Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:47, контрольная работа
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
Неподалеку от
древа расположены колодцы с
чистой студеной водой. На
К мировому дереву
славян весьма близок
По мере усложнения
образа возникло представление,
С помощью Мирового
Древа моделируется тройная
Позднее появился
миф о едином прабоге Неба
– Диве. Управляя Вселенной, он
проявлял себя как Сварог –
зодиак с дюжиной созвездий
и «Солнцем-Оком», летающим
Часто на стенах
хаты и на оконных стеклах
рисовали знак трезубца. В Карпатах
трезубец выкладывали из
Мировое Древо
символизирует центр (ось)
Другое мифологическое
воплощение столпа вселенной,
соперничающее по популярности
с мировым деревом, –
Мифология древних
земледельцев основывалась на
парадигме священного брака
Очень интересная символика скрыта в астральном культе Ужа. Он существовал на территории Украины в III тыс. до н.э. Древние славяне, возможно, имели представление о спиральном строении нашей галактики. Спираль, как известно, является древним «змеиным» символом. Один из древнеарийских курганов, по интерпретации Ю. Шилова, изображал змею Шешу (прообраз Бесконечности Вселенной в индуизме) в виде Священного Ужа. Древние трипольцы особое внимание уделяли дождю, олицетворявшему плодородие. Символически дождь ассоциировался с молоком Богини-Матери. Мириады звезд спиральной галактики Млечный Путь представлялись в древности брызгами молока. Поэтому нашу галактику называли Молочным (Млечным) Путем, в котором спиралью свернулся Змей. Бытовал миф о том, что уж – это Луна, а тело его скрывается в Млечном Пути – спиральной галактике. Древние славяне держали у себя прирученных ужей для защиты жилища от грызунов. Этих змей считали священными и поили молоком. Утверждали, что прирученный уж может накормить оставленного родителями младенца. Выкормленный змеей ребенок становился впоследствии сильным магом. Историк-краевед О. Знойко в 70-х гг. прошлого века на Черниговщине наблюдал, как в украинских хатах ужи пьют молоко из блюдечек, как это было еще в трипольские времена.
В славянском
календаре есть два праздника,
во время которых вспоминают
змей (чаще это безобидные ужи).
25 марта – время, когда «на
юрьеву росу» выгоняют скот
и змеи выползают из-под земли,
Изображения змей –
змейки – украшали древние
сосуды с водой. Змеи из
Змеи из свиты богов подземного царства – Вия, Смерти, Мары, Чернобога, Кащея и др. стерегут преисподнюю. Вариант змея – владетеля подземного царства – Ящер, реже – Рыба. Ящер часто встречается в народных песнях архаических времён, иногда, утратив древний смысл символики, его называют Яша.
Астральные культы
были очень важны для
Ежегодный круговорот
Солнца, знаменующий возрождение
и рост природных сил, виделся
нашими предками в образе
Новый год начинался
в день весеннего
Летнее солнцестояние,
когда Солнце достигало своей
наивысшей точки над
Солнце осеннего
Месяцы представлялись как двенадцать братьев, восседающих на небесах вокруг пылающего солнечного костра. Помните сказку «Двенадцать месяцев»? Братья были разного возраста – юны, зрелы, немолоды и стары, олицетворяя четыре поры года. Славяне также почитали День и Ночь – по-видимому, брата и сестру, меняющих друг друга в господстве над миром.
Сварог – бог неба (как космоса), а Даждьбог – огонь (свет) небесный.
Даждьбог –
один из наиболее известных
богов восточнославянских
Существовал бог огня Сур (староукраинский Сур – Блеск Неба в значении зодиака или Солнца, летящего через 12 созвездий), изображенный на алтаре Софиевского собора в Киеве символическими свастиками. Солнце в движении на Руси изображалось свастикой, а без одной ветви являлось знаком Огня – триквестера. То, что Сур был небесным огнем зодиака, очевидно из обрядов праздника Рождества Вселенной – Сварога.
Арабский путешественник и географ Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн (X в.) приводит интересную легенду о славянском храме-обсерватории. Находился храм на одной из самых высоких гор: «Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков».3
3. «Велесова книга» как артефакт. Русские эпосы, письменность, летописание.
Одной из самых больших сенсаций в области исторических открытий нашего века является находка «Велесовой книги» — языческой летописи доолеговой Руси. История эта напоминает приключенческий роман... Шла гражданская война время великих потрясений, бед и лишений для нашего народа. Многострадальная Россия разделилась на два враждующих лагеря. Многие памятники истории тогда погибли. В слепой ярости ко всему «барскому» уничтожались шедевры мировой и отечественной культуры, но и в те страшные годы находились люди, которые пытались хоть что-то спасти.
Среди них оказался полковник белой армии, командир дивизионной батареи А. Ф. Изенбек, страстно интересовавшийся древней историей отечества. В 1919 году после очередного боя судьба забросила его в разграбленное имение князей Куракиных под Орлом. В библиотеке разоренной усадьбы он случайно заметил валявшиеся на полу испещренные неизвестными письменами дощечки, сильно разрушенные временем. Многие из них были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек собрал заинтересовавшие его дощечки и взял их с собой, еще не зная, какую цену они представляют.
После окончания гражданской войны полковник и дощечки оказались в Брюсселе. В 1924 году о них узнал писатель и историк Ю. П. Миролюбов, в русских эмигрантских кругах известный как исследователь религии древних славян и русского фольклора. Он первый из исследователей предположил, что текст дощечек написан на неизвестном древнеславянском языке. В течение последующих 15 лет он неустанно занимается переписыванием и расшифровкой дощечек.
Это была кропотливая, по словам Миролюбова, работа. Он с трудом разбирал текст, так как дощечки были сильно повреждены и требовали реставрации. Поверхность их была исцарапана, местами они были совсем испорчены какими-то пятнами и покоробились, точно отсырели. Лак, их покрывавший, кое-где поотстал. Под ним была древесина темного дерева. Изенбек думал, что дощечки березового дерева, возможно, и букового.
Сами дощечки были приблизительно одинакового размера - 38х32 сантиметра, а толщиной в полсантиметра.
«Похоже, что их резали ножом, а никак не пилой,— писал Миролюбов.— Текст был написан или нацарапан шилом, а затем натерт чем-то бурым, потемневшим от времени, после чего покрыт сверху лаком или маслом.
Каждый раз для строки проводилась линия, довольно неровная. На другой стороне текст являлся как бы продолжением предыдущего, так что надо было переворачивать связку дощечек (как листы отрывного календаря). В иных местах, наоборот, каждая сторона была как бы страницей в книге. Сразу видно, что это многосотлетняя давность. На полях некоторых дощечек изображены головы быка, на других лучи солнца, на третьих изображения других животных, может быть, лисы или собаки... Буквы не все одинаковой величины, были строки мелкие, а были и крупные. Видно, что не один человек их писал. Точное количество дощечек пока установить не удалось».
Миролюбов понимал ценность находки и неоднократно предлагал Изенбеку показать дощечки специалистам либо сфотографировать их, но Изенбек постоянно преследовала маниакальная тревога за судьбу реликвий, вплоть до того, что он даже не разрешал Миролюбову вообще выносить дощечки из своего дома. Миролюбов переписывал их в присутствии хозяина. Ученый-энтузиаст соглашается работать в любых условиях, лишь бы иметь доступ к ценнейшему историческому материалу. Опасения не оказались безосновательными: дальнейшая судьба дощечек трагична. После смерти Изенбека в оккупированном немцами Брюсселе в 1943 году они исчезли вместе со всем его имуществом и большим количеством картин. К этому приложило руку, по словам свидетелей, гестапо.
Информация о работе Специфика культуры Древней Руси: общее описание