисты  иногда употребляют понятия «тотальный эстетизм». Такое понятие нельзя применять к характеристике эстетичной ориентации ни одной другой страны того времени. Становление эстетики Китая связывают с именем КОНФУЦИЯ (551-479 к н.э. ), эстетичные взгляды  которого переплетаются с педагогическими  идеями, и, как следствие, наиболее убедительно  выглядит система воспитания, предложенная философом, в частности система  эстетичного воспитания. За Конфуцием, воспитание следует начинать из поэзии, а закреплять знание человека последовательным изучением правил «ли» (добропорядочность, знание элементарных норм этикета). Завершая образование, надо обращаться к музыке, которая несет в себе высочайшая эстетичная нагрузка, тяготеет к духовному.

Делая ударение на роли чувств в становлении предмета эстетики, следует помнить, что с V ст. к н.э. на смену чувственно-созерцательному  подходу к действительности, господству космологизму - восприятию Космоса  как воплощение гармонии, целесообразности, красоты - приходит интерес к человеку, который способный познавать  окружающий мир, появляется необходимость  изготовления общих понятий, потребность  систематизировать познанное. Вместе с тем V ст. к н.э. - это сложный, противоречивый период в социально-политической жизни Греции: войны с Персией, борьба аристократии с демократическими силами, конфликты между полисами. В этих условиях возникает необходимость  осмысления тех культурно-социальных зламив, которые трансформировали древнегреческую  философию в принципиально новую  плоскость. V ст. к н.э. выдвигает плеяду ярких мыслителей, среди которых  особое место принадлежит СОКРАТУ (470/469-399 к н.э. ).

Теоретические взгляды  Сократа опирались на политико-этическую  основу, на попытки определить понятие  «добрая» и «злая». Критикуя афинскую демократию, философ настаивал на передаче власти «лучшим», т.е. «моральным», представителям общества. Мораль выступает  ручательством справедливости, благородства человека.

Опираясь на принцип  целесообразности, Сократ старается  раскрыть соотношение между этическим  и эстетичным, прекрасным и полезным. Ученый оперирует понятием «калокагатия» - объединение древнегреческих слов «прекрасный», «добрый». Следует подчеркнуть, что это одно из основных понятий  античной эстетики, которое означало гармонию внешнего и внутреннего, что  является условием красоты индивида.

Термин«калокагатия» по-разному  трактовался в конкретные периоды  социально-исторического развития античного общества. Пифагорейцы  понимали ее как внешнее поведение  человека, который вместе с тем  определяет и внутренние человеческие качества. Геродот связывал калокагатию  с религиозными ритуалами, моралью  жрецов. Платон считал, что принцип  калокагатий следует связывать  с профессией воинов, с понятием военной чести и морали. Тем  не менее постепенно греки все  больше трансформируют калокагатию  в сферу образования, воспитанности  человека, и, в конце концов, начинается философское осмысление этого понятия. Эта тенденция связана с концепцией Аристотеля, который интерпретировал калокагатию как гармонию внешнего и внутреннего. При этом под внутренним он понимал мудрость. Последняя, в свою очередь, приводит человека к глубокому осознанию единства красоты и добрая, эстетичного и морального. Это должны стать нормой существования человека. Если человек не способен достичь гармонии, то она, по крайней мере, должна через самосовершенствование тяготеть к этому. Следует отметить, что древнегреческое искусство старалось воплотить принцип калокагатий в творчестве. Носителями именно этого морально-этического принципа есть герои Фидия, Поликлета, Софокла.

В дальнейшие исторические периоды принцип калокагатий  был забыт, а науки «этика»  и «естетика» все больше разъединялись  и каждая из них избирала собственный, самостоятельный путь развития. Проблема связи этики и естетики переместилась  в сферу искусства, и самым  типичным аспектом исследования взаимодействия этики и эстетики была проблема «искусство и мораль».

С именем Сократа связанная  постановка проблемы соотношения красивого  и полезного, а также попытки  определить понятие «идеал».

21

ПЛАТОН

(427-347 к и.е. ) - (от грец. широкий), настоящее имя Аристокл. Сын зажиточного афинского гражданина, ученик Сократа. После смерти  Сократа Платон оставил Афины,  жил в Мегари, странствовал Египтом  и некоторое время жило в  Южной Италии и на Сицилии.  Приблизительно в 387 г. к н.э.  Платон возвратил к Афинам, где  основал философскую школу, которая  имела название «Академии».

Эстетичные взгляды  Сократа нашли продолжение в  философской концепции Платона - выдающегося представителя античной философии.

Эстетичное наследство Платона связано с исследованием  природы эстетичного чувства, источников талантливости, проблем эстетичного  воспитания. Особое внимание Платон уделял изучению искусства. Это объясняется, в частности, тем, что искусство  играло особую роль в жизни Афин в V-IV ст. к н.э. Афинская демократия отстояла право на бесплатное посещение театра, народным уважением пользовались поэты  и музыканты. Продолжая традицию Сократа, Платон связывал влияние искусства  с процессом формирования морального мира человека: искусство воспитывает  как положительные, так и отрицательные  качества. Платон расширяет эстетичную проблематику. В его теоретических диалогах присутствуют мысли об относительности красоты, о путях достижения абсолютно прекрасного. И хотя абсолютно прекрасное существует в виде идеи, самая возможность движения от простого до сложного в становлении прекрасного открывала путь к будущим теоретическим достижениям в области эстетичного.

Вместе с тем именно с именем Платона связанные те разногласия в постановке и решении  отдельных эстетичных проблем, которые  не только отразятся в многочисленных исследованиях, авторских интерпретациях конкретных сроков, понятий, а и будут  выступать в разные исторические периоды основой для формирования новых философских концепций. Так, в диалогах «Ион», «Государство»  Платон, с одной стороны, захватывается  «божественной» силой художника, а  с другого - сознательно унижает

его из-за отсутствия утилитарных (практически-полезных) следствий деятельности художника. По мнению Платона, не поэту, а врачу или ремесленнику следует  отдать предпочтение, ведь их деятельность практически значащая. Проблема роли искусства в духовном развитии человека, в формировании ее чувственной культуры еще теоретически не сформированная, а на равные отождествления художественной и ремесленной деятельности искусство  теряет свою самобытность и самоценность.

Сравнивая бога - поэта - рапсода - зрителя, Пла-тон отводит поэту  роль посредника, который от бога передает благо человеку. Это формальная функция, и высокое содержание творчества теряется.

Еще одной дискуссионной  проблемой является попытка Платона  определить субъект в эстетике. Это  и мыслящий созерцательный человек, и мир абсолютной идеи, и души, которые способны познавать сущность. Признав, что универсальная красота  создана богом, а прекрасные предметы лишь несовершенная копия универсальной  красоты, Платон констатирует в произведении-диалоге  «Гиппий Больший»: «Прекрасное - трудно».

Творческое наследство Платона традиционно осмысливается  прежде всего как достояние в  области философии и философских  наук, в частности естетики. Тем  не менее значительный интерес к  наследству Платона обнаруживают и  литературоведы, довольно высоко оценивая Платон-писателя, его знание мифологии  и давних легенд. Художественная практика Платон-писателя свидетельствует, что  он мыслил не только абстрактными категориями, а и конкретными пластическими  образами, выразительно очерчивал характеры, мастерски компоновал сцены, вдохновенно  и точно рисовал пейзаж.

Бесспорно, что те или  другие идеи Платона или какого-то другого древнегреческого философа могут быть объектом критического анализа. Тем не менее следует помнить  и то, что древнегреческая философия  подарила человечеству широко просвещенных теоретиков, пронизанных глубокой заинтересованностью  в овладении окружающего мира. Поэтому историческое расстояние от эпох их жизни не должна размыть  их человеческий образ.

Вершиной античной эстетики называют теоретическое наследство Аристотеля, а именно его работы «Поетика», «Риторика», «Политика», «Метафизика», «Этика», что освещают широкий круг эстетичных проблем.

В теории Аристотеля также  прослеживается увлечение Космосом - носителем гармонии, порядка, совершенства, а эстетичное познание и искусство  он рассматривает как отображение  мировой гармонии. Аристотель впервые  дал развернутую структуру эстетичных категорий, предложил

АРИСТОТЕЛЬ

(384-322 к н.э. ) - выдающийся  философ Старинной Греции. Родился  в греческой колонии Стагира  в Фракии. Позднее Аристотель  получил прозвище Стагирит. Отец  Аристотеля был врачом македонского  царя и имел возможность даты  сыну блестящее образование. В  367 г. к н.э. Аристотель поселился  в Афинах и начал учиться  в «Академии» Платона, где он  пробыл 20 лет, вплоть до смерти  своего учителя. В 343 г. к  н.э. философ был приглашен  воспитателем к сыну македонского  царя Александра - будущего славного  полководца. В 335 г. к н.э. Аристотель  возвратил к Афинам и основал  философскую перипатетичну школу  (от грец. регираиео - прогуливаюсь). Во время чтения лекций Аристотель  прогуливался со своим учеником, поэтому школа достала такое  название. Она просуществовала несколько  столетий. После смерти Аристотеля  почти 34 года этой школой руководил  Теофраст.

собственное понимание  прекрасного, трагического, комического. Среди значительных теоретических  достижений философа - обгрунтування  основного принципа творческой деятельности художника - «мимесису» - наследование действительности. Аристотель считал, что мимесис присущий человеку из детства. Именно этим - способностью к  наследованию - человек отличается от животных. Через наследование человек  приобретает первые знания, привычки. Результаты наследования вызывают увлечение, чувство удовлетворения, ведь в них  имеющееся узнавание.

Понятие «мимесис» позднее  было трансформировано в разработку познавательной и эмоциональной  функций искусства, ведь, на мысль  Аристотеля, наследование не только стимулирует  узнавание, а и порождает чувство  удовлетворения, стимулирует воображение. Именно это свойство мимесису была использованная как своеобразная связь  для введения образно-символической  концепции в средние возрасты.

Эстетичные взгляды  Аристотеля связаны не только с этической  проблематикой, а и с педагогикой, элементами психологии, искусствоведением;

он рассматривал искусство  через новые координаты - роды и  жанры. Видовая специфика искусства  также является следствием возможностей мимесису через чрезвычайно широкий  арсенал средств: звук, краску, слово, ощущение формы. Если теория творчества Платона делала ударение на мистических, позареальних стимулах одаренности, то произведение Аристотеля

«Поетика» призвал к  обобщению художественного опыта, его передачи другим в процессе воспитания, образования.

Следует отметить, что теория Аристотеля всегда опиралась на анализ конкретных художественных произведений. Ученый ссылался на практику выдающихся художников, чаще всего на Гомера и  Софокла. Исследователи творческого  наследства Аристотеля считают, что  он посвятил Гомерови несколько специальных  работ, а для своего воспитанника Александра Македонского отредактировал «Илиаду».

Информация о работе Специфика эстетики Возрождения