Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:20, реферат
Слова мораль, этика воспринимаются в наше время неоднозначно. С одной стороны, все мы будто бы понимаем, что без морали жить нельзя. С другого - моральное легко приобретает в нашем сознании привкуса чего-то надоедливого, неискреннего: «моральный кодекс», «нравственно-трудовое воспитание», «моральная стойкость» людини-гвинтика. . . Чуть ли не заложенные эти неискренность и докучливость в самой природе морали? Одвични поиски и проблемы человеческой души, что мы их зовем моральными, - это, конечно, интересно, важно для каждого. Но, возможно, правый Фридрих Ницше, и найсуттевише в жизни человека начинается в самый раз «по ту сторону добра и злая»? Так, порядочный человек должен учитывать требования морали.
Сравнивая творчество историка и поэта, Аристотель отдает предпочтение поэту: «Историк говорит о том, что в самом деле произошло, а поэт - о том, что могло бы произойти. Поэтому поэзия имеет более философский и серьезный характер, чем история. Поэзия говорит больше об общем, а история - об отдельном».
Эстетичное наследство
Аристотеля пронизанная глубоким уважением
к художественному творчеству, к
художнику. Значительное место в
теоретических разработках
Именно взгляды Аристотеля
могут быть примером динамических процессов
не только в обогащении проблематики
науки, а и в изготовлении собственного
понятийно-категориального
ОБЩЕНИЕ
КАК ОКОЛИЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
НРАВСТВЕННОСТИ
Сть приведенного в предыдущем
разделе соображения о
''нисть чисто дияльнисного
свито-видношення можно
Определенная вещь, которая
не будет иметь. Собственного морального
значения любое человеческое действие
или поступок могут приобрести только
в контексте определенных отношений
между людьми - возможными субъектами
волевияву, высказывание и действия,
т.е. в контексте общения. Только
за влиянием, которое взыскивает тот
или тот акт деятельности на человеческое
общение, человеческие взаимоотношения
(или и более широкие
человеческая нравственность находит не в сознании и даже не в деятельности как таких, а лишь в околице живого общения. Именно здесь моральная проблематика набирает завершенной формы, в полной мере реализовывает свой духовный и гуманистический потенциал.
Итак, что представляет собой сфера человеческих отношений как околица нравственности?
Прежде всего обратим внимание на то, что отношения между людьми способны приобретать принципиально разное значение с точки зрения проявления в них моральной субъективности человека. В любом обществе существует немало сфер и отношений, в которых люди относятся одно до одного именно как к объектам, а не субъектов, считают своих партнеров своеобразными «мыслящими вещами» - законченными, неспособными к принципиальным изменениям и ответственным решениям, такими, реакцию которых на те или другие действия всегда возможно предусмотреть. К. Маркс, а вслед за ним и много представителей гуманистической философии XX ст. усматривали в такой объективации человека чудищ ее отчуждение от собственной сущности. В конце концов, так оно и есть, тем не менее в очень многих случаях подобное отчуждение приходится рассматривать как вообще оправданное и закономерное. На любой должности, в любой социальной роли человеку, хотя бы иногда, приходится функционировать, т.е. надлежащим образом выполнять определенные заранее упроченные действия, вообще вести себя и реагировать на запросы, которые возникают, как своего рода объект. Все это, повторяем, е целиком закономерной чертой общественной жизни, без которой последнее потеряло бы всякую прогнозованисть и стабильность.
Угроза дегуманизации
возникает там, где человек привыкает
отождествлять себя со своей функцией,
своей социальной ролью, когда, образно
говоря, эпизодичная маска начинает
править ей за собственное лицо.
Образ такой самоотчужденной
человека-функционера, людини-рольо-вика
стал, можно сказать, кошмаром технической
цивилизации последних
Целиком очевидно, что человеческий индивид, который считает себя чем-то наподобие молотка, тягача или даже современной вычислительной системы, не весьма пригодный к полноценному моральному общению. Еще дальше отстоит от творческой атмосферы человеческого общения тот, кто других людей, далеких и ближних, способен рассматривать лишь как объекты, сквозь призму их частичных функций и задач. «Административным языком», языком приказов и выговоров, общаться по-настоящему невозможно.
Настоящий человеческий смысл общения раскрывается тогда, когда партнер, оппонент, спивбесидник возникает перед нами як существо-субъект, который невозможно свести к любой заготовленной заранее схеме, - существо принципиально бесконечное, не завершенная, способна в любой миг возвратить к нам какими-то новыми, неожиданными своими гранями. Так раскрываются для нас люди, когда мы сориентированы на них, - имеем, по словам выдающегося физиолога и мыслителя О. О. Ухтом-ського (1875-1942), доминанты на их лицо: не только когда любим или как-то особенно уважаем их, а и когда просто относимся к ним «по-человечески» - уважливо, пытаясь понять их «изнутри», исходя из их собственных мотивов и чувств. Впрочем, и тогда, когда этого совсем не ждут, наш ближний, наш партнер способный вдруг «взорваться» собственной субъективностью, удостоверяя нам свои понимания, любовь, сочувствие - или ненависть или презрение. Поскольку в полноценном общении человек возникает именно как субъект, здесь всегда присутствующий элемент риска, всегда актуальной остается проблема выбора, морального самоопределения партнеров один относительно одного. В зависимости от этого выбора и самоопределение общения может оказаться для человека и высочайшей, найжада-нишою «роскошью» (А. де Сент-Экзюпери) - и настоящим адом: за известным афоризмом другого классика французской интеллектуальной литературы XX ст. , Ж. ГИ. Сартра, «пекло - это другие».
. . . 4 сентября 1965 г. в
незадолго перед тем открытом
столичном кинотеатре «Украина»
Много кто с присутствующих, как оказалось со временем, запомнил тот миг навсегда.
Юноши, который сломал крохкую
благонадежность «опасной»
Итак, что такое поступок?
Предыдущее определение
представлено в названии этого раздела.
Как в области трудовой деятельности
человека элементарной осмысленной
целостью является реализация той или
другой цели, в области научного
познания - установление или открытие
определенной истины, в искусстве -
создание художественного образа, так
в околице собственно моральной
активности такой целостью, которая
предоставляет последний
Чаще всего, если не учитывать промежуточные позиции, встречаются два подхода к пониманию сути моральной деятельности - более широкий и более узкий. Согласно первому, более широким подходом, деятельность есть моральной, если согласовывает с требованиями морали, ее нормами и ценностями. Если человек добросовестно исполняет свой долг, с уважением относится к ближним, придерживается правил порядочности, в нас есть основания считать ее поведение, ее деятельность моральной - в отличие от деятельности аморальной, что поднимает предписания морали.
В вужчому же понимании собственное моральной есть лишь такая деятельность, которая грунтуется на осознанном выборе ее субъекта и имеет целью активное утверждение определенных моральных ценностей. С такой точки зрения можно говорить о доминирующем моральном значении тех или других проявлений человеческой активности как об их специальном признаке, совсем не считая при этому все другие формы этой активности чем-то обязательно аморальним.
Указанное различение есть важным для нас, поскольку оно дает возможность понять, что, вообще говоря, настоящий моральный учинок является явлением редчайшим в повседневной человеческой жизни. Можно быть честным, порядочным, добрым человеком и не осуществлять при этом никаких учинкив - пока сложность морального поведения остается сугубо «технической» сложностью выполнения определенных обязательств и не тянет за собой сомнений относительно самых духовно-моральных основ, которое их репрезентует данная личность, связывая с ними представление о собственном достоинстве. Иначе говоря, если определенная обязанность есть несомненной, выполнять его легко в моральном отношении (даже если в отношении физическому это требует предельных усилий всего человеческого естества), и особой потребности в такому «кванте» сугубо моральной активности, как учинок, не возникает. Другая дело, когда эта несомненность отпадает и мы сознаем проблематичность, дискусийнисть ценностных основ нашего бытия, сознаем, что отстаивать их в полемике с оппонентами, можем лишь путем собственного выбора, собственного ответственного действия. Именно в таком случае простой отказ плескать в ладони, простое намерение разговаривать на родном языке становятся учинком - не потому, что тяжело, дескать, выполнять требования человеческой морали, а потому, что нужно защищать ее духовно-ценностные основы. Учитывая сказанное, поступок можно определить как практический акт целенаправленного утверждения определенных моральных ценностей в ситуации, где эти ценности берутся под сомнение или отрицаются. Беручися защищать данные ценности, человек будто выступает из ряда (отсюда русское «поступок»), отделяется от массы, вмешивается в открытую подиевисть бытие, розв'язку которой заранее предусмотреть невозможно. Именно отсутствие онтологических гарантий относительно стверджуваних ценностей и связанная с этим неизбежность морального риска отличают учинок от того, что называется «героическим учинком» или подвигом, - действие, направленного скорее на достижение определенной цели, чем на ее полемическое утверждение в мире. Подвиг - сдвинуть из места, «подвигнути» какую-то вконец трудную в физически-жизненном отношении, но несомненно нужное дело. Поступок - сделать что-то по решению собственной совести, на свой страх и риск, без ожиданий на общее одобрение собственных моральных мотивив.
Известно, что на становление внутреннего ядра фашистской идеологии определенное влияние справили запертые, тайные общества, распространенные в Европе еще из второй половины XIX ст. Член такого общества, которое йменувалося «Золотой рассвет», валлийський писатель Артур Мейчен (1863-1947) изложил в одной из своих книг теорию Зла, чрезвычайно тесно связанную, как отмечают французские исследователи Л. Повель и Ж. Берж'е, с «тайной историей нацизма». Сущность этой теории заключается в утверждении принципиальной равноценности добра и злая в абсолютных их измерениях. Как существуют большие святые, подвижники Добра, так же есть и большие грешники, сознательные или несознательные носители Зла из прописной буквы. Большой грешник - персонаж даже более редчайший, чем большой святой, ведь если святость сверхъестественная, то Зло - противоестественное, это «покушение на экстаз», не присущий природе человека как такой. (Следует вспомнить в этом связи, которая еще Нинше писал о редкости зла и конечну потребности его беречь. ) При этом между Злом и Грехом из прописной буквы и их повседневными двойниками разность, как делает замечание Мейчен, не меньшая, чем между гениальной поэмой и азбукой. Наибольший грешник, который портит бытие как такое и поднимает духовный порядок в мире, не только может не быть убийцей, вором и т.п., а и способен ощущать сразу ко всем этим проявлениям тривиального, повседневного злая, даже за всю свою жизнь не сделать ни одного непорядочного поступка. И что, наверное, важнейшее: поскольку большое Зло представляет собой духовное напряжение, непосильное для человеческого сознания, оно способное «выскальзывать» из поля этого сознания: человек может быть бесконечно, страхитливо злой, даже не подозревая этого5. Нет сомнения, что Гитлер в того или другой способ испытал влияние подобной гиперромантической абсолютизации зла, и вдобавок и в самом себе он явным образом ощущал склонность совершать плохо ради самого же злого. На этому психологическому и екзистенцийному тли амбиции национального фюрера, усиленные непомерной конфронта-цийнистю, очевидно, и порождали у него особый, родственный с самопреодолением, пафос борьбы со Взлом, уничтожение Зла - точнее, того, что ему казалось Взлом, имело не всемогущим. Как делал замечание из этого
привода один исследователь,
Гитлер в XX ст. навязывает миру манихейську
войну, войну на уничтожение. Конечно,
на затруднительные ситуации, подобный
той, в которой оказался немецкий
народ после первой мировой войны,
или же той, которую мы переживаем
ныне, можно реагировать по-разному.
Можно прокладывать нелегкие пути подъема
экономики, налаживать путем взаимных
уступок отношения с соседями,
отвечать отказом себе в чем-то сегодня
ради ожидаемых в будущем достояний.
Все это, однако, не дает мгновенных
результатов, не «зажигает» массы, не образовывает
ореолу общей любви вокруг народного
фюрера. А можно отнестись к
делу проще — найти видимого врага,
«виновного» в том, что до сих
пор дела шли так скверно, и
уверенно указать на него возбужденному,
обезумевшему от нетерплячки толпы:
«Вот он!» И тем самым кардинально
«решить» для себя философсько-етичну
проблему субстанциальности зла. Ведь
что означает субстанцийне понимание
зла на практике? Во-первых, это означает
удостоверить, воплотить зло в
оскорблении какой-то ощутимой, имеющееся
присутствующей реальности, с которой
человек в принципе сталкивается
не намного реже, чем со взлом
вообще*. Во-вторых, поскольку зло
— категория духовная и свидомисна,
искомая реальность обязательно
должна быть наделена сознанием. В-третьих,
это сознание должна включать в себя
возможность выбора, именно для того,
чтобы можно было твердить не о ее несчастье,
а о ее вине. И в-четвертых, в конце концов,
несмотря на эту постулированную свободу
выбора, данное сознание из самого начала,
за самой своей природой (субстанцией!)
должны выглядеть какой-то порочной, «черной»,
непоправимое вредной во всех своих выборах
и проявлениях. А для уверенности в этом
— по крайней мере чужой, «странной» для
массы обывателей, которой на нее указывают
как на носителя Зла. Знакомой — но странной,
чужой. Проведенная «дедукция» не оставляет
сомнений в потому, что объектом, наиболее
«пригодным» для олицетворения метафизической
субстанции Зла, при современных условиях
возникает не что другое, как определенная
группа людей, которая характеризуется
ярко обозначенным отличием, «странной»
с* Чрезвычайно интересные попытки физически
вообразить себе подобную «субстанцию»
(«общину зла») описывает уже блаженный
Августин, упоминая манихейськи вкус своей
юности° точки зрения окружения, -отличием
этнической, социальной, культурной или
же какой-то другой. При этом члены подобной
группы могут, конечно, ни сном ни духом
не ведать, что они являются носителями
мирового Зла; но же - вспомним Мейчена!
- человек способен репрезентовать абсолютное
самосознательное Зло, даже не подозревая
этого. . . И вот мы видим, что «манихейська
борьба со Взлом», разрешимая в XX ст. фашистами
и большевиками, шовинистами и ура-патриотами,
религиозными фундамен-талистами и т.п.,
главным образом и сводилась не к чему
другого, как к уничтожению и репрессиям
против определенных «див^--их» групп людей,
в которых усматривали очередных носителей
Зла - евреев, армянин, цыган, христиан,
мусульман, буржуев, дворян, интеллигентов,
попив и т. д. и т.п. И все это, конечно ж,
совершалось ради «окончательной победы
Добра», утвердить которое буцимто невозможно
без кровавой гекатомбы. Наличие этой
трагической закономерности побуждает
к внимательности: видим так как, что подобные
представления и расположения духа не
исчерпаны и сегодня. Что вызвало утверждение
в духовно-моральном климате новейших
времен подобного субстанциализму злая?
Очевидно, здесь следует учитывать соединение
целого ряда факторов: криза традиционного
религиозного мировоззрения и просветительской
идеологии XVIII-XIX ст. , переоценку либерально-гуманистической
системы ценностей, культурный нигилизм
и ощущения залишености Бог, страдание,
пережитые человечеством на протяжении
последнего столетия, и предельную неуверенность
нынешней ситуации, нарастание экологических
проблем и осознание того, что человечество
именно поставило себя на край гибели.
Все эти, а возможно, еще и некоторые другие
факторы, взаимно накладаючися, и порождают
у современного человека, в отличие от
ее исторических предшественников, жуткое
ощущение существования в горизонте Зла.
Перечисленные выше обстоятельства, к
которым можно было бы прибавить и бодлеривськи
«цветы Зла», что стали флагом всего декаданса,
и неуклонный рост заинтересованности
феноменом человеческой жестокости, и
много другого, показывают, как шаг за
шагом формировался этот горизонт новейшей
европейской культуры, аж пока не стал
ее бесспорным признаком. Конечно, к этой
культурно-исторической данности существования
в горизонте Зла можно относиться по-разному.
Можно, собрав все свое мужество, решительно
противостоять злую к последней вспышке
сознания. Можно,призвичайвшися к могуществу
зла, попробовать и себе полакомиться
за его средство. А можно воплотить свои
невыразительные тревоги и ожидание на
хуже, свое недовольство бытием в конкретный
образ ближнего своего, создав таким образом
еще один «образ Врага», которых и без
того не браковало в XX ст. , расположенному
к «охотам на ведьм» и раскрытие всяческих
«заговоров». Дополняя рассмотренный
субстанциализм злая, опыт и сознание
XX ст. утверждают еще один влиятельный
образ последнего - т.н. «банальное зло».
Только что употребленное словосочетание
вошло в широкое обращение после появления
1963 p. книги выдающейся представительницы
современной политической философии Анны
Арендт «Ейхман в Иерусалиме. Отчет о банальности
зла»7. Сенсационный судебный процесс
над Адольфом Ейхманом, шефом еврейского
отдела гестапо, побуждал Г. Арендт к раздумьям
о природе человеческой жестокости в и
массированному, фактическому-фактическом-