1. Специфика культуры Древней
Руси: общее описание.
История Древней Руси охватывает
период с X по XVII в. Несмотря на то, что
за это время произошли большие
изменения в образе жизни и
мировоззрении народа, культура данного
периода имеет общие типические
черты. Она качественно отличается
от языческой культуры дохристианской
Руси. Древнерусская культура формировалась
на основе древнеславянского языка
как средства культурного общения
и сочетания двух идеологий - христианства
и древней языческой традиции.
Культура Руси складывается
в те же века, что и становление
русской государственности. Рождение
народа шло одновременно по нескольким
линиям - хозяйственной, политической,
культурной. Русь складывалась и развивалась
как средоточие огромного для
того времени народа, состоящего поначалу
из различных племен; как государство,
жизнь которого развертывалась на огромной
территории. И весь оригинальный культурный
опыт восточного славянства стал достоянием
единой русской культуры. Она складывалась
как культура всех восточных славян,
сохраняя в то же время свои региональные
черты - одни для Поднепровья, другие
- для Северо-Восточной Руси и
т.д.
На развитие русской
культуры влияло также то, что
Русь складывалась как равнинное
государство, открытое всем как
внутриплеменным отечественным,
так и иноплеменным международным
влияниям. И шло это из глубины
веков. В общей культуре Руси
отразились как традиции, скажем,
полян, северян, радимичей, новгородских
славян, других восточнославянских
племен, так и влияние соседних
народов, с которыми Русь обменивалась
производственными навыками, торговала,
воевала, мирилась, - с угро-финскими
племенами, балтами, иранскими
племенами, другими славянскими
народами и государствами.
В пору уже своего
государственного становления Русь
испытывала сильное влияние соседней
Византии, которая для своего
времени была одним из наиболее
культурных государств мира. Таким
образом, культура Руси складывалась
с самого начала как синтетическая,
т.е. находящаяся под влиянием
различных культурных направлений,
стилей, традиций.
Одновременно Русь
не просто слепо копировала
чужие влияния и безоглядно
заимствовала их, но применяла
к своим культурным традициям,
к своему дошедшему из глубины
веков народному опыту, пониманию
окружающего мира, своему представлению
о прекрасном. Поэтому в чертах
русской культуры мы постоянно
сталкиваемся не только с влияниями
извне, но с их порой значительной
духовной переработкой, их постоянным
преломлением в абсолютно русском
стиле. Если влияние иноземных
культурных традиции было сильнее
в городах, которые сами по
себе являлись центрами культуры,
ее наиболее передовых для
своего времени черт, то сельское
население было в основном
хранителем старинных культурных
традиций, связанных с глубинами
исторической памяти народа. В
селах и деревнях жизнь текла
в замедленном темпе, они были
более консервативны, труднее
поддавались различным культурным
новшествам.
Долгие годы русская
культура - устное народное творчество,
искусство, архитектура, живопись,
художественное ремесло - развивалась
под влиянием языческой религии,
языческого мировоззрения. С принятием
Русью христианства положение
резко изменилось. Прежде всего,
новая религия претендовала на
то, чтобы изменить мировоззрение
людей, их восприятие всей жизни,
а значит и представлений о
красоте, художественном творчестве,
эстетическом влиянии.
Однако христианство,
оказав сильнейшее воздействие
на русскую культуру, особенно
в области литературы, архитектуры,
искусства, развития грамотности,
школьного дела, библиотек - нате
области, которые были теснейшим
образом, связаны с жизнью церкви,
с религией, так и не смогло
преодолеть народных истоков
русской культуры. Долгими годами
на Руси сохранялось двоеверие:
официальная религия, которая
преобладала в городах, и язычество, которое
ушло в тень, но по-прежнему существовало
в отдаленных частях Руси, особенно на
северо-востоке, сохраняло свои позиции
в сельской местности, развитие русской
культуры отразило эту двойственность
в духовной жизни общества, в народном
быту. Языческие духовные традиции, народные
в своей основе, оказывали глубокое воздействие
на все развитие русской культуры раннего
средневековья.
Под влиянием народных
традиций, устоев, привычек, под влиянием
народного мировосприятия новым
содержанием наполнялась и сама
церковная культура, религиозная
идеология. Суровое аскетическое
христианство Византии на русской
языческой почве с ее культом
природы, поклонением солнцу, свету,
ветру, с ее жизнерадостностью,
жизнелюбием, глубокой человечностью
существенно преобразилось, что
нашло отражение во всех тех
областях культуры, где византийское,
христианское в своей основе
культурное влияние было особенно
велико. Не случайно во многих
церковных памятниках культуры (например,
сочинениях церковных авторов)
мы видим совершенно светские,
мирские рассуждения и отражение
чисто мирских страстей. И не
случайно, что вершина духовного
достижения Древней Руси - гениальное
"Слово о полку Игореве"
все пронизано языческими мотивами.
Эта открытость и
синтетичность древнерусской культуры,
ее мощная опора на народные
истоки и народное восприятие,
выработанные всей многострадальной
историей восточного славянства,
переплетение христианских и
народно-языческих влияний привело
к тому, что в мировой истории
называют феноменом русской культуры.
Ее характерными чертами являются
стремление к монументальности,
масштабности, образности в летописании;
народность, цельность и простота
в искусстве; изящество, глубоко
гуманистическое начало в архитектуре;
мягкость, жизнелюбие, доброта в
живописи; постоянное биение пульса
исканий, сомнений, страсти в литературе.
И над всем этим господствовала
большая слитность творца культурных
ценностей с природой, его ощущение
сопричастности всему человечеству,
переживания за людей, за их
боль и несчастья. Не случайно
опять же одним из любимых
образов русской церкви и культуры
стал образ святых Бориса и
Глеба, человеколюбцев, непротивленцев,
пострадавших за единство страны,
принявших муку ради людей.
Эти особенности и характерные
черты культуры Древней Руси
проявились не сразу. В своих
основных обличьях они развивались
в течение столетий. Но потом,
уже облившись в более или
менее устоявшиеся формы, долго
и повсеместно сохраняли свою
силу. И даже тогда, когда единая
Русь политически распалась, общие
черты русской культуры проявлялись
в культуре отдельных княжеств.
Несмотря на политические трудности,
на местные особенности, это
все равно была единая русская
культура X - начала XIII в. монголо-татарское
нашествие, последующий окончательный
распад русских земель, их подчинение
соседним государствам надолго
прервали это единство.1
2.Мифология и космогония
древних славян. Взаимоотношение
людей и богов.
Основой мифов славянских
народов является языческое мировосприятие.
Мифы славян охватывают всю сферу
духовной культуры и значительную часть
культуры материальной. Они находятся
в тесной связи с мифами соседних
и родственных народов. Славянские
мифы представляют собой самостоятельно
развившееся ответвление древней
индоевропейской культуры; так, в
частности, к индоевропейским временам
восходят представления о мироздании.
Расцвет славянской мифологии
приходился на период с конца I тысячелетия
до нашей эры, время этнического единства
древних славян, до введения христианства
в VIV-X веках. По мере расселения славянских
племен с территории между Вислой и Днепром
по Центральной и Восточной Европе от
Эльбы до Дуная и от южного побережья Балтийского
моря до севера Балканского полуострова
происходила и дифференциация мифов, обособление
их локальных вариантов. К началу I тысячелетия
нашей эры образовались четыре основных
центра славянской мифологии - мифы балтийских
славян, обитавших в северной части междуречья
Эльбы и Одера; мифы восточных славян (с
центрами расселения в Киеве и Новгороде);
мифы южнославянских племен, населявших
территорию Балкан; мифы западных славян
(Польша, Чехия и Моравия). Несмотря на
локальные различия, они сохраняли основные
черты общеславянской мифологии, что облегчило
впоследствии ученым работу по их реконструкции.
Изучение славянских мифов
представляет большую трудность
для историков, лингвистов и славистов,
так как не сохранилось древних
текстов, подлинность которых не вызывала
бы сомнений. До VI века нашей эры отсутствовали
какие-либо свидетельства о славянской
мифологии. За период с VI по XI век нашей
эры зафиксировано крайне малое число
таких свидетельств, преимущественно,
содержавшихся в христианских поучениях
против язычества. Мифологию славян ученые
воссоздавали по фольклорным и этнографическим
записям XVIV - XX веков, по сохранившимся
в общинах болгар-помаков "Золотой книге",
"Птичьей книге", "Книге Странствий",
"Веде славян", по дошедшим до нас
в копиях текстам "Слова о полку Игореве"
и "Книги Белеса", по "Голубиной
книге"; с этой целью ими также применялись
сравнительно-исторический, ареально-типологический
и культурно-географический методы лингвистики.
Славянские мифы являются неоднородной
открытой системой, в которой новые представления
непрерывно дополняли старые, образуя
ряд смысловых напластований.
Мифологическая «картина
мира», прежде всего, основывается на понимании
людьми происхождения и устройства
мира. Кроме всего прочего и
мировоззрение людей напрямую зависит
от того, каким образом они в
своих мифах описывали происхождение
и устройство мира, используя мифологический
тип мышления.
Космогонические мифы повествуют
о происхождении космоса в
целом и его частей, связанных
в единой системе. В них особо
отчетливо актуализируется превращение
Хаоса в Космос. Космогония обычно
включает в себя разъединение и выделение
основных стихий: огонь, вода, земля, воздух,
отделение неба от земли, появление
земной тверди из мирового океана, установление
на небе светил и т.п., затем создание
ландшафта, растений, животных и человека.
Космогонические мифы непосредственно
отражают космологические представления,
т.е. представления о структуре
Космоса. В космологии описывается
его вегетативная (мировое дерево),
зооморфная или антропоморфная модель.
Сведения о восточнославянских
мифах были обнаружены в летописных
источниках. Западнославянские мифы
стали известны по нескольким локальным
вариантам сказаний, обнаруженных у
чехов и поляков. Наиболее подробные
сведения имелись о богах балтийских
славян, однако, как следует из текстов
церковных хроник и поучений против
язычества, в этом регионе поклонялись
отдельным божествам, связанным
с локальными культами. Таким образом,
если у восточных славян князь
Владимир Святославич в 980 году предпринял
попытку создать общегосударственный
языческий пантеон, то у западных
славян таких попыток не наблюдается.
Данные о южнославянской
мифологии оказались еще более
скудными. Южные славяне раньше других
славянских племен попали в сферу
культурного влияния древних
цивилизаций Средиземноморья. Вследствие
раннего принятия христианства южные
славяне почти полностью утратили
сведения о былом составе своего
пантеона. Однако на то, что у южных
славян достаточно рано возникла идея
высшего божества, указывал Прокопий
Кесарийский в своем сочинении
"О войне с готами".
Славянские мифы содержали
в себе не только анимистические верования
(анимизм - вера в одушевленность всего
живого в природе: камней, огня, деревьев
и др.), но и представления о
способности души переходить в другую
плоть. Таким образом, многие мифы основывались
на способности сверхъестественных
персонажей к различным метаморфозам,
к превращениям в животных, в деревья,
в людей.
Согласно славянским мифам,
весь мир проникнут сверхъестественной
силой, которая опасна, но не агрессивна.
С этой силой людям постоянно
приходится иметь дело, ее можно
задобрить либо отпугнуть с помощью
особых ритуалов, растений-оберегов (например,
в южнославянском фольклоре в
роли такового часто выступает барвинок')
и соблюдения определенных традиций,
Особую роль в мифах славян играют
языческие боги, вошедшие в пантеон.
На основе сопоставления
с мифами других народов ученым удалось
составить приблизительную иерархию
богов славянского пантеона.2
Многолетние исследования показали,
что дохристианское язычество на
Руси основывалось на астральном культе.
Это было поклонение Огню и Воде,
в котором богов символизировали
небесные светила. Небесный Огонь происходил
из триады светил: Солнца, Луны и Венеры.
Фольклор славянских
народностей полон легенд о
яйце, способном вмещать в себя
огромные царства. По архаическим
преданиям, до момента творения
Мир был скован в оцепенении
и находился внутри Космического
Яйца. Скорлупу обвивал гигантский
Змей – первородный Хаос. Жизненное
начало своим творческим импульсом
разбивает Яйцо и Мир оживает.
Отсюда и ритуал разбивания
весной, когда пробуждается дремлющая
природа, пасхальных яиц –
писанок.
Спираль, символизирующая
змею, самый древний символ, рисуемый
на писанках. На керамических
яйцах времен трипольской культуры
можно увидеть Змея, который разделяет
Яйцо-Мир пополам. Тройку богов
в Збручском идоле охватывает
Змей – персонификация Реки
Жизни. Он защищает внутреннею
целостность космоса от внешнего Хаоса.
Змей обеспечивает вечный круговорот
человеческих душ – на Земле, под Землей,
на Небе и снова на Земле.
Побежденный Змей в
мифах и сказках обычно открывает
путь к несметным сокровищам (бессмертию
души). Змей Хаоса высвобождает
скрытую в своем теле влагу,
подобно библейскому Змею Апокалипсиса,
изрыгающему из пасти воду. Из
освобожденной влаги образуется
Мировой Океан. Из белка происходит
небо и суша, из золотого желтка
– Солнце и звезды.
Жизнь пробудилась
с первым восходом Солнца, поднявшимся
из глубоких вод Мирового Океана.
Миф о заходе Солнца, погрузившемся
в пучину вод, отражает отрезок
суточного и годового солярного
цикла, когда Солнце почти незаметно
(зима-ночь).
Интересно, что структура
яйца подобна Солнечной системе
с солнцем – желтой звездой
(желтком) в центре, окруженной
эллиптическими орбитами планет
(вытянутой формой скорлупы).
Посреди суши, окруженной
Мировым Океаном, вырастает Вырий
(Священный Дуб) – Древо Жизни.
Из желудей вылупляются первые птицы,
ассоциирующиеся у древних славян с душами
людей. По поверьям, души умерших улетают
в Рай, словно птицы на зимовку в теплые
края. Наши предки обращались к улетающим
птицам с просьбой принести весточку своим
предкам. В народных песнях весеннего
цикла сохранился мотив отмыкания ключом
Вырия, откуда возвращаются птицы.
Корнями Вырий обнимал
сушу, а кроной поддерживал Небо.
В его ветвях скрывались Солнце
и Луна. Ствол соотносится с
миром людей – Землей; здесь
строят свои ульи пчелы, приносящие
мед. У корней обитает всякая нечисть,
среди которой следует выделить Змея.
На ветвях сидит грифон (орел), символизирующий
солнце (гром). В древности грифона часто
изображали терзающим Змея. Таким образом,
он символизировал солнечного героя-змееборца;
божественную высшую силу (Свет), противостоящую
нижнему (хроническому) проявлению (Тьме).