Страна пирамид. Культурное наследие Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Содержание работы

Страна пирамид. Культурное наследие Египта.
1. Общая характеристика.
2. Проявление культуры Египта через изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
3. Научные знания
4. Заключение.
Список литературы.


Российская культура восемнадцатого века. Наука, архитектура, живопись, литература.

Общая оценка русской культуры 18 века
Русская наука. М. В. Ломоносов.
Архитектура.
Литература
Живопись
Заключение
Список литературы.

III. Тест. Найдите соответствие между понятиями и их значением в проблеме :
Культура – многофункциональная система.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 153.13 Кб (Скачать файл)

Эпицентром  передовых веяний в архитектуре  и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница  века, задуманная как образец новой  культуры. В первые годы существования  Санкт-Петербурга развернулось широкое  мазанковое строительство. В ходе строительства  мастера осваивали деревянные конструкции  так называемого «прусского образца» т. е. облегченный характер стен, плоские  перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической  новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие  городские здания, что было широко распространено в северно-европейских  странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С размахом же каменного строительства  усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить  толщину стен строившихся зданий без существенного снижения прочности  зданий. Например, во дворце А. Меньшикова на Васильевском острове толщина  стены в верхних этажах всего  в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это  не замедлило дать результаты. Город  был создан в рекордные сроки - временный деревянный Петербург  быстро сменился каменным. К концу  царствования Петра I он уже удивлял  приезжих иностранцев величием и  красотой. В созданном в 1751 г. труде  о Петербурге автор имел основание  записать: «сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен, что перед  многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе имеет знатное  преимущество». В Петербурге впервые  был разработан регулярный план застройки  города и ставший градообразующий  его основой. План П. М. Еропкина (1737) и последующие за ним проекты  закрепили эту закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели  и петербургские площади. Они  получили географические очертания  с обстройкой их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая площадь  на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая тенденция  к скульптурной экспрессии форм сказалась  на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен  и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые  объемно-пластические акценты и  несвойственные ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица  Петербург становится символическим  воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего  порядка. Сферой, где также обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были основанные в первой половине века «города-крепости» и «города-заводы». Особое значение имел опыт строительства Таганрога, Воронежа, Азова, перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.

Неоценимую  роль в этом сыграли великие русские  и иностранные архитекторы. Одним  из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в  России был Растрелли Франческо  Бартоломео (1700-1771 г.), сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, однако архитектурно-строительный опыт приобрел в России; будучи одаренным  художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее  в архитектурном мире России положение  «обер-архитектора». Его талант проявился  в создании таких шедевров как  Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой  дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце), и многом другом. Все  они ярко характеризуют стиль  барокко середины XVIII века и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще  одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио  Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под  влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно  сказать, что Ринальди представитель  раннего классицизма. К его творениям  относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини  Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.), относимый к уникальному явлению  в архитектуре России, Дворец в  Гатчине (1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г. Г. Орлова. А. Ринальди выстроил также несколько  православных храмов, сочетавших в  себе элементы барокко - пятиглавие куполов  и высокой многоярусной колокольни. Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в  архитектуре был ученик архитектора  Коробова – Кокоринов А. Ф. (1726-1822 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью  проявился стиль классицизма  принято относить здание Академии художеств  в Петербурге, выстроенного на Невской  набережной Васильевского острова (1764-1788 г.). Необычайно красивый фасад  и многофункциональные кабинеты и залы этого здания соответствовали  все возрастающему престижу русского искусства. Характерной чертой русского классицизма в скульптуре  была  теплота, человечность. Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается Баженов В. И. (1737-1799 г.). Начальные познания в зодчестве он получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета. Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания профессора Римской национальной академии искусств, членство во Флорентийской и Болонской академиях художеств - поистине мировое признание его таланта. По возвращении в Петербург (1765 г.) В. И. Баженова избрали академиком Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-президентом. К первым работам В. И. Баженова относятся строительство здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не разгаданный проект Смольного института (не осуществлен). Завершением творчества В. И. Баженова предстает проект строительства Михайловского замка в Петербурге, однако, закончить его Баженову не удалось, и со значительными изменениями дворец был достроен архитектором В. Ф. Бренном. Еще один выдающийся русский архитектор – Казаков М. Ф. Свое образование он получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского в Москве, большую роль в развитии природного дарования М. Ф. Казакова сыграла работа в Твери, а затем семилетнее пребывание а архитектурной команде В. И. Баженова в период работы над проектом Большого Кремлевского дворца. Творческим кредо сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом проявлении. Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле, искусно сооруженное им в 1776–1787 г. Можно предположить, что характер архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой неосуществленного Кремлевского дворца В. И. Баженова. Следующим крупным общественным зданием, возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это здание является прекрасным образцом классицизма, соответствующее престижу русской науки, имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное место в архитектуре московского классицизма и в творчестве М. Ф. Казакова занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания, мастерски перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 г.). В строительстве мастер так же использовал классическую круглую композицию применительно к православному храму. Еще очень и очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими странами.

4.Литература.

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты  подымающейся нации.  Возрастает  общественная  роль  художественной  литературы,  которая постепенно  теряет  прежний  анонимный  и  рукописный  характер.   Передовые писатели выступают активными борцами  за  идеи  просветительства;  возникают первые литературные журналы. Главное  содержание  культурного  процесса   середины   XVIII   в.   —становление русского классицизма, идейной основой которого  была  борьба  за мощную  национальную  государственность  под  эгидой  самодержавной  власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии. Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии  западноевропейского  классицизма,  они  стремились  придать  этому течению черты национального своеобразия. В отличие от западноевропейского классицизма, в  русском  классицизме, полном пафоса гражданственности, были  сильны  просветительные  тенденции  и резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе  русский  классицизм  представлен  произведениями  А.  Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.  А.  Д. Кантемир  явился  родоначальником  русского  классицизма,   основоположником наиболее  жизненного  в  нем  реально-сатирического  направления  —   таковы известные его сатиры. В.  К.  Тредьяковский  своими  теоретическими  трудами способствовал   утверждению   классицизма,   однако   в   его    поэтических произведениях   новое   идейное   содержание   не   нашло    соответствующей художественной  формы.  Это  было  достигнуто  в   жанре   торжественной   и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма  и  обращение  к монарху  были  поводом  для  пропаганды   идеи   общенародного   культурного прогресса.

По-иному  традиции русского классицизма проявились в сочинениях  А.  П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я.  Б.  Княжнин  и  др.), которая  защищала  идею  неразрывности  интересов  дворянства  и   монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма.  В  трагедиях он под влиянием действительности  того  времени,  часто  обращается  к  теме восстания  против  царизма,  например  в  политической   трагедии   «Дмитрий Самозванец».  В  своем   творчестве   Сумароков   преследовал   общественно- воспитательные цели, выступая с  проповедью  высоких  гражданских  чувств  и благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав»,  -  писал А. П. Сумароков.

С 70-х  годов XVIII  в.  русский  классицизм  в  литературе  переживаеткризис; обострение социальных противоречий и  классовой  борьбы  приводит  к проникновению в литературу новых  тем  и  настроений.  Так,  республиканские мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то  же время  гражданская  тематика  оттесняется  любовной  лирикой.  Из   ведущего литературного   направления   классицизм   становится   литературой    узких реакционно-крепостнических кругов.

Классицизм  не был единственным  течением  дворянской  культуры  в  век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой  внимание к чувствам и интересам  простого  человека,  преимущественно  из  «среднего» класса. Трагедию заменили «слезная  мещанская  драма»  и  комическая  опера. Возвышенный  язык  трагедийных  героев  перестает  волновать  слушателей,  с восторгом  встречающих  «смешение  в  действиях   забавы   с   горестью»   и обливающихся  слезами  над  чувствительными   повестями.   Создатель   жанра сентиментальной   повести   и   сентиментального   путешествия   в   русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие  переживания  простых людей.  Однако  в  своих  произведениях  он  в  консервативном  духе рисовал  идиллические  отношения  между  помещиками  и  крестьянами.

Мятежное  поэтическое  творчество  неизменно  сопутствует  народу   на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом  на  крупнейшие события  действительности. В различные эпохи  народное  творчество  принимало  разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение  новых  тем  и  образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями. Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Вместе  с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев. Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в.  пользовались  популярностью  ранее созданные песни  о  Разине,  о  «добрых  молодцах,  вольных  людях».  Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в. продолжали широко  бытовать  традиционные  жанры  народного творчества —  былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые  песни  и  т.  д. Нельзя считать  случайностью,  что  в  XVIII  в.  были  записаны  пословицы, отражающие представление о воле: «воля господину, а  неволя  холопу»,  «воля неволи не хочет», «в поле-воля». В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного  творчества, которые  не  могли  быть  напечатаны  из-за  цензурных  рогаток.  Таков   «Плач   холопов»,   который   выразительными   сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение  крепостных.  «Куда  бы ты ни сунься — везде  господа»,  —  горестно  восклицает  неизвестный  автор  «Плача»; смерть — вот единственное избавление  от  тяжелой  судьбы.  Трудная жизнь голодающих дворовых  отразилась  в  крестьянской  «Повести  пахринской деревни Камкина». То  жалоба,  то  горький  смех  сквозь  слезы  слышатся  в рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом  паспорте»  автор  с горечью говорит о невозможности  беглому  крестьянину  найти  работу;  нищета толкает его на путь грабежа  и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко  описана в рукописных повестях солдатского происхождения —  в пародийной челобитной  к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные  листы — такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в  иносказательной  форме выражаются мечты народа о  социальной справедливости.

Основные  мотивы устной народной драмы —  резкое  обличение  царя-злодея (драма  «Царь  Максимилиан»),  насмешка  слуги  над  разорившимся  дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе  над  дворянами  («Лодка»).  Этот  жанр устного народного творчества отразил в доходчивой  игровой  форме  классовые противоречия того времени.

5.Живопись

Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении  и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых  новые задачи оказались не по плечу. Поначалу процесс перестройки художественного  сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей  школы разных художеств появилась  еще при Петре I, который дал  указание о разработке проекта такой  Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать  эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже  в 1758 г. стараниями М.В. Ломоносова и  И.И. Шувалова (президент Академии 1757 г. –1763 г.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор  Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана  русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована  в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В  ее среде выросло новое поколение  художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием Академии художеств  эпизодические поездки русских  учеников за границу превращаются в  постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались  лучшие выпускники.

Наиболее интересным явлением в  искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н. Никитин (ок. 1680 – 1742) Творчество Ф. С. Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных  и труднообъяснимых страниц нашей  культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г. Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют  о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом для изображения  весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло  из-под кисти художника – поэт В. И. Майков (1769-1770 гг.), почти все  семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А. Воронцова  и дети (1770-е). В период восьмидесятых  годов восемнадцатого века в портретах  Ф. С. Рокотова преобладает оттенок  горделивого сознания собственной  значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е. Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е. Н. Орловой. Современником Рокотова был Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.). Сын  священника Левицкий родился на Украине. Его отличает умение передавать внешнее  сходство модели в сочетании с  её психологическим образом. Около 20 лет Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой  школы русских портретистов, но задавал  тон и уровень высокой репутации  портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались  и камерные портреты и парадное изображение  в рост. Неудивительно, что круг его  заказчиков весьма обширен. Это и  богач Демидов, чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица  Урсула Мнишек (1782 г.), и итальянская  актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого  занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в «Видении Мурзы» Г. Р. Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям.

Информация о работе Страна пирамид. Культурное наследие Египта