Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:14, контрольная работа
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.
Страна пирамид. Культурное наследие Египта.
1. Общая характеристика.
2. Проявление культуры Египта через изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
3. Научные знания
4. Заключение.
Список литературы.
Российская культура восемнадцатого века. Наука, архитектура, живопись, литература.
Общая оценка русской культуры 18 века
Русская наука. М. В. Ломоносов.
Архитектура.
Литература
Живопись
Заключение
Список литературы.
III. Тест. Найдите соответствие между понятиями и их значением в проблеме :
Культура – многофункциональная система.
Скульптура
Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и была частью храмов и гробниц. Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни. В скульптуре так же, как и в живописи, существовали особые каноны. Они установились на ранних этапах египетской истории и сохранялись на протяжении двух тысячелетий. Важная черта египетской скульптуры, которая сразу бросается в глаза, - ее квадратность. Глядя на статую, вы практически можете увидеть каменный блок, из которого она была вытесана. К ней применим «закон фронтальности», поскольку большинство статуй ставилось возле стены, и предполагалось, что на них будут смотреть, если они вообще выставлены на обозрение, спереди; но статуя вполне может соответствовать этому закону и все-таки не быть «квадратной». Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под прямым углом; особенно квадратной была сидячая скульптура, одна из наиболее распространенных.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Для всех характерны следующие художественные приемы: симметричность; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед, прямые ноги, негнущиеся спина и шея; никогда не встречается поворота туловища или головы; все тело выпрямлено; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красновато коричневого цвета, женских- желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета. Еще одна важная черта египетской скульптуры любого периода – то.что тело не изображалось в деталях. Мускулатура едва обозначена; туловище – набор гладких плоскостей, ноги и руки – колонны. Даже в поздний период, когда была сделана попытка показать мускулатуру, изображение ее было столь же формально и безжизненно. Но статуи не мертвы, но как бы заморожены, схвачены в конкретный момент времени. Под гладкой полированной поверхностью есть кости, но нет нервов, нет сухожилий и всего лишь несколько больших мышц. Мышцы навсегда застыли; они не работают. Каноны фиксировали не только форму скульптуры, но и позы и осанку. Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Слуги были личностями совсем незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые вовсе не подобали аристократу.
В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии. В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур-характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий. Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения : гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами. ”Вспомнились” древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога. Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
Рельефы и росписи.
Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено. Характерные особенности изобразительного канона в рельефе сложились еще в до династический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства. Известная “Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет, содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся :
1.Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса).
2.Композиционная организация сцен (внутри поясов) на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем и богов, изображали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.
5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше.
6.Единство изображений и иероглифических надписей. Наиболее распространенной темой рельефов и росписей была тема пира, обычно связанного с заупокойным культом. Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства, поскольку любая сюжетная композиция использует много различных “элементов” -человеческие фигуры, предметы обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все
это множество изображений
3.Научные знания
Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной.
Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.
Определение
начала, максимума и окончания
подъема воды в Ниле, сроков посевов,
вызревания зерна и жатвы, необходимость
в измерении земельных
Египтяне
хорошо изучили видимое простым
глазом звездное небо, они различали
неподвижные звезды и блуждающие
планеты. Звезды были объединены в созвездия
и получили имена тех животных,
контуры которых, по мнению жрецов,
они напоминали («бык», «скорпион»,
«гиппопотам», «крокодил» и др.). Были
составлены довольно точные каталоги
звезд, карты звездного неба. Одна
из наиболее точных и подробных карт
звездного неба помещена на потолке
гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.
Научным и техническим
Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.
Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.
По всей
Передней Азии славились своим искусством
египетские врачи. Их высокой квалификации
бесспорно способствовал широко
распространенный обычай мумификации
трупов, во время которой врачи
могли наблюдать и изучать
анатомию человеческого тела и его
различных органов. Показателем
больших успехов египетской медицины
является тот факт, что до нашего
времени сохранилось 10 медицинских
папирусов, из которых настоящими энциклопедиями
являются большой медицинский папирус
Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический
папирус Эдвина Смита (свиток длиной
в 5 м). Для египетской медицины характерным
являлась дробная специализация
врачей. «Каждый врач,— писал
Геродот,— излечивает только одну болезнь.
Поэтому у них полно врачей,
одни лечат глаза, другие — голову,
третьи — зубы, четвертые — желудок,
пятые — внутренние болезни». Врачи
выделили и рекомендовали методы
лечения около сотни различных
болезней. Одним из высших достижений
египетской и всей древней медицины
было учение о кровообращении и сердце
как его главном органе. «Начало
тайн врача,— говорится в папирусе
Эберса,— знание хода сердца, от которого
идут сосуды ко всем членам, ибо всякий
врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий
заклинатель, касаясь головы, затылка,
рук, ладони, ног, везде касается сердца:
от него направлены сосуды к каждому
члену». Найденные при раскопках
гробниц разнообразные
Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов.
Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии — словники. Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина).
Информация о работе Страна пирамид. Культурное наследие Египта